Кардинальные изменения в социально-экономической жизни общества выдвигают принципиально новые задачи перед системой образования. Изменяются целевые установки учебно-воспитательного процесса, изменяется и система приоритетов. Если ранее приоритетным было сообщение необходимой системы знаний, формирование функциональной грамотности, то перспективы развития образования сегодня связаны прежде всего с реализацией принципов демократизации и гуманизации, что обусловило в процессе обучения поворот к личности, её формированию и развитию. Целевая установка при этом – подготовка выпускника учебного заведения к наиболее полной реализации своих индивидуальных способностей, возможностей и потребностей: формирование готовности к принятию самостоятельных решений, проявлению поисковой активности и ответственности за результаты и последствия своей деятельности.
В педагогической системе, ориентированной только на передачу знаний, на преподавателя возлагается полнота ответственности за воспроизводящую деятельность учащегося, которому надлежит строгое выполнение определённых функций. Развивающее обучение культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения и навыки, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения. И вот как раз личностно-ориентированое образование – это образование, ориентированное на учащегося, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки учащегося. Личностно-ориентированное образование предполагает такую организацию учебного процесса, который “запускает” внутренние механизмы развития личности. /1, c.43/
Никто не станет отрицать, что иноязычное образование объективно является общественной ценностью; включение его в школьную программу – социальный заказ общества. И именно в ценности изучения иностранного языка мы убеждаем учащихся. Но субъективно для большинства из них иностранный язык - ценность потенциальная, а не реальная. Учащиеся плохо осознают, почти не чувствуют и не видят, что даёт (может дать) сам процесс овладения иностранным языком им лично. Учить в таких “антимотивационных” условиях малоэффективно, да и безнравственно Указанное противоречие лишает процесс обучения главного – смысла деятельности ученика, его личной ориентированности на цель, что только и может позволить ему ответить себе на вопрос “зачем учить?”. Ведь личностный смысл есть “отношение мотива к цели”. /3, c.72/. Но если цель задается кем-то извне, а мотива по разным причинам не возникает, то нет и смысла. В таких условиях вместо ученика-субъекта учебной деятельности появляется ученик-объект, который “подвергается обучению”. Производительность подобного труда хорошо известна. Снять противоречие между объективно ценностным характером изучения иностранного языка и субъективно личностным смыслом деятельности по овладению им могут, главным образом, два фактора – соответствующая методика (мы имеем в виду коммуникативную методику) и личность и мастерство учителя. В чём же ученик сможет увидеть для себя личностный смысл? Что получит каждый ученик как индивидуальность, если и методика, и учитель окажутся на высоте?
- Ученик чувствует, что вся система работы ориентирована на его личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность ученика, его опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, его чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке. Содержание строится не на “прохождении учебных тем”, изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, планеты, учатся выражать своё отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Коммуникативная технология, предлагаемая нами, располагает (как никакая другая) специальными средствами учёта и использования всех сторон индивидуальности учащегося.
- Ученик чувствует, что всё общение не только ориентировано на личность, но и строится на уважении к ней. Поскольку проблемы, как таковые, не имеют однозначного решения, то участники их обсуждения - учитель и ученики – как речевые партнёры равноправны: мнение ученика столь же уважаемо, как и мнение учителя. Свобода выражения этого мнения, уважения к нему, отсутствие навязывания и свободный выбор позиции благотворно сказываются сначала на психологическом климате класса в целом и комфортности каждого, а затем и на формировании демократических отношений как ценности бытия.
- Ученик убеждается, что уроки иностранного языка – это уроки общения. Учащиеся осваивают технику общения, овладевают речевыми этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнёрами. Следовательно, создаются условия для повышения уровня культуры общения каждого ученика. И если это сказывается на его личных успехах (а иначе и не должно быть), то культура общения, само общения с учителем и соучениками становится его личной ценностью. Появляется мотив, который “который сдвигается на цель”, т.е. на общую цель овладения иностранными языками.
- Путь к личностному смыслу деятельности учащегося лежит и через удовлетворение его разнообразных интересов. Личностно-ориентированая концепция затрагивает в содержательном плане все сферы жизни, все области действительности, подаваемые через призму проблем и предметов обсуждения в ситуациях деятельности и нравственных отношений. Таким образом, учащийся вторично проходит всеохватную школу жизни, где он находит то, что соответствует его личным интересам, будь то интересы, связанные с его хобби или его будущей профессией.
