Урок № 1
Тема. Значение лекарственных растений в природе и жизни человека.
Цель. Познакомить детей со значением лекарственных растений, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1. Сообщение темы урока.
Сегодня не простой урок. Мы отправляемся в путешествие в удивительный зелёный мир – мир растений.
2. Основная часть. Игра – путешествие.
Дедушка Знай: Ребята, вы знаете, какое значение имеют лекарственные растения в жизни?Да, благодаря растениям человек живёт, ими питается, шьёт одежду, строит жилища. Растения помогают от болезней. Мы начинаем путешествие в мир лекарственных растений, а поможет нам Муравьишка.
Чтение сказки П. Синявского “Зелёная аптека” (в процессе выставляются открытки).
В роще вырос можжевельник Вдруг упала с ёлки шишка, И в тени его ветвей Отдавила ножку! Появился муравейник От волнения сова Поселился муравей. Перепутала слова. Он из дома спозаранку Где же “Скорощь помая?” Выбегает с веником, Где же помощь скорая? Подметает всю полянку Спасите насекомое. Перед муравейником. Звери бросились гурьбой Замечает все соринки, Все лесные витамины Начищает все травинки, От брусники до малины Каждый куст, каждый пень, Принесли ему друзья. Каждый месяц, каждый день. Ведь зелёная аптека А однажды Муравьишка Лечит даже человека. Подметал дорожку. И не только муравья!
Какими лекарственными растениями лечили муравья? (Перечислить растения, показать).
А какие растения ядовитые?
Помни правило: “Не рви, не пробуй незнакомые растения!”
Физ. минутка.
Дедушка Знай: отгадайте загадку “Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел.” (Показать движения).
Повторяйте движения за мной.
Дождик поливает, солнышко припекает, одуванчики на полянке растут, становятся всё более (встают дети).
Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчик ещё сильнее (дети разбегаются).
Вдруг с головок полетели лёгкие парашютики, там, где они упали (дети садятся) снова будут расти одуванчики (встают).
Муравьишка приглашает в лес.
Ребята посмотрите!
Аптека хоть куда.
За каплями, за ватой
Пожалуйста, сюда!
Входит девочка – доктор (читает стихотворенме).
(Выставить новые картинки)
А вы ребята правы Везде шиповник дикий У нас аптека тут В лесу у нас растёт, Лекарственные травы А ландыш сердце лечит. Повсюду здесь растут. Он здесь цветёт весной. В лесу, в траве несмятой Мы весь набор аптечный Найдём цветок любой. Найдём в траве лесной, Ромашка здесь и мята, А станут кашлять дети И травка зверобой. Смотри и примечай: Малину и чернику Из липового цвета Больной охотно пьёт. Заварит мама чай.
Дедушка Знай: А теперь мы отправимся в огород.
Какие лекарственные растения растут на грядках?
Дедушка Знай: У меня в корзинке лекарственные растения. Угадайте.
В десять одёжек плотно одет
Часто приходит к нам на обед,
Но лишь за столом ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (Лук)
Лето целое старалась
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла
Нам одёжки отдала.
Сотню одёжек
Сложили мы в бочонок. (Капуста)
При каких болезнях помогает капуста?
Вот и подходит к концу наше путешествие. Лекарственные растения наше богатство и его надо беречь.
“Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.” (Р.Рождественский).
Растения не только источник питания, получения одежды, орудий труда, защиты. Они помогают людям избавиться от болезней.
Изучая жизнь первобытных людей, учёные установили, что не было племени, которое не знало лекарственных растений.
Самый древний медицинский тест – клинописная табличка, найдена при раскопках Шумерского города (3 тысячелетие до н.э.).
Много сведений о медицине взято из древних папирусов.
В древней Греции жил врач Гиппократ, многие болезни он лечил травами. Другой учёный Гален – врач нашей эры, лечил настойками из трав. Позже Парацельсе – врач средневековой медицины, использовал спиртовые вытяжки из растений. Выдающийся таджикский учёный средневековья Абу Али Сина (Авиценна) в своей книге описал 900 лекарственных растений.
На Руси бытовал ряд обычаев и обрядов, связанных со знанием полезных свойств растений. Крапива, чабрец, мята, полынь широко применялись и использовались в обрядовых праздниках. ( Ночь на Ивана Купалу, Иванов день).
Из поколения в поколение передавались сведения о растениях, целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Колдуны, маги, знахари часто использовали свойства трав. Известно предание, повествующее о том, что когда древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько бесполезных растений, он 3 дня ходил по лесу и не нашёл.
И действительно, любое растение создано природой для человека, его блага. Весь зелёный мир это аптека.
(С. Кирсанова).
Я не степью хожу, Беспредельная степь, Я хожу по аптеке. Беспредельная степь! Разбираюсь в её Ты природой написанный Травяной картотеке. Странный рецепт!
4. Закрепление. Игра “Что, где растёт?” (Учитель бросает детям мяч и называет растение,например ландыш, ученики ловят мяч и называют место, где растёт это растение).
5. Итог урока.
Какое значение имеют растения в жизни человека? Где растут?
Есть ли в природе бесполезные растения? О каких целебных свойствах растений узнали?
Будем же бережливы и внимательны. Природа даёт нам много сил, здоровья, красоты!
Урок № 2
Тема. Лекарственные растения – первоцветы. Примула, одуванчик, мать-и-мачеха.
Цель. Дать понятие о лекарственных растениях. Познакомить с внешним видом, правилами сбора. Расширить кругозор учащихся. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
1. Входит фея “Весна”.
