Тема: “Путешествие в зимний лес”
Программное содержание:
– познакомить детей с новым
видом штриховки;
– развивать зрительное и слуховое внимание;
– учить детей обводить
рисунок точно по линиям, не отрывая карандаша от
бумаги;
– закрепить гигиенические
правила письма;
– развитие мелкой моторики
пальцев рук;
– развивать навыки учебной
деятельности.
Словарная работа: снег, снеговик, снежинка, снегурочка, метель, снегопад, штриховка.
Материал: цветные мелки, проволочки на каждого ребёнка, карточки для каждого ребёнка, цветные спички, обои, доска большого формата, кружки разного размера (2 больших, 3 маленьких) на каждого ребёнка, мяч, образцы зрительного и слухового диктанта.
Ход занятия
Организационный момент- Игра с мячом “Назови снежные слова (снег, снеговик, снежинка, снегурочка)”
Приглашаю вас, ребята, на прогулку в сказочный зимний лес…Мы не просто будем гулять - поиграем в соревнования, а чтобы не замерзнуть, разогреем-ка наши пальчики! (Пальчиковая гимнастика):
Раз, два, три, четыре, пять (Загибание пальцев поочередно на правой руке)
Будем пальчики считать:
Крепкие дружные, (Ритмичное сжимание и разжимание правого кулачка)
Вот такие нужные
На другой руке опять (Загибание пальцев на левой руке)
Раз, два, три, четыре, пять
Крепкие, дружные (Ритмичное сжимание и разжимание левого кулачка)
Вот такие нужные.
А теперь, будьте внимательны! Соревнования начинаются!
ЗАДАНИЕ № 1 “Обведи рисунок” “рис.1”
Нужно провести, не отрывая карандаш от бумаги, по линиям путь от детского сада до леса. Уточняю, как нужно держать карандаш: свободно в трех пальцах – указательный свободно поднимаем, выполняем движение по показу:
– круговое
– назад-вперед
– рисование в воздухе
волнистых линий, прямых.
Задание: поставьте карандаш на начало линии-дороги.
Установка для детей: работать должны в одном темпе, вместе начать и вместе закончить.
Внимание: начали.
Самостоятельная работа детей по заданию.
Контроль за посадкой детей (предлагаю детям заканчивать работу, закончили работу).
Упражнение на расслабление пальцев рук:
Установка: - поставьте карандаш на начало линии (дороги), работать в одном темпе: вместе начинать, вместе заканчивать…Самостоятельная работа детей.
ЗАДАНИЕ № 2 “Зрительный диктант “Снежинки” “рис.2”
- Снежинки сделаем из волшебных палочек (рассматривание образца)
Самостоятельная работа детей.
Анализ выполненного задания – сравнение снежинок.
ЗАДАНИЕ № 3 “Штриховка”, “рис. 3”
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель)
ИГРА на внимание “Четвертый лишний”.(3 картинки с метелью, 1 – со снегопадом).
Цель – найди лишнюю картинку и объясни, почему так думаешь.
ИГРА “Найди нужную штриховку”.
Цель – рассматривание образцов штриховки и выбор нужной.
Обобщение – можно нарисовать метель (показ образца).
ЗАДАНИЕ № 4 – прорисовка в воздухе левой и правой рукой.
– Контроль над качеством выполнения, добиваться проговаривания движений руки.
– Рисование мелком на доске. Контроль над выполнением.
– Пальчиковая гимнастика “Метель”.
ЗАДАНИЕ № 5 – рисование на обоях:
- по точкам;
- самостоятельно.
Добиваться проговаривания движений руки – точка, вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз…
Анализ выполнения.
ПСИХОГИМНАСТИКА
- – Какое настроение у людей, когда на улице дует сильный ветер и начинается метель? Почему? (Дети показывают с помощью мимики плохое настроение)
- А когда метель заканчивается, какое настроение у людей? Почему? (Показ с помощью мимики веселого настроения)
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
Мы бежим с тобой на лыжах.
Снег холодный липнет мигом,
А потом на коньках,
Но упали мы – ах!
А потом снежки катали,
А потом без сил упали
И домой мы побежали.
СЛУХОВОЙ ДИКТАНТ “Игра в снежки” “рис. 4”
Раздаю детям снежки (кружки разного размера: 2 – больших, 3 – маленьких)
Предлагаю поиграть с ними, обращаю внимание детей на то, что снежки разные по размеру.
Предлагаю поиграть в игру “ Внимательные ушки”. Дети слушают задание.
Самостоятельная работа детей, сравнение с образцом, анализ выполнения.
ЗАДАНИЕ № 6 “Извилистая тропинка”
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, но в лесу нет прямых дорог, а лишь множество извилистых тропинок…
Выйти из леса мы сможем только тогда, когда правильно “сплетём” тропинки из проволоки; а помогут нам в этом штриховки (выставление образцов штриховки) “рис. 5”
Самостоятельная работа детей с проволокой.
ИТОГ. - Вот мы и вернулись в детский сад. Наше путешествие закончилось.
Чему же мы научились в лесу? (ответы детей)