Вид: Совместные математические игры.
Цели:
-Формировать представление о числах первого десятка как о существенных признаках.
-Закреплять счёт наизусть в пределах 10.
-Закреплять зрительное представление о числах первого десятка.
-Стимулировать эстетическое отношение к цифрам.
-Развивать умение действовать по словесному указанию, доводить задание до логического конца.
-Развивать пальчиковую моторику, закреплять умение выкладывать из счётных палочек силуэт.
-Развивать умение отсчитывать по заданному числу, соотносить отсчитанное количество с цифрой.
-Развивать двигательное представление об изображении цифр, учить рисовать цифру по точкам.
-Развивать интерес к знаниям, чувство удовлетворения от собственного успеха.
Словарь: Цифры, Юля и Павлик, Зайчонок, медвежонок Винни – Пух, выложи.
Методические приёмы: Показ, словесное пояснение, практическая деятельность детей, стихи – считалки, дидактические игры.
Материал: Самодельные куклы Юля и Павлик, мягкие игрушки (заяц, медведь), карточки с морковками от 1 до 10, счётные палочки в коробках по количеству детей, карточки - образцы “Ёлочка”, нарисованная из палочек, картина на фланелеграфе: “Винни – Пух у дуба”, карточки на каждого ребёнка с цифрами от 1 до 10.
Предварительная работа: научить 2-3 детей перебрасывать мяч руками кукол Юли и Павлика, имитируя игру.
1. Организационный момент: Обращаю внимание детей на то, что наши друзья Юля и Павлик, бросают друг другу мяч и что-то бормочут. Предлагаю подойти поближе и потихоньку послушать.
Подходим к детям, которые держат кукол, бросают друг другу мяч и называют вразброс цифры. Обращаюсь к куклам: “Юля и Павлик, что вы здесь делаете?” - “Учимся считать, мы видели, как хорошо и дружно играют дети, как быстро они считают. Нам тоже очень хочется научиться считать и весело играть”. Обращаюсь к детям: “Ну что, ребята, поможем нашим друзьям научиться считать и весело играть? (Ответы детей.) Молодцы, я и не сомневалась, что вы очень добрые и дружные дети!” (рис.1)
2. “А начнём мы с весёлой игры “Салки с ленточкой”, где играющие прикрепляют сзади цветные ленточки, считалкой выбирают водящего”. Выбираю девочку, которая читает считалку, ходя по кругу: “Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, выплывает белый месяц, кто до месяца дойдёт, тот игру сейчас начнёт”. Водящего выбрали. По сигналу: “Раз, два, три – беги!” - все разбегаются. А водящий, бегая за детьми, старается вытянуть у кого – либо ленточку. “Раз, два, три, в круг скорей беги!” - произношу я, и все играющие быстро должны встать в круг. Все хором считаем ленточки: “Одна, две, три…Молодец, водящий”. Дети просят повторить игру ещё раз, снова выбираем водящего, но уже другой считалкой: “Один, два, три, четыре, пять, нам друзей не сосчитать, а без друга в жизни туго, выходи скорей из круга”. Игра повторяется ещё раз. Кукол сажаем на диван.
3. Выношу игрушку – зайчонка и обращаюсь к детям: “Ребята, к нам за помощью пришёл зайчонок Пушистик. Все вы знаете, что люди весной сеют морковь, сажают лук. Вот и Пушистик в своём сказочном огороде посеял морковь, чтобы сделать запас на зиму. На каждой грядке выросло так много морковок, что зайчик не смог их сосчитать. Поможем Пушистику? (Ответы детей). Проводится дидактическая игра “Помоги Пушистику”. На столе раскладываем карточки с морковками по порядку, от 1 до 10. В это время читается стихотворение:
- Сосчитайте все, кто ловок, сколько выросло морковок?
-Грядка первая видна и морковка здесь (ответы детей) – одна!
- Дальше, это знают все, будет их на грядке (ответы детей) – две!
- А на третьей, посмотри, сколько там морковок? (ответы детей) – три!
- Нет еды вкуснее в мире. Их теперь уже (ответы детей) – четыре!
- Сосчитаем-ка опять: и морковок стало (ответы детей) – пять!
- Витаминов в них не счесть, здесь морковок красных (ответы детей) – шесть!
- Пользы много будет всем, если съесть морковок (ответы детей) – семь!
- Мы у зайца их попросим, нам морковок нужно (ответы детей) – восемь!
- Девять – ёжику подарим, десять – белочке оставим.
- Огородник очень ловок – много вырастил морковок.
Дети считают морковки на каждой картинке, кладут карточку с нарисованным числом (рис.2).
