Введение.
Я веду уроки трудового обучения детей с 8 лет и
за это время убедилась в том, что на уроках
технологии девочки должны познакомиться с
наибольшим количеством материалов, узнать их
свойства, научиться работать с разными
инструментами и овладеть технологиями
изготовления изделий из самых неожиданных
материалов. Поэтому стараюсь включать в
содержание программы по технологии уроки, на
которых использую самые разнообразные
материалы, чтобы мои ученицы не боялись
использовать их в разных качествах, могли
почувствовать обаяние, тепло материала, знали, с
чем он может удачно сочетаться. Идея сделать цикл
уроков по художественной обработке кожи
зародилась после экскурсии на городскую обувную
фабрику, где нам предложили большой мешок
обрезков кожи. Обрезки были очень маленькие, но
разного цвета и свойства.
Я понимала и чувствовала, что из них можно
придумать и сделать много полезных и красивых
вещей. Но как?
Я нашла немало полезной, специальной литературы, собрала вырезки из журналов, познакомилась с мастерами и влюбилась в этот материал, обладающий необыкновенной мягкостью и податливостью. Конечно, я увлеклась и захотела своё увлечение передать ученицам. Имея в наличии материал ( а учителя трудового обучения поймут, что это немало ) оставалось лишь разработать, спланировать уроки, определить их место и назначение в учебном процессе. Начался поиск методической литературы, статей, в которых учителя делились бы опытом подобной работы. Но всё, что мне удалось найти в то время, было очень сложным для школьников, либо требовало дорогих инструментов, которых мы не имели, либо для изготовления изделий применялись швейные машины. Итак, я решила разработать цикл уроков сама.
Требования, которые предъявляю к своим урокам.
- Четко определять задачу урока и осознавать конечный результат каждого урока по данному разделу.
- Подробно планировать трудовую деятельность учащихся на каждом ее этапе.
- Осуществлять поставленный контроль и самоконтроль в процессе работы на уроке.
- Обязательно оценивать творческую и рационализаторскую деятельность учащихся (как сам процесс, так и его результат – готовое изделие).
- Необходимым требованием к любому уроку считаю следующее:
- Особый акцент в учебном процессе делать на организацию самостоятельной, познавательной и практической деятельности учащихся, что позволяет им использовать знания и умения, приобретенные на уроках, при выполнении проектных работ в 9-м классе.
Работа, предлагаемая ученицам, должна быть интересной, понятной по содержанию и важной для них. Тогда и процесс труда сопровождается эмоциональной реакцией на все, что делают учащиеся. Такой положительный эмоциональный настрой позволяет учителю целенаправленно влиять не только на эстетическое, но и нравственное воспитание девочек.
6 класс
Изготовление бус, фенечек.
На первом занятии рассказываю учащимся об истории кожевенного дела, начиная с древних времен. Знакомлю с правилами техники безопасности при работе с кожей и ножницами, даю общую характеристику необходимых для этого инструментов, рассказываю о свойствах кожи, благодаря которым она не выходит из моды – практичность, элегантность, прочность, пластичность. Предлагаю девочкам убедиться в этом и знакомлю их с лицевой и бахтармяной (изнаночной) стороной кожи, учу экономно выполнять раскладку лекала на выданном кусочке кожи и производить раскрой деталей: бусин -16-20 штук (по желанию); шнура длиной 70 см; кисточек – 2-12 штук.
На втором занятии рассказываю о выделке кожи кустарным и промышленным способом, поясняю значение таких операций, как размачивание, мездрение, скобление, бучение, дубление и др.
Практическая работа на этом занятии заключается в закручивании бусин на шнур, начиная с широкой стороны заготовки, и завершая подклеиванием его основного конца.
На третьем занятии предметно знакомлю учащихся с использованием всех инструментов для производства той или иной операции с кожей.
7 класс
Изготовление кулонов, заколок, брелоков.
На первом занятии знакомлю учащихся со способами декоративной обработки кожи. Учу подчеркивать в изделиях красоту материала, показываю последовательность выполнения кулона, учу экономно выполнять раскладку деталей на бахтормяной стороне кожи.
Практическая работа заключается в изготовлении эскиза, раскроя деталей, основы и шнурка. Выполнение драпировки кожи для основной части кулона.
На втором занятии рассматриваем технологические особенности сборки кулона, выполняем закрутку шнурка, оформляем им основную деталь.
На третьем занятии завершаем процесс сборки кулона, рассматриваем различные способы драпировки кожи (жмурки) в других изделиях (панно, колье, отделка головных уборов, воротников и т.д.).
8 класс
Изготовление броши “Розочка”.
На первом уроке знакомимся с различными типами кожи, учимся экономно выкраивать мелкие детали (лепестки цветка) и крупные детали (листья). Такая операция кроя предполагает умение работать кончиками ножниц и обязательно соблюдать правила безопасности труда.
Практическая работа заключается в раскрое детали основы, лепестков розы, листьев, выполнение прорезей на каждом лепестке.
На втором уроке рассматриваем технологические особенности сборки цветка, ножом или скальпелем делаем прожилки на листьях и производим термообработку лепестков цветка и листьев. Поскольку эта операция производится над пламенем свечи, она выполняется учащимися под контролем учителя.
Далее ученицы производят сборку цветка.
На третьем занятии завершается изготовление броши. По той же технологии можно оформить шкатулку, колье, карандашницу и т.п.
Примерный конспект урока на тему: “Изготовление украшений из кожи”
8 класс
Цели: закрепить умения и навыки по декоративной обработке кожи, выполнить по своему эскизу украшение из кожи.
