Урок в 5-м классе "Что будет с музыкой, если не будет литературы"

Разделы: Музыка


Художественно-педагогическая идея (далее как ХПИ):

...И нота каждая кричит:
– Прости!
И крест над холмиком кричит:
– Прости!”

Оборудование: портрет С.Рахманинова.

Ход урока

- Как вы считаете, без чего музыка не может существовать? (Без тишины).

- Почему? (Музыка – это человек, чтобы понять, с чем он пришел, каков внутренний мир этого человека, нужно выслушать его душой, сердцем, которые начнут свою работу тогда, когда в тебе будут внутренняя тишина, покой).

(Наиграть, исполнить песню Ю. Кукина “Мой маленький гном”.)

- Что пришло в класс с этой музыкой? (Тепло, добро, свет, нежность).

- Кто главный герой в этой песне? (Гном).

- Это реально существующий персонаж? (Нет, сказочный герой).

- Для чего придумали? (Помогает добру восторжествовать над злом).

- “Мой маленький гном, поправь колпачок и брось, не сердись, разожми кулачок...”

- Что делает гном? (Ходит по белому свету и собирает зло в свои кулачки).

- Что советует автору? (Разжать кулачки) Почему? (Гном может озлобиться).

- Где! В этом мире? В этой жизни? (Нет, гному нужно уйти в свой дом и там отпустить зло).

- Почему это нужно сделать там, в домике у гномика? (Потому, что в жизни так много темного, злого, что если бы гном отпустил собранное им зло здесь, мир стал еще жестче, а в домике гномика все доброе: каждая половинка, дощечка пропитана добром, там “...на стенах вместо картин...” висят добрые слова: милосердие, сострадание, жалость, любовь).

(Вся беседа идет в процессе разучивания припева и первого куплета.)

(Исполнение.)

- Что стало бы с только что пропетой песней, если бы из нее исчезли слова?

- Песня бы осталась? (Нет).

- А что-то осталось? (Мелодия).

- Ее можно спеть? (Да, на какой-нибудь слог)…вокализом.

(Исполнение вокализом несколько раз одно и тоже.)

- Интересно? (Нет, с исчезновением стихов, исчезает не только песня, но и оставшаяся мелодия не может вызвать интереса у слушателей, потому что постоянно повторяется, ничего нового). Ведь слова в песне играют главную роль, несут развитие, придают интерес, выразительность, привлекательность.

Сейчас в классе будет звучать музыка удивительного человека, о котором А.П. Чехов сказал при встрече: “Я все время смотрел на вас, молодой человек, у вас замечательное лицо – вы будите большим человеком”. Всмотритесь в его лицо, вслушайтесь в его душу.

- Красива?

- Вам хочется смеяться, радоваться? (Нет, грусть, но светлая, как воспоминание о чем-то хорошем, чего в жизни уже не будет никогда).

- Как пришли к этому ощущению? (Через песенность, медленный, неторопливый темп, минорный лад).

- Всегда спокоен? (Нет, звуки движутся неторопливо, но когда волнуются, движение ускоряется).

- Это песня? (Нет).

- Но ведь была спета? (Вокализ).

- Сравните этот вокализ с тем, который получился от песни Ю. Кукина.

(В вокализе у Кукина нет развития, здесь оно постоянно; мелодия здесь несет постоянно что-то новое. Она настолько выразительна, что понятна и без слов).

-Это русская или зарубежная музыка?

- Почему русская? (Песенная, мелодичная, плавная, протяжная).

- Композиторская или народная?

- Автор этого необычайно красивого произведения русский композитор С.В. Рахманинов.

Его творчество пришлось на конец XIX века, начало XX века:

  • 1905 год – Кровавое воскресенье,
  • февраль 1917 года – буржуазная революция,
  • октябрь 1917 года – Социалистическая революция,
  • 1918 год – Гражданская война…

…А 1917 год оказался в судьбе композитора роковым.

…Ранняя осень 1917 года.

Рахманинов ехал на машине в Ивановку. По сторонам дороги – неубранные хлеба, заглушенные сорняком картофельные поля, гречиха, просо. Черные останки сгоревшей риги. Сиротливо стоят столбы не месте растащенного крытого тока. Рахманинов притормозил. Обочь дороги, словно опрокинутый на спину жук, валялся покалеченный трактор. Машина подъехала к усадьбе. И здесь приметные следы разора. Возле дома размахивали руками какие-то мужики, а другие выносили вазы, кресла, свернутые ковры, разную утварь. Но не это потрясло Рахманинова: широкие окна во втором этаже распахнулись, там показалось нечто большое, черное, сверкающие, надвинулось не подоконник, выпятилось наружу и вдруг грохнулось вниз. И взрыв оборванными струнами, обнаружило сущность кабинетного рояля “Стейнвей”. Волоча ноги, как дряхлый старик, Рахманинов побрел к дому. Мужики заметили его, когда он оказался с трупом рояля и оцепенели. У них не было личной ненависти к Рахманинову и если в отсутствие он становился “барин”, “помещик”, то живой его образ напоминал, что он не просто барин, совсем не барин, а нечто другое, не столь им враждебное.

- Ничего, продолжайте, - рассеянно проговорил Рахманинов и остановился над черными блестящими досками, чей смертельный взвой продолжал звучать в его ушах. Он глядел на дрожащие струны, на разбросанные кругом клавиши и понимал, что никогда не забудет этой минуты.

Все, что происходило тогда в России, было непонятным, необъяснимым для Рахманинова. Чтобы осмыслить происходящее, нужно было время, взгляд как бы со стороны. В это время ему, не только композитору, но и талантливому пианисту, дирижеру, была предложена поездка с концертами по европейским городам. Уезжая, он и не думал, что назад уже больше не вернется, а уехав из России, он перестал сочинять, надолго погрузился в молчание. Рахманинов говорил: “…Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, не осталось желания творить…”

Может быть, поэтому в его вокализе столько грусти, печали, тоски? Ведь его музыка – музыка, в которой воедино слились его судьба с судьбой его Родины.

Вокализ Рахманинова называют часто музыкой покаяния. Вам знакомо это слово – покаяние? Что оно означает? (попросить прошения).

...И нота каждая кричит:
- Прости!
И крест над холмиком кричит:
- Прости!”

Литература

Ю. Нагибин. Рахманинов.