4. Обращаюсь к детям: “Молодцы, ребята, хорошо помогли Пушистику сосчитать морковки. И Юля с Павликом нам хорошо помогали, молодцы! Они скоро научатся считать. Но что – то наш Пушистик забеспокоился. Что случилось? (Изображаю разговор с зайчонком) – Ребята, Пушистик говорит, что сюда идёт лиса, а он очень её боится, говорит, что ему некуда даже спрятаться. Зайчонку срочно нужно помочь. Но как? (Высказываются дети). – Правильно, давайте сделаем много ёлочек, и зайчик спрячется под ними. Лиса его никогда не найдёт”.
Дети садятся за стол, где приготовлены образцы ёлочек, счётные палочки. Даю задание детям:
- посчитать, сколько нужно палочек для одной ёлочки;
- отсчитать столько палочек;
- выложить ёлочку по образцу.
Поместить зайчика среди ёлочек, сказав, что дети молодцы, помогли Пушистику (рис.3).
5. Предлагаю поиграть с Пушистиком, став тоже зайчишками (надеваем на голову заячьи ушки). Провожу динамическую паузу “Зайцы”:
- Скачут, скачут в лесочке | - Прыжки на месте на двух ногах |
Зайцы – серые клубочки. | - Руки возле груди, как лапки у зайцев. |
Прыг – скок, прыг – скок | - Прыжки вперёд – назад – 2 раза |
Встал зайчонок на пенёк | - Встать прямо, руки опустить. |
Всех построил по порядку. | |
Раз! Шагают все на месте. | - Шаги на месте. |
Два! Руками машут вместе. | - Руками перед собой, выполняют движение “ ножницы”. |
Три! Присели, дружно встали | - Присесть, встать. |
Все за ушком почесали. | - Почесать за ухом. |
На “ четыре” потянулись. | - Выпрямиться. |
Пять! Прогнулись и нагнулись. | - Прогнуться, наклониться вперёд. |
Шесть! Все встали снова в ряд. | - Построиться в ряд. |
Зашагали, как отряд! | - Шаги на месте. |
6. Обращаюсь к детям: “А у нашего Пушистика в лесу есть хороший друг, медвежонок Винни – Пух. Давайте все вместе отправимся и посмотрим, чем он занимается”. Подвожу детей к фланелеграфу, на котором изображена сосна, дети располагаются перед фланелеграфом на ковре (поза: ноги по – турецки или сидя на пятках). Продолжаю беседу: “Медвежонок Винни – Пух, очень любит мёд. Увидел он высоко – высоко на дереве пчелиное гнездо и полез за мёдом. Мишка очень любит мёд. Отчего? Кто поймёт? В самом деле, почему мёд так нравится ему? Чтобы не было скучно, медвежонок решил всё вокруг считать:
- Я медвежонок. Я один.
- Возле сосны растут грибы – мухоморы. Сколько их? (Ответы детей) – Правильно, их два!
- Сколько белочек сидит на ветке? (Ответы детей) – Правильно, три белочки.
- Сколько божьих коровок ползёт по стволу? (Ответы детей) – четыре.
- Сколько облачков в небе? (Ответы детей) – пять.
- Сколько больших веток у сосны? (Ответы детей) – шесть.
- Сколько птиц сидит на сосне? (Ответы детей) – семь.
- Сколько шишек выросло на сосне? (Ответы детей) – восемь.
- Сколько бабочек летает вокруг? (Ответы детей) – девять.
- А это кто жужжит у самого дупла и норовит укусить за нос, да это же пчёлы! Сколько их? Так много – десять.
- Одна пчела так больно укусила медвежонка за нос. Ой! Медвежонок свалился с дерева. Все дети, Юля, Павлик, Пушистик жалеют Винни – Пуха. По мере того, как дети вместе с медвежонком считают всё, что попадается на глаза, рядом с деревом крепятся карточки с числами от 1 до 10.
- Ну вот, не получилось у Винни – Пуха полакомиться мёдом, зато он научился считать так же, как Юля и Павлик (рис.4).
7. Обращаюсь к детям: “Вот видите, ребята, пока мы учили считать Юлю и Павлика, сколько мы нашли друзей: Пушистик, Винни – Пух. Давайте, прежде чем с ними попрощаться, сделаем им на память подарки. Что же можно им подарить? (Ответы детей). – Ребята, у меня есть карточки с не раскрашенными цифрами. Выберите цифры, которые вам больше всего нравятся, раскрасьте их, и подарите нашим гостям, чтобы они умели считать и никогда нас не забывали”. Самостоятельная работа детей по разукрашиванию цифр разноцветными фломастерами. Дети дарят подарки Пушистику, Винни – Пуху, Юле и Павлику, которые сидят на стульчиках.