“Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”.
К. Д. Ушинский.
Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древнейших времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей тому, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности - к ее целям, содержанию, методам - менялось на протяжении большого отрезка времени.
Между тем, именно участие детей в жизни взрослых дает им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнаёт об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определённый период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.
Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.
Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых и опираясь на свой практический опыт, я пришла к выводу, что нужно организовать кружок “Смак”, целью которого является:
- Поддержание и развитие у детей интереса к труду взрослых.
- Научить самостоятельно обслуживать себя.
- Учить помогать взрослым и использовать электробытовую технику.
Исходя из этого, были поставлены задачи (рис. 1) и разработан перспективный план для детей старшей и подготовительной групп (рис. 2).
Основной принцип моей деятельности: “Изучай и делай!”. Наша кухня это место, куда ходят посмотреть, узнать, получить удовольствие. Здесь ребенок приобретает непосредственный опыт, он может трогать руками, говорить и учиться.
Прежде чем ребенок научится делать что-то самостоятельно, мне приходится помогать ему и делать все вместе с ним и вести параллельный разговор о том, что они делают: дети называют действия, зачем мы это делаем, как мы это делаем, что для этого нужно и что случится, если это делать по-другому.
Стараюсь организовать эту деятельность так, чтобы у ребенка, с одной стороны, была возможность выбора, а с другой – возникло чувство разнообразия и новизны, не навязываю им свою волю, но продуманно обновляю. Дети имеют возможность работать вместе и обмениваться опытом.
Ребенку необходимо иметь опыт действий с различными настоящими предметами (Электровафельница, электроблинница, тостер, микроволновая печь, электрический чайник и т.д.).
На основе этого кружка проводятся родительские собрания, дискотеки, чаепития, где угощения готовят не взрослые, а сами дети.
Наши “поварята” гордятся тем, что могут не только схематично записать рецепт, но и приготовить по нему бутерброд, коктейль, разогреть в микроволновой печи обед, испечь блины.
Конспект занятия “Ох, блиночки мои”
Программное содержание: закрепить знания о свойствах продуктов для блинного теста, продолжать учить последовательно смешивать продукты, аккуратно наливать тесто в формочки на электроблиннице, соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами.
Оборудование и материалы: продукты для блинного теста, электоблинница, миксер, лопаточки, мерные ложки для теста, прихватки, фартуки, колпаки, чайный сервиз, предметы для сервировки стола, герой домовёнок Кузя.
Ход занятия:
- Предложить детям вспомнить рецепт блинов. Проверить, все ли продукты и оборудование у нас в наличии.
- Стук в дверь. Появляется домовёнок Кузя. Он рассказывает детям о том, что убежал от Бабы – Яги, так как она хотела его съесть. Кузя увидел свет в окне и забежал к нам в детский сад, чтобы спрятаться.
- Дети предлагают Кузе остаться у них в гостях, загадывают загадку о блинах (Круглые, но не тарелка, с маслом, но не каша, их едят на масленицу) и учат Кузю их готовить.
- Дети берут продукты для блинного теста, последовательно смешивают и рассказывают о своих действиях Кузе.
- Под наблюдением воспитателя дети пекут блины.
- Поворята складывают блины разными способами (конвертиком, трубочкой, треугольником).
Сервируют стол, пьют чай с блинами, угощая домовёнка.
В конце занятия домовёнок Кузя благодарит детей за угощение и приглашает поиграть в игру “Ручеёк”.