В 1995 году в средней общеобразовательной школе № 310 г. Москвы в двух первых классах были сформированы группы по углубленному изучению английского языка. В группы вошли дети, которые начали изучать английский язык до школы – в детском саду, дошкольном детском учреждении или в семье. Эти первоклассники уже имели начальное представление об английском языке, проявляли большой интерес к его изучению в большем объеме. Дополнительное тестирование и специальный отбор в группы не проводились.
Для работы с группами был выбран УМК-2, авторами которого являются И.Н. Верещагина и Т.А. Притыкина. УМК-2 рассчитан на учащихся 7-летнего возраста [1], что соответствовало возрасту наших первоклассников. Так как УМК-2 предполагал 2 часа занятий в неделю [1], то весь предложенный материал из всех компонентов УМК был освоен за один учебный год.
В следующем, классе учащиеся смогли освоить материал из I-III четвертей УМК-3. Далее распределение учебного материала фактически совпало со схемой, предложенной О.В. Афанасьевой [2]. Разница заключалась только в том, что после 3-го класса ученики перешли в 5-й класс, т.к. учились по программе начальной школы I-III.
К окончанию 8-го класса в 2002/03 учебном году учащиеся изучили материал до II четверти УМК-7 включительно.
Новые группы углубленного изучения английского языка были сформированы в школе № 310 в 1999 г. К этому времени вышел из печати УМК-1, авторы которого - И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. Это интересное пособие активно использовали в учебных занятиях и преподаватели, и ученики. К окончанию III класса в 2002/03 учебном году учащиеся изучили материал до II четверти УМК-4 включительно и перешли в V класс, т.к. учились по программе начальной школы I-III.
Если придерживаться скорости освоения материала, предложенной О.В. Афанасьевой, то в 9-м классе у учеников будет возможность изучить материал только до II четверти УМК-7. Это значит, что программные требования РФ по предмету «Иностранный язык» будут выполнены не полностью [3]. Как решить эту проблему?
По нашему мнению, радикальным средством является экономия учебного времени. Так, в УМК-4 (III, IV четверти) предлагается провести 11 дополнительных уроков (Optional Lessons) [4]. А в УМК-5 (I четверть) предусмотрено 7 дополнительных уроков [5]. Мы считаем, что число дополнительных уроков можно сократить, начиная с VI класса.
Кроме того, в УМК-4 два последних урока 164 и 165 [4] отводятся на работу с дополнительными текстами (Supplementary Material) из книги для чтения (Reader) [6]. Однако допустимо обсудить эти тексты по частям на последующих уроках. Можно дать задание подготовить по этим материалам сообщения на внеклассном мероприятии типа «Недели английского языка».
В качестве материала для проведения рождественского праздника возможно использовать урок 12 из УМК-6 [7] и урок 5 из УМК-7 [8]. Изучать этот материал целесообразно не на уроке, а на дополнительных занятиях и репетициях при подготовке к празднику.
Используя найденные резервы времени, мы можем расположить учебный материал следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1
Схема распределения учебного материала из УМК по годам обучения
Класс | Материал для изучения в течение года |
VI | УМК-4 (III, IV четверти); УМК-5 (I четверть; II четверть, уроки 6-8) |
VII | УМК-5 (II четверть, уроки 9-11; III, IV
четверти); УМК-6 (I четверть, уроки 1-3) |
VIII | УМК-6 (I четверть, уроки 4-6; II, III, IV четверти) |
IX | УМК-7 (I, II, III четверти) |
Использование предложенной схемы позволит обеспечить уровень владения английским языком, отвечающий программным требованиям.
Заметим, что лимит времени не позволяет охватить две учебные ситуации из УМК-7, а именно “Sport in Our Life” и “Exploring the World”, а также некоторый грамматический и лексический материал [9].
Однако дополнительный резерв времени может быть выявлен, если учесть принцип избыточности, на котором построены УМК [4, 5, 9, 10]. При изучении темы, не вызывающей трудностей у учащихся, и при хорошем усвоении материала можно выполнять не все упражнения. Это позволит сократить время на прохождение ряда уроков из УМК и освоить материал из вышеперечисленных УМК быстрее, чем предложено на основе схемы в табл. 1. Следовательно, УМК-7 будет пройден полностью, что обеспечит достижение требуемого объема знаний, навыков и умений.
Отдельным является вопрос о выборе дополнительного материала для подготовки к экзаменам. Так как в 310-й школе экзамены по английскому языку не являются обязательными, подготовку к ним целесообразно осуществлять не в учебное время, а на дополнительных занятиях - для тех учащихся, которые сами выбрали экзамен по английскому языку.
Список литературы
1. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Книга для учителя к учебнику английского языка для II класса школ с углубленным изучением английского языка. – М.: Просвещение, 1991.
2. Афанасьева О.В. Общеобразовательная школа и УМК по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранного языка (возможности адаптации) // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Министерство образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 1997. – С. 137-156.
4. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Книга для учителя к учебнику английского языка для IV класса школ с углубленным изучением английского языка. – М.: Просвещение, 1996.
5. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Книга для учителя к учебнику английского языка для V класса школ с углубленным изучением английского языка. – М.: Просвещение, 1997.
6. Книга для чтения к учебнику английского языка для IV класса школ с углубленным изучением английского языка // Сост. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. – М.: Просвещение, 1995.
7. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык: учебник для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
8. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык: учебник для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. – М.: Просвещение, 2000.
9. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Книга для учителя к учебнику английского языка для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001.
10. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Книга для учителя к учебнику английского языка для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2001.