В нашем дошкольном учреждении с 1999 года организован и действует под моим председательством на постоянной основе Научно-методический Совет по коррекционно-педагогическим проблемам, который координирует, направляет данный процесс, облегчает коррекционно - воспитательную деятельность воспитателей ДОУ и их взаимосвязь в работе. Появление Совета в нашем ДОУ было вызвано необходимостью совершенствования коррекционной педагогической и практической помощи нуждающихся в ней дошкольников. Совет создан с целью привлечения в систему работы ДОУ эффективных форм организации и педагогических технологий нового поколения в соответствии с требованиями науки, практики и запросами общества на современном этапе.
Разработанное Положение о научно-методическом Совете по коррекционно-педагогическим проблемам ДОУ ЦРР “Ёлочка” включает как общие положения, так и функции Совета, обязанности и права его членов. По основополагающим вопросам педагогического и коррекционно-развивающего процесса проводятся систематические заседания Совета, которые способствуют аналитическому обсуждению таких вопросов, как:
=> адаптация вновь поступающих детей в условиях ДОУ;
=> полученные данные стартовой диагностики по всем возрастным группам и выводы по её результатам;
=> динамическое наблюдение за ходом развития проблемных детей;
Моя профессиональная деятельность, как учителя-логопеда, через деятельность научно-методического Совета по коррекционно-педагогическим проблемам осуществляется в тесном сотрудничестве с педагогами и специалистами ДОУ, учителем-логопедом, педагогом-психологом средней школы № 2 “Земля родная” по вопросам развития, обучения и воспитания детей с речевыми и другими проблемами, а также по вопросам преемственности в работе дошкольных и школьных специалистов.
В процессе коррекционно-педагогической деятельности, в условиях дошкольного учреждения происходит систематизация материала по всем её функциональным направлениям (диагностическому, коррекционно - развивающему, консультативному, просветительскому). Такой систематизированный и вдумчивый подход способствует большему охвату детей коррекционно-педагогическим воздействием, ясности общей картины деятельности ДОУ и высвечиванию тех проблем, которые появляются вновь, в связи с изменением контингента воспитанников, усложнения или комбинирования имеющихся у них проблем, современными тенденциями в коррекционно-педагогической работе.
Коррекционно - развивающая деятельность ДОУ, координируемая Советом, включает в себя следующие направления:
1. Коррекция и развитие речи дошкольников на разных возрастных этапах.
2. Коррекция и развитие эмоционально - волевой и нравственной сфер.
3. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения.
4. Коррекция и развитие межличностных отношений детей и взаимоотношений в детском коллективе.
5. Коррекция и развитие физического здоровья.
В связи с тем, что дети имеют разные проблемы или их комбинации, деятельность каждого члена Совета разграничена в зависимости от профессиональной деятельности.
Ведущая деятельность педагога-психолога в нашем детском саду охватывает все сферы жизнедеятельности ребёнка - дошкольника.
Ведущая деятельность учителя-логопеда охватывает не только речевую сферу ребёнка, но и познавательную, и эмоционально-волевую. В современной логопедии прочно утвердилось положение о необходимости устранения речевых недостатков у детей в дошкольном возрасте. Как показывает практика, в этот период речевые и внеречевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, что, в свою очередь, создаёт условия для дальнейшего полноценного речевого, интеллектуального и психического развития подрастающего человека.
Цель работы логопедической группы детского сада (учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов) - устранение речевой патологии, всестороннее развитие и воспитание дошкольников, а также подготовка их к школе.
Современная постановка коррекционно-развивающего обучения и воспитания в нашем детском саду основана на следующих принципах:
- учёте возрастных психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста и сензитивных периодов формирования речевой и психических функций;
- оптимальном сочетании общеразвивающей работы с коррекционной на основе учёта структуры дефекта и выявленных проблем;
- динамическом изучении детей и выявлении речевых и психических новообразований, появившихся в результате коррекционно-педагогического воздействия;
- создании условий для индивидуально-дифференцированного обучения, развития и воспитания;
- реализации деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников, что обязывает к обсуждению данного вопроса на заседании Совета и проведению всех видов воспитательно - образовательной работы и коррекции речи в русле ведущих видов деятельности, а также отношению к речевому развитию детей как к формированию разных видов речевой деятельности.
Организация такого детального и всеобъемлющего сопровождения детей с самыми разными проблемами через работу научно-методического Совета по коррекционно-педагогическим проблемам в нашем дошкольном учреждении складываются из трёх основных блоков:
Диагностическое
Коррекционно-развивающее
Профилактическое.
Все эти три направления практической коррекционно-педагогической и профилактической деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей и других узких специалистов ДОУ включают в себя консультирование и просвещение педагогов, а также родителей по вышеозначенным вопросам.
На основании лого-педагогической и психолого-педагогической диагностики, анализа работы за учебный год с подведением, обсуждением и выводами результатов итоговой диагностики в конце учебного года на заседании Совета, оценивается эффективность деятельности Совета по коррекции, развитию и профилактике, а также планируется план коррекционно-воспитательных мероприятий для детей с различными проблемами развития.
В результате такого детального отслеживания данных диагностических мероприятий под руководством Совета появляется возможность координировать планы педагогической деятельности всех педагогов ДОУ во благо развития ребёнка.