Цели: повышение педагогического мастерства воспитателей, формирование умения предвидеть результаты своих поступков, овладение искусством общения. Формирование умения общаться с родителями
План:
“Кувшин наших эмоций”: три основных правила “активного слушания”
-Признаки правильного понимания ребенка
-Чувства ребенка (самостоятельная работа)
Что нам мешает слушать ребенка?
-Я – сообщение
-Самостоятельная работа
Решение педагогических ситуаций
Конспект консультации.
Концентрация внимания слушателей, объединение общей идеей. Упражнение “Три слова”: берутся три слова, несвязанные между собой по смыслу, надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова; можно менять падежи, дополнять другими словами.
1 вариант: мама, дочь, книга;
2 вариант: телевизор, ребенок, книга;
3 вариант: взрослый, ребенок, карандаш.
ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.
Педагогическое общение – это… (вопрос к педагогам) система взаимодействия педагога с детьми с целью познания их, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата.
Главное условие успешного общения с людьми – это…(вопрос к педагогам)
хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций.
По определению психологов различают шесть основных видов эмоций. Какие? Какие самые неприятные? Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; его взаимоотношения с окружающими.
Представим “кувшин” наших эмоций – рис.1 (переработка “сосуда” В.Сатир; II , III , IV части кувшина “закрыты” и открываются по мере необходимости).
Рис. 1
В I- самой верхней его части – гнев, злоба, агрессия. Подумайте, а от чего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев – чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывается II часть кувшина на рисунке) боль, обида, страх. Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда “кувшина наших эмоций”.
Педагогические ситуации:
-Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний сын в слезах: “Он отнял мою машинку…”
-Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель: “Больше я туда не пойду!..”
Ваша реакция?
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно…первое, что нужно сделать – дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях, СЛЫШИТЕ его. Надо внимательно его выслушать! Лучше всего сказать, что, по-вашему, мнению, чувствует сейчас ребенок, желательно назвать по имени его чувство.
АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА – ЗНАЧИТ ВОЗВРАЩАТЬ ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ ПОВЕДАЛ, ПРИ ЭТОМ, ОБОЗНАЧИВ ЕГО ЧУВСТВА.
В I ситуации:
Ребенок: "Он отнял мою машинку!"
Мама: "Тты очень огорчен и рассержен на него…"
Во II ситуации:
Сын: "Больше я туда не пойду!"
Отец: "Ты больше не хочешь идти в школу…"
Но! Что мы обычно говорим в таких ситуациях?! “Ну, ничего, поиграет и отдаст”, “Как это ты не пойдешь в школу?!” Этими словами мы оставляем ребенка наедине с его переживаниями! И ребенок после этого считает (и правильно!), что его переживания не важны для взрослого!
ЧТО ОН САМ НИКОМУ НЕ НУЖЕН!
КАК ПРАВИЛЬНО АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?
1 – если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом, важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне, (контакт глаз); присядьте, притяните к себе ребенка, подойдите или придвиньте к нему свой стул. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате. Ваше положение, ваша поза – первые и самые важные сигналы о том, что вы готовы его слушать.
2 – если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросов, желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Ребенок: "Не буду играть с Пашей!"
Взрослый: "Тты на него обиделся."
3 – полезно повторять, делать паузы, а потом обозначить его чувства.
Боль, обида, страх возникают у человека …(открывается III часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.
Самостоятельная работа: перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу “чувства ребенка” В левой колонке прочтите описания ситуаций и напишите какие, по вашему мнению, ребенок испытывает чувства.
Ситуация и слова ребенка |
Чувства ребенка |
Ваш ответ |
1.(Образец) “Сегодня, когда я
выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня
портфель, и из него все высыпалось”. 2.(ребенку сделали укол, плачет): “Доктор плохой!” 3.(Старший сын – маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь!” 4.”Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись!” 5.(Ребенок роняет чашку, та разбивается): “Ой!!! Моя ча-а-шечка!” 6.(Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!” 7.”Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!”. |
Огорчение, обида |
Ты очень расстроилась, и было очень обидно |
ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?
Психологи проанализировали общение родителей с детьми и выделили типы АВТОМАТИЧЕСКИХ ответов родителей и вообще взрослых (рис.2)
Рис. 2
- Приказы, команды – сейчас же престань! Убери на место! Марш в кровать! Вынеси ведро! Замолчи!
Разумеется, дети бурчат, обижаются, упрямятся. Почему? Ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть с его проблему, понять его чувства.
- Предупреждения, угрозы – если ты не прекратишь плакать, я уйду! Если…я возьму ремень! Если…станет еще хуже! Не придешь вовремя – пеняй на себя!
Угрозы бесчисленны и неэффективны: у ребенка в этот момент и так неприятности; дети привыкают к угрозам и приходится выдумывать еще более страшные наказания.
- Мораль, проповеди – ты должен вести себя хорошо! Ты должен уважать старших! Каждый человек должен трудиться!
О моральных нормах надо беседовать в спокойной обстановке!
- Критика, выговоры, обвинения – давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течении дня в детском саду, дома: “Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка…Гулять не пойдешь, пока…” умножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит…Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей!
Ребенку постоянно приходится доказывать СЕБЕ И ВЗРОСЛЫМ, что он чего-то стоит!
Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то,
что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…
А ПРОСТО ЗА ТО, ЧТО ОН ЕСТЬ!
(открывается IV часть кувшина на рисунке 1)
Верджиния Сатир, американский терапевт, писала:
“Обнимать ребенка надо несколько раз в день, четыре объятия совершенно необходимы просто для того, чтобы выжить, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!”. (Открывается V часть кувшина на рисунке.)
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне, окружающие, в первую очередь родители, строят его! Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Цель – что стоит за видимыми эмоциями?
-Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом?
-Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физической боли. Бывает и так, что мы учим детей сердиться, когда они больно ушибаются, например, побить этот “противный стул”.
-Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему кажется, родители “больше любят”. Его агрессия – результат невысказанной боли и обиды.
-Дочь не желает …(делать уроки, мыть посуду, ложиться спать) – и вы сердитесь. Отчего? Скорее всего, от досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатными.
Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями –
значит активно слушать ребенка.
Развить эту способность у родителей - задача педагогов ДОУ.
Удачи Вам, и душевного благополучия!