Знать: способы декоративной обработки кожи, приемы работы с инструментами (пинцет, ножницы, резец).
Уметь: применять известные инструменты при работе по изготовлению украшений из кожи, подбирать основной, вспомогательный и отделочный материалы.
Оборудование: инструменты для работы с кожей, обрезки кожи, выставка украшений, технологические карты, стенд для работ, выполненных на уроке.
- Беседа (20-25 минут).
- Подведение итогов урока (10 минут).
На сегодняшнем уроке речь пойдет об украшениях. Издавна человек стремился украсить свое жилище, обувь, костюм. Для этого применялись различная роспись, вышивка, резьба по дереву и, конечно же, украшения. По количеству украшений, по их экзотичности, стоимости можно было судить о материальном достатке человека, о его положении в обществе.
Первые украшения появились очень давно, и клык убитого на охоте животного на шее у мужчины свидетельствовал о его силе и смелости. Но особенно трепетно к украшениям относились женщины. Женщины существующих в наше время племен, далеких от цивилизации, бросаются в глаза обилием различных бус на шее, длинных, громоздких, оттягивающих мочку уха сережек, раскраской тела. Но украшения с древних времен несут в себе и определенную смысловую нагрузку. Это и своеобразные обереги, защищающие от нечистой силы. Это и амулеты, талисманы, сегодняшние фенечки, т.е. украшения, которые дарят на память. Сегодня мы с вами, ребята, конкретно поговорим об изделиях, которые служат как бы дополнением к костюму. Они могут быть изготовлены из различных материалов и нести в себе разный смысл. Украшения могут быть светскими и народными, стилизованными и классическими. Различен и материал, из которого они изготовлены (камень, дерево, металл, керамика, береста, стекло, пластмасса и т.д.). Левая сторона выставки посвящена именно таким украшениями. На правой же ее стороне представлены украшения из кожи. Но натуральная кожа – это материал, который применяется не только в украшениях. Он часто встречается в быту. Попробуйте ответить на вопрос:
Где применяется кожа?
Действительно, натуральная кожа – уникальный и универсальный материал. Из шкур животных древний человек делал одежду. В истории моды одни ткани сменяли другие, но кожа всегда была вне конкуренции. Ведь кожа это не только обувь, одежда, сумки, пояса, шкатулки, посуда, но и украшения.
Мне очень хотелось, чтобы вы, девочки, заинтересовались работой с этим удивительным материалом. А для того, чтобы работать с ним, необходимо большое желание овладеть мастерством. И тот, кто займется этим творчеством, не разочаруется. Интересен и уникален этот материал тем, что напоминает живое существо, дышащее, способное перевоплощаться. Специалисты советуют применять при работе с кожей обычный питательный крем, если она стала сухой, ломкой и грубой, а для того чтобы она приняла выпуклую форму, советуют подержать ее над огнем. Это напоминает пузыри на коже после ожога. Итак, мы выяснили, что же за удивительный материал перед нами, что из него изготавливают украшения. А теперь мой второй вопрос:
Подумайте и скажите. С одеждой из каких материалов будут гармонировать украшения из кожи?
КОЖА,
шифон, шерсть, хлопок, лен, трикотаж
2. Практическая работа (40 минут).
Итак, тема сегодняшнего урока: “Украшения из кожи”.
Вспомним уже известные приемы работы с кожей и постараемся, применяя их, выполнить украшения.
(На доске висят технологические карты по декоративной обработке кожи;
выполнению закрутки;
термической обработке;
изготовлению бусин).
Пользуясь этими технологиями, можно изготовить различные украшения.
(Девочки заранее определились, какое украшение и в какой технике они будут выполнять на уроке и заранее сформировали бригады по принципу выбора той или иной техники и украшения).
В классе образовались три бригады.
Первая бригада выбрала изготовление кулона в технике “жмурка”;
вторая – талисманы, брелоки (смешанная техника);
третья – бусы, фенечки.
Одна ученица работает индивидуально над панно из кожи.
Начало практической работы сопровождается инструктажем учителя о технике безопасности и пожеланиями успехов в творческом труде.
В течение урока учитель помогает, консультирует, инструктирует учащихся, следит за культурой труда и ТБ. Звучит приятная музыка.
Бригадиры рапортуют по схеме: сколько человек в бригаде, задумка каждого, на каком этапе находится работа в конце урока, ставит оценку членам бригады. На специально подготовленном стенде появляются украшения из кожи – результат урока ( мини - выставка ), что позволяет девочкам увидеть работу друг друга, а учителю оценить творчество учениц.
Выводы.
На протяжении 4-х лет я веду циклы уроков по работе с кожей и получаю огромное удовольствие.
Кожа – очень дорогой материал, и дать ему вторую жизнь, кроме того, сделать нужную вещь всегда приятно.
Но хочу предостеречь своих коллег. Работа с кожей это далеко не сплошной праздник творчества и восторгов от полученных результатов. С кожей работать трудно. Не случайно я начинаю цикл уроков с 6-го класса. Девочкам физически бывает трудно резать ножницами этот материал и использовать такие инструменты, как резец, требующий твердости и безошибочности в прорезании. Работа также связана с огнем. Пламя свечи помогает быстро придавать кусочкам кожи объем, но оно может безжалостно сжечь или обуглить часть уже готового элемента изделия. Кроме того, специфический запах кожи, подтвержденной термообработке, запах спец. клея могут вызвать головную боль. Поэтому никогда не стоит начинать работу в помещении без вентиляции или вытяжки.
Но обо всем этом просто забываешь, когда видишь полученный результат. Просто любуешься и вспоминаешь об интересной творческой работе!