- Ученик постепенно осознаёт (а учитель помогает ему в этом), что вся работа спроецирована и на более отдалённые результаты, которые сказываются на возникновении личностного смысла в учебной деятельности. Таковы, например, результаты развития мышления, культуры умственного труда и др. Развитие мышления осуществляется главным образом за счёт решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач разного уровня проблемности.
- Ученик чувствует, что выполняемые им задания вносят заметный вклад в культуру умственного труда. У него развивается умение пользоваться словарями, справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий. Всё это учит работать самостоятельно, создаёт предпосылки для развития потребности в самообразовании.
- Ученик понимает, что овладение иностранным языком - это всегда труд, умственный и физический, систематический и упорный. Активно работая на уроке, регулярно и добросовестно выполняя домашние задания, учащийся вырабатывает у себя привычку трудиться, что трудно переоценить.
Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Важнейшей проблемой, волнующей всех учителей, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Причины падения уровня знаний школьников в области иностранного языка находится, без сомнения, в несовершенстве методического обеспечивания урока, ученик является лишь пассивным созерцателем, а главное место отводится монологу учителя. Так называемый опрос некоторых более подготовленных учащихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса, хотя известно, что урок иностранного языка предусматривает общение на уроке. Здесь речь идёт об умении учителя общаться со своими учениками на иностранном языке таким образом, чтобы сделать каждый урок интересным и познавательным. От умения учителя общаться с учениками на уроке и вне его зависят морально-психологический климата в классе, усвоение учащимися духовных ценностей и нравственных норм, увлечённость наукой, настроение учителей и учащихся, их психологическое здоровье, уровень индивидуально-творческого развития.
Ученик в современном образовательном процессе выступает в качестве субъекта саморазвития и разнообразной деятельности. Для реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников учитель должен научиться стимулировать активность учащихся, вдохновлять их, чтобы они не только понимали, что от них хотят, но и принимали позицию педагога, соглашались с ней, могли самостоятельно выдвигать идеи, отстаивать своё мнение и выступать полноправными партнёрами по общению. /2, c.15/
Делая вывод из всего вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в отношении учащихся к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению урока. Предложенный ниже урок продолжает изучение традиционной темы “Family affairs” нетрадиционным образом, так как, в организацию и проведение урока вовлекается каждый ученик, а деятельности учителя присущ креативный характер. Подобный личностно-ориентированный подход к проведению урока позволяет побудить учащихся к активизации умственной деятельности, к самостоятельному творчеству, к скрытым возможностям каждого учащегося, делает его соавтором в конструировании урока. Представленный план урок может быть рекомендован для использования учителем английского языка в старших классах или на первом курсе неязыкового вуза в продолжение изучения учебной темы “Family affairs”.
Тема урока: Love makes the world better.
Комплексная цель урока: формирование и развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности, ориентация на овладение учащимися такими аспектами языка как лексика, грамматика, фонетика; обучение общению на иностранном языке.
Общеобразовательные цели урока: развивающие, познавательные; формирование лингвистического мышления.
Воспитательные цели: воспитание культуры мышления, общения и чувств.
Учебно-методические задачи урока: повторение и активизация иноязычного материала.
Тип урока: урок по закреплению изучаемого материала и выработка практических умений и навыков.
Оснащённость урока: использование ТСО, наглядности и дидактических материалов, плакат с фотографиями семьи, цветные мелки, шоколадное драже или любые другие конфеты.
I этап урока. Коммуникативная разминка. Она призвана обеспечить эмоциональный контакт, открытость, доверительность в отношениях, т.к. строится на серии специальных вопросов о самочувствии, настроении, о делах семейных. Учителю следует задавать свои вопросы таким образом, чтобы они не повторялись, а ответы учеников должны быть разнообразными и не должны дублироваться. Далее учитель выясняет, какой сегодня день и месяц года. Ученики должны знать о происхождеии слова, например, октябрь или любого другого месяца и поделится информацией с одноклассниками. После этого можно проверить, как они подготовили домашнее задание, спрашивая о том, кто из известных людей родился в этот день, какие знаменательные события произошли в этот день в истории. Данный вид задания позволяет проверить самостоятельную подготовку учеников к уроку, а также позволяет им самим активно участвовать в обсуждении событий, задавая вопросы и ориентируясь в различных видах специальных вопросов.
