Цель занятия:
- Повторить и закрепить знания учащихся по ранее изученным темам русского языка;
- Расширить кругозор учащихся;
- Прививать любовь к русскому языку;
- Развивать познавательные интересы к русскому языку;
- Прививать умение работать в коллективе и навыки сотрудничества.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Отборочный тур.
1. Деление детей на команды.
Взяв букву “А” или “О”, надо вставить в любое слово, где эта буква должна стоять и пройти за тот стол, где стоит флажок с данной буквой.
фамилия хорошо машина мороз завод собака капуста корова заяц ворона
2. Вступительная беседа.
Мегодня мы с вами совершим путешествие по островам океана Букв, где встретимся с хорошо знакомыми вам буквами и звуками. Я думаю, что их можно назвать вашими друзьями.В игре вы сможете продемонстрировать свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики руссского языка. Путешествуя от острова к острову по намеченному пути(курсу), который обозначен красными стрелочками, соревнуясь друг с другом, вы встретитесь с интересными и разнообразными заданиями: вам придеться расшифровать некоторые правила, чтобы выполнить задание ; отыскать спрятанные слова; решить кроссворд; придумать и составить новые слова.
3. Выбор капитанов.
Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо выбрать капитанов, которые будут управлять кораблем и следить , чтобы корабль не сбился с намеченного пути. Не забывайте, что капитан должен быть ответственным, умным, начитанным, справедливым, должен уметь постоять за себя и свою команду.
ХОД ИГРЫ
1. ОСТРОВ ЗНАНИЙ
На пути нашего следования первым по курсу “Остров Знаний”. Обратите внимание, на острове черный флаг. Ребята, жителей этого острова захватили пираты и они просят о помощи. В чем заключается эта просьба, вы узнаете, разгадав это послание,которое мы нашли в бутылке около берега этого острова. Вынув письмо из бутылки, вы увидете, что буквы и некоторые слова размыло водой, попробуйте восстановить текст.
Наш корабль потерпел крушение.
Мы попали в беду. Находимся на острове Знаний.
Помогите!
(Отгаданное послание оценивает жюри и присуждает очки командам.)
Пираты согласны отпустить жителей, если мы справимся с расставленными ловушками на островах.
2. ОСТРОВ ГЛАСНЫХ
Как вы думаете, кто живет на этом острове? (Гласные буквы).
Давайте вспомним, какие гласные буквы есть в русском алфавите? (Преподаватель открывает окошечко с данной буквой на карте.)
Первая ловушка зашифрована в лесенке, которую надо восстановить.
(Для конкурса капитан выбирает участника, который выходит к доске и заполняет “лесенку”.)
у- о-
у-- о--
у--- о---
у---- о----
Остальные игроки должны угадать слово, которое зашифровано А---А, ответ найти из четверостишия: астра, азбука, айва начинается на “А”
и кончается на “А”- астра, азбука, айва.
Какие слова кроме АСТРА, еще подходят к этой схеме?
- объявление о спектакле, концерте-АФИША
- большая, круглая площадка посредине цирка-АРЕНА
- крупная, хищная рыба-АКУЛА
(Как справились с заданием участники у доски, оценивает жюри и подводят итоги.)
3. АРХИПЕЛАГ СОГЛАСНЫХ
Отправляемся дальше и на горизонте виднеется Архипелаг (группа островов) Согласных.
Самые близкие соседи гласных- согласные. Если бы не было согласных, то гласные не могли бы существовать или было бы очень сложно для вас с нами понять о чем идет речь.
А И А – МАШИНА
Но даже самые близкие друзья ссорятся, расходятся в разные стороны:
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?”
В русском языке очень много слов, которые отличаются одной лишь буквой СТОЛ-СТУЛ
Если штангой сделать м,
Если штангой сделать л
И забить в ворота е, будет мел
(дети хором отвечают);
если ы – мыл, е – мел, а – мал
Пираты устроили новую каверзу, чтобы справиться с ней надо заменить первую букву и получится новое слово.
бочка
точка
почка
дочкадом
том
сом
комкора
пора
нора
горапалка
балка
галка
салка
А команды составляют слова из разбросанных букв (за самое длинное слово присуждается очко).
(Жюри подводит итоги.)
4. ЗАЛИВ ПРАВИЛ
Молодцы, ребята, с расставленными ловушками вы справились, а впереди по курсу у нас Залив Правил.
Догадайтесь-ка ребята, отчего ЕЖЫ, ЕРШЫ,
МЫШЫ ,ЧЯЙКИ И ВОЛЧЯТА рассмеялись от души?
Капитаны выбирают участников, которые должны исправить ошибки и придумать слова с данной орфограммой (для первой команды орфограмма ЖИ-ШИ, для второй ЧА-ЩА).
Капитаны должны ответить на вопросы, а команды пытаются составить разбросанную пословицу – найти и выделить орфограмму.
спе по шишь на лю сме дей шишь
(Чья команда быстрее составит пословицу, получает очко.)
Вопросы:
1. Из каких небольших частей состоят слова? (Слог)
2. Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове? (Ударение)
3. Какой член предложения отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (Подлежащее)
4. Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
5. Из каких небольших частей состоит предложение? (Из слов)
6. Какие знаки нужны, чтобы написать слово? (Буквы)
(Подводятся итоги – присуждаются очки.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше путешествие подошло к концу, со всеми препятствиями, ловушками вы справились, тем самым освободив жителей острова Знаний.
Скажите, ребята, благодаря чему вы смогли справиться с заданиями пиратов?
(Подведение итогов, награждение команд.)
Чтобы накопить знания, научиться распознавать звуки и буквы, части слова, уметь строить предложения, правильно говорить для этого нужно изучать русский язык (правила).