Человек через слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ…Г. Державин
Еще с давних времен обмен информацией играл очень большую роль для всего человечества. Именно он позволил развиваться культуре, искусству, науке… и привел к развитию, как отдельных личностей, так и общества в целом. Информация присутствует во всем, что нас окружает. Она содержится в сведениях, которые мы получаем, читая литературу, слушая радио, просматривая телепередачи и общаясь с людьми.
Сегодня процесс интенсивной информатизации общества предоставляет неисчерпаемые объёмы разнообразной информации, с которой надо уметь обращаться, уметь извлечь из неё пользу. Маленький ребенок естественен в своем стремлении жить в мире информации и владеть информационной культурой. А задача взрослых – помочь ему в этом. Для того, чтобы это осуществить, я стараюсь научить детей сосредотачивать внимание на наиболее важных звеньях информационного потока, выстраивать из них логическую цепочку, приводящую к определенным умозаключениям.
Для того чтобы правильно ввести ребенка в мир информации выделила, следующие задачи (рис. 1).
Рисунок 1.
Тематическое планирование занятий
№
Задачи
Виды детской деятельности
1.
Информационная культура
- Знакомство детей друг с другом.
- Игра “Найди друга”.
- Знакомство с редакционным центром смысловой газеты “Планета Ёлочка”.
- Дать понятие “информация”.
- Подвижная игра “Передай мяч”.
2.
Получение информации.
- Беседа с детьми “Какие существуют способы передачи информации через чувственный опыт”.
Органы чувств: - слух, зрение, вкус, осязание.
- Дидактическое упражнение “Тактильные дощечки”.
- Чтение художественного произведения Е. Чарушина “Страшный зверь” (вопрос- ответ: выявление навыков разговорной речи).
3.
Получение информации (через наблюдение окружающего мира)
- Беседа “Получение информации через наблюдения, рассуждение, умение задавать вопросы”.
- Дидактическое упражнение “Расскажи про свой страх”.
- Подвижная игра “Жмурки”.
4.
Способы получения информации
1. Беседа “Как мы получаем информацию”.
2. Дидактическое упражнение “Пантомима” (жесты, движения, мимика).
3. Дидактическое упражнение “Отгадай, что я делаю?”
4. Дидактическое упражнение “Сочиним историю жили- были…”
- Дидактическое упражнение “Комплименты”.
- Беседа “Знаки и символы” (Азбука Морзе, письма, газеты, буквы).
- Изготовление открытки.
- Подвижная игра “Дракон”.
- Рассуждение по сказке “Репка”.
5.
Способы получения информации в древности.
- Передача через звук.
- Передача через рисуночные письма, наскальные рисунки.
- Художественное слово. Чтение древней истории “Загадочные письмена”.
- Где и как хранится информация.
6.
Передача информации и хранение.
- Путешествие в прошлое ручки и карандаша.
- Художественное слово: загадки, чистоговорки.
- Практическая работа: “Чем мы рисуем”, использование нетрадиционных форм.
- Дидактическая игра “Путаница”
- Дидактическое упражнение “Неваляшка”.
7.
Способы получения информации и её хранение.
- Путешествие в прошлое Древнего Китая (Греции, Египта).
- Практическая работа: “Письмена на глиняных табличках” (использование стека, пластилина).
- Дидактическое упражнение “Секрет”
- Беседа “Летопись Древней Руси”.
- Путешествие в прошлое бумаги.
- Дидактическое упражнение “Бой подушками”.
- Путешествие в прошлое книги.
- Практическая работа: “Изготовление книги”.
- Дидактическое упражнение “Зеркало”.
- Путешествие в прошлое книги (продолжение с использованием художественного слова).
- Практическая работа: “Придумай свои буквы”.
- Чтение художественного произведения К. Ушинского “Петушок с семьёй” (рассуждение).
- Беседа “Мир книги”
- Экскурсия в библитотеку.
- Художественное слово “Придумывание шуточных чистоговорок”.
8.
Способы получения и хранения информации (технические помощники).
- Беседа “Технический помощник”.
- Путешествие в прошлое телефона.
- Дидактическая игра “Выбери, что нужно для телефона”.
- Практическая работа: “Дорисуй”.
- Составление кроссворда. Повторение.
9.
Технические помощники.
- Путешествие в прошлое магнитофона.
- Дидактическое упражнение “Собери предметы”.
- Слушание сказки “Теремок” в аудиозаписи.
- Танцы под музыку магнитофона.
- Беседа о компьютере “Хочу всё знать”.
- Экскурсия в кабинет, где есть компьютер (методический, психолога, логопеда).
- Игры на компьютере.
- Подвижная игра “Соревнование”.
10.
Информация (рассуждение)
- Повторение: Что такое информация. Способы получения информации. Хранение информации.
- Дидактическое упражнение “Сбрось усталость”.
- Практическая работа: расскрасить вещественные, письменные, устные доказательства.
- Составление кроссворда.
- Повторение.
- Дидактическое упражнение “Неваляшка”.
- Практическая работа: “Вещественные, письменные, устные доказательства”.
- Составление кроссворда.
- Подвижная игра “Рыбак и рыбки”
Использованная литература.