II этап урока. Ознакомление учеников с темой урока, фонетическая разминка. В центре доски находится ключевое слово урока “LOVE”, под заглавием “What does love mean?”. Оно положит начало целой схеме, которая по ходу урока будет постепенно оформляться. Попутно происходит накопление лексики, связанной с осознанием такой величайшей ценности, как любовь. Вниманию учеников предлагается грамматическая речёвка под названием “Mutual admiration”. Обращая внимание на ударение и ритм, ученики слушают речёвку первый раз.
MUTUAL ADMIRATION.
She thinks he’s the best. She thinks he’s the greatest. She thinks he’s the smartest man in the world. He thinks she’s the nicest. He thinks she’s the brightest. He thinks she’s the kindest woman in the world. |
She thinks he’s the most remarkable man in the whole wide world, in the whole wide world. He thinks she’s the most wonderful woman in the whole wide world, in the whole wide world. |
Учитель обращает внимание на прилагательные, которыми изобилует текст. Он просит назвать все прилагательные в превосходной степени и образовать цепочку прилагательных в положительной и сравнительной степени. Ученики слушают кассету во второй раз, произнося слова за диктором. Можно попросить учеников поработать над произношением в группах. Следует также задать вопрос, когда люди говорят друг другу такие слова, особенно в превосходной степени. Из ответов учеников следует составление схемы, представленной в начале урока, а учитель цветными мелками вписывает каждое слово в данную таблицу. Нужно обратить внимание на то, что ключевое слово является существительным, следовательно, и называть надо слова, принадлежащие только этой части речи. Это могут быть такие слова как: “admiration”, “respect”, “romantic relation”, “passion”.
III этап урока. Работа
над текстом.
Учитель
предлагает ученикам ознакомиться с содержанием
предложенного ниже текста.
WHAT DOES LOVE MEAN?
What do you first think of when you hear the word “love”? Having a
girlfriend or boyfriend?
There are many kinds of love. Love between parents and children, love within families,
between friends, for example.
When a baby is born, parents love it. How do they show this? They feed it, keep it warm,
keep it away from danger. This is love. Caring for someone,being helpful, being friendly,
being tolerant. Everybody needs love. This poem is about people who need love. But…
После ознакомительного чтения учителю следует задать вопросы, которые проверили бы то, насколько текст был понят учениками. Следует обсудить, какой может быть любовь, к кому её можно испытывать. Не стоит ограничиваться только информацией, почерпнутой из текста. Результатом обсуждения выступает работа со схемой и её дополнение словами “help”, “tolerance” и “friendship”.
Поскольку значение слова “любовь” очень обширное, следует обратить внимание на ещё один текст. Это стихотворение “Sympathy”. Ученики читают новые слова, а затем и всё стихотворение, переводят его и отвечают на вопросы.
SYMPATHY
Now when you climb into your bed tonight,
And when you lock and bolt the door,
Just think of those out in the cold and dark
‘Cause there’s not enough love to go round.
And sympathy is what we need my friend,
And sympathy is what we need my friend,
‘Cause there’s not enough love to go round.
No, there’s not enough love to go round.
Now half the world buns the other half,
And half the world has all the food,
And half the world lies down and quietly starves
‘Cause there’s not enough love to go round.
And sympathy is what we need my friend.
Do you agree with verse three? Are there any people “those out in the cold and dark”? Can we do anything to help them? If everyone loves or likes everyone else, does the world get better?
IV этап урока. Письмо. На данном этапе урока можно предложить учащимся написать стихотворение самостоятельно предмету их любви, используя предложенный ниже образец.
Poets and lyricists have always been inspired by love. The Scottish poet Robert Burns wrote “My love is like a red, red rose”, and Shakespeare wrote “The course of true love never did run smooth”. The Beatles sang “She loves you, yeah yeah yeah”. Now you have a chance to join the long list of poets who have written poems about love. Here is a poem that you can complete yourself! All you have to do is insert some words and phrases of your own, following the guide. Try to be as poetic and romantic as you can!
For (name)
When I look into your eyes
I see (colour) (season) skies.
When I see you walking past
My (part of the body) starts (verb) fast.
You are like sunshine in the (opposite of sun-shine) ,
The (noun) that sooths the pain.
I love the way you (action)
And the (noun) that you wear.
Your (noun) is like (noun)
Your lips taste like (drink) .
You make me (verb or adjective) , you make me (verb or adjective) .
Please say you’ll be mine.
V этап урока. Групповая работа. Для обсуждения различных вопросов, касающихся темы “Дела семейные”, и какое место в семье занимает любовь, следует предложить следующий вид работы. Учитель предоставляет вниманию учеников заранее приготовленный плакат с фотографиями одной семьи. Фотографии должны отображать следующие моменты: состав семьи, место, где живёт семья, чем она владеет, какие имеются ближайшие и дальние родственники. Класс делится на группы по четыре, пять человек, в которых обсуждаются следующие проблемы.
Look at the photographs of the family. The house and the objects they own tell you a lot about their lives and personalities. In groups think about the subjects below. Use them to speak about the family and the place where they live. Use your imagination!
Names: Who are they? Who is the youngest member of the family (the baby of the family)? Who is the eldest in their family? How old are they? Is there an adopted child in the family? Who is it?
Work: Do the parents work? What does father do? What is mother?
Place: What country do they live in? Where are they from? Is it a quite village or a busy city? Do they live in a cottage or in a block of flats? What is there address? What is there telephone number?
School: What kind of school do the children go to? What are their favourite subjects? Do they go in for sports? What kinds of sport are they good at?
Holidays: Where do they like to go? What do they do on holidays?
Relations: Do they look like a happy family? Do they spend a lot of time together? Do they love each other? What does the word “love” mean to them?
Social life: Do they have lots of friends? Do they like to stay at home or go out? Do they enjoy inviting friends and having home parties?
Money: Is money a problem? What do they like to spend their money on? What things do they own? Do they spend much on their hobbies?
После того как обсуждение в группах закончено, можно предложить ученикам немножко отдохнуть и угостить их конфетками, печеньем или шоколадным драже, выбрав их количество по вкусу. После того как ребята отдохнули и попробовали угощение, необходимо предложить каждому по цепочке начать рассказ о данной семье и произнести, как минимум столько предложений, сколько конфеток они взяли.
VI этап урока. Финальная часть урока, подведение итогов работы, сообщение и объяснение домашнего задания. В качестве работы на дом можно предложить ученикам выполнить следующее:
Read a love letter. After reading it, guess the secret of this letter.
THE LOVE LETTER.
The great love I said I had for you
is gone, and I find my dislike for you,
I do not even like the way you look;
the one thing I want to do is to
look the other way. I never wanted to
marry you. Our last conversation
was very dull and in no way has
made me anxious to see you again.
You think only of yourself.
If we were married I know that I would find
life very difficult, and I would have no
pleasure in living with you. I have a heart
to give, but it is not a heart
I want to give to you. No one is more
demanding or selfish than you, and less
able to care for me and be of help to me.
I sincerely want you to understand that
I speak the truth. You will do me a favour
If you consider this the end. Do not try
to answer this. Your letters are full of
things that do not interest me. You have no
true concern for me. Good-bye! Believe me,
I do not care for you. Please do not think
I am still your loving friend.
How do you like the boy and the letter? Is this a love letter? And still this is a love letter. The letter was written not only to the beloved girl but to her father as well. Read how it all happened.
Once there was a boy who loved a girl dearly. The girl’s father, however, did not like the boy and did not want their love to grow. The boy wanted to write the girl a love letter, but he was sure that the girl’s father would read it first. At last he wrote this letter to the girl. He girl’s father read the letter and was pleased, and then gave the letter to his daughter. The girl read the letter and was very happy. The boy still loved her. Do you know why she was pleased?
Литература:
- Андреасян И.М. Учимся учить. Учебное пособие. Мн.: Лексис, 2003. –136 с.: ил.
- Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Мн.: ТетраСистемс, 2003. -176с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.,1975. –146с.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. Мн.: Лексис, 2003. –184 с.