- О.В.Дыбина “Что было до…”
- Щипицина “Азбука общения”
- Н.Л.Кряжева “Развитие эмоционального мира детей”.
Кроссворд №1.
- Современное устройство для передачи звука и изображения.
- Как называется устройство, с помощью которого снимают кино.
- Старинное приспособление для прослушивания пластинок.
- Название устройства для прослушивания музыки.
- Электронная вычислительная машина.
- Переговорное устройство.
- Система связи для передачи сообщений (телеграмм на расстоянии).
- Не телевизор, а разговаривает.
- Дать детям представление об информационной культуре мира. Информационная культура – это, прежде всего интеллектуальная активность человека, умение и желание добывать новые знания, сведения и на их основании изменять, перерабатывать и самостоятельно интегрировать их.
- Дать представление:
- Что такое информация (бесполезная, полезная, вредная, важная).
- Источники информации (как мы её получаем).
- Дать общее представление о способах получения и хранения информации человеком (вся цивилизация).
- По физической природе.
- По способу восприятия.
- Язык передачи информации (кодирование, декодирование через знаки, символы).
- Познакомить с современными техническими помощниками человека в сохранении, получении, переработке и передаче информации (компьютеры, теле и - радиосистемы, фото, - аудио, - видео приборы).
- Сформировать элементарные умения и навыки обработки информации:
- Цель.
- Действие.
- Развивать ярко выраженные индивидуальные способности детей в сфере “Общение и лидерство” (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером).
Я поняла, что для решения этих задач необходимо создать благоприятные условия, позволяющие знакомить детей с различной информацией. В специально выделенной комнате, вне группы, вместе с детьми организовала Информационный Центр. Мы подобрали разнообразный материал: энциклопедические книги, подборка газет, журналов, фото, - аудио, - видео приборы. Ребенок, попадая в этот мир информации, испытывает радость от новизны обстановки.
Наш Информационный Центр выпускает смысловую газету “Планета Елочка”. Выходит она два раза в месяц. Тематику придумывают сами дети. Газета отражает не только жизнь детского сада, но и разные важные события нашего города, страны (рис. 2). Основная цель наших встреч – через поиск новых методических приемов содействовать активизации мыслительной деятельности ребенка и развитию тех качеств, которые необходимы для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Рисунок 2.
“Выпуск газеты “Планета Ёлочка”
Тематическое планирование
№ |
Месяц |
Название темы |
1 |
Сентябрь |
|
2 |
Октябрь |
|
3 |
Ноябрь |
|
4 |
Декабрь |
|
5 |
Январь |
|
6 |
Февраль |
|
7 |
Март |
|
8 |
Апрель |
|
9 |
Май |
|
10 |
Июнь |
|
Ответственный за выпуск: Семенченко Т.Н. Зам Зав. По ВМР Кабалёнова Е.Ю.
Дети учатся быть журналистами, получая интервью не только у детей, но и у взрослых, запоминая его или записывая на диктофон (рис.3). Затем в Центре дети печатают текст на печатной машинке. Занятия по журналистике и использование специальных приспособлений (технических) позволяют детям почувствовать себя ещё более уверенным и взрослым, способным компетентно преодолевать свои трудности, стать отчасти независимым от взрослых, или похожим на них.
Рисунок 3
Интервью, придуманные детьми – журналистами.
“Край, в котором мы живем”
(в старшей группе “Береза”)
- Здравствуйте, дети.
- Мы корреспонденты газеты “Планета Елочка”. Ответьте нам, пожалуйста, на несколько вопросов.
- Все мы живем в большой стране. Как она называется?
- Как называется город – столица России?
- А как называется край, в котором мы живем?
- Кто может показать это место на карте?
- Чем отличается наш Северный край от юга нашей страны?
- А как называется город, в котором мы живем?
- Вы любите свой город?
- Почему?
- Что нужно сделать для того, чтобы наш город стал ещё краше и уютней?
- До свидания.
“Как вы готовитесь к школе?”
(подготовительная группа “Клен”)
- Здравствуйте, ребята.
- Мы корреспонденты газеты “Планета Елочка”. Ответьте нам, пожалуйста, на несколько вопросов
- Вы уже взрослые. Сколько вам лет?
- Как называется ваша группа?
- Значит, в следующем году вы уже идете в школу?
- А вам хочется идти в школу?
- Почему вы хотите (или не хотите) идти в школу?
- В какую школу вы пойдете, и что вы о ней знаете?
- А вам портфели уже купили?
- Сегодня, мы были в подготовительной группе “Черемуха”. В следующем году они пойдут в школу и готовятся к этому событию. В конце года мы придем, чтобы посмотреть каких результатов достигли дети.
- Спасибо, до свидания!
Очень часто в Центр приходят дети всего детского сада и родители, чтобы посмотреть на нашу газету. Здесь они узнают что-то новое о жизни детей в детском саду, обмениваются своими впечатлениями и обсуждают содержание газеты. Иногда интервью о выпущенной газете дают дети-журналисты. Это вызывает у них ощущение своей значимости и необходимости, способствует развитию инициативы, выдумки и совместного творчества.
Самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. Ни в каком другом возрасте человек не познаёт мир с такой жадностью, открытостью и постоянством.