Дети читают стихотворение Ф. Тютчева “Весна не даром злится”.
Одуванчик многолетнее травянистое растение. Листья ланцетовидные или продолговатые. Цветочная стрелка достигает 25 см. Она заканчивается одиночной корзинкой, на плоском цветоложе которой расположены золотисто – жёлтые язычковые цветы с хохолком.
Плоды семянки с пушистыми хохолками, напоминающими парашют. Одуванчик как лекарственное растение был известен ещё в глубокой древности и широко применялся в народной медицине разных стран. Средневековые врачи разные болезни глаз лечили одуванчиками. Многие десятилетия было принято отваром корней выхаживать больных желтухой, а так же тех, кто жаловался на боли в желудке. Водный настой листьев возбуждает аппетит, служит лёгким слабительным, помогает при кожных заболеваниях. Одуванчик обладает также успокаивающим и снотворным действием. Поджаренные корни заменяют кофе, а молодые листья идут на весенний витаминный салат, улучшающий обмен веществ.
Разливает летний сад Тихо клонятся к ногам, Звонкий душный запах. Слабый ветер дует, Одуванчики стоят И осыпят на луга В облачных нарядах. Белый пух июня.
4. Физ. минутка:
Золотой и молодой Облысела голова. За неделю стал седой. Спрячу – ка в карманчик А денёчка через два Бывший одуванчик.
5. Мать – и – мачеха.
Белым шариком пушистым Дунул лёгкий ветерок – Я красуюсь в поле чистом. И остался стебелёк.
О каком растении говорится? (Показ растения.)
Ещё лютуют морозы и только появились проталинки, а мать – и - мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные тёплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогодь, немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. В народе по цветам мать – и - мачехи определяют погоду.
Странное название этого растения породило много сказок и легенд примерно одного содержания.
Счастливо, согласно жила семья, покуда не заболела, а потом не умерла мать. Ссутулился хозяин дома, затихли песни и радостные игры у ребятишек. Соседка, вдова молодая, которую покойница никак не жаловала, ловко вошла в доверие и перебралась в осиротевший дом новой женой. С виду вроде бы всё хорошо: дети ухоженные, муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семь будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведёт рукой по волосам – словно репьёв насажает. Как пригрело весеннее солнце, младшая дочь от тоски стала на косогор к речке бегать, слёзы выплакивать. Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек жёлтенький расцвёл. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветок каждую весну появляется. Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадёт. На его месте летом листья вырастут, сверху холодные, а снизу тёплые, мягкие.
Мать – и – мачеха – это многолетнее травянистое растение. Растение обладает большой живучестью и подвижностью. Корневище расползается далеко от основной части. Листья округлые, зелёные сверху, с обратной стороны беловойлочные, пушистые.
Люди давно прознали о лечебных свойствах мать – и – мачехи. Лечит ли это растение тоску, как утверждает легенда, судить нельзя. А вот при кашле помогает замечательно. Не даром древние называли мать – и мачеху “туссиляго” - от латинского слова “туссус”, что означает “кашель”. Вытяжки из листьев и цветов успокаивают кашель, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, заживляют раны. При насморке втягивают в нос сок, выжатый из свежих листьев.
6. Дидактическая игра “Угадай растение”.
а) Из центра розетки листьев цветоносы. На них сияют корзинки жёлтых цветов. Потом полетят семянки на парашютах.
б) Какое растение называют “туссиляго”?
в) Сам себя поливает, цветок – зонтик. Древние греки называют его цветком от 12 богов. (Первоцвет).
7. Итог урока:
Урок № 3
Устный журнал.
Тема. Лекарственные растения луга. Чабрец, тысячелистник, полынь, зверобой.
Цель. Познакомить с внешним видом растений, целебными свойствами, расширять кругозор учащихся.
Первая страница. Чабрец (подготовить учащихся или старшеклассников).
Родина чабреца Южная Европа и Малая Азия. В диком виде встречается на Кавказе и в Крыму, в Белоруссии. По – научному чабор ползучий называют “тимьян”.
Он известен был в глубокой древности. Славился у древних славян своими лечебными свойствами. В годы язычества его бросали в огонь и он выделял благоуханный дым. В переводе с греческого “тимьян” – сила, дух. В народе чабрец богородская трава, имеющая лимонный душок. Цветы чабреца изображали на рыцарских шлемах, шарфах. Чабрец по приданию вселяет мужество, храбрость. Растение ароматно. Цветёт почти всё лето.
Растёт по открытым песчаным местам, в сухих сосновых лесах, но особенно в степях.
Запасают верхнюю часть цветущих стеблей. В богородской траве содержится эфирное масло, терпкое, ароматное, состоящее из кристаллического тимола и жидкого карвакрола. Тимол обладает сильным бактерицидным действием. Чабрец используют против глистов. Лечат бронхит, туберкулёз лёгких и простудные заболевания.
Вторая страница. Полынь горькая.
Бытует такая история о двух пастухах – соперниках. Жили они в местности холмистой да лесистой. Оба на ногах от зари до зари, чтобы накормить коров. Так вот, один приметил, что у другого скотина сытая да гладкая, тогда как у самого бурёнки еле ноги таскают. Дознался ревнивец, что второй пастух держит стадо на полынном лугу, старые заросли подкашивает, а кормит животных молодой травой, поднявшейся после скоса. В то время полынь ещё не была горькой. Но такая зависть проснулась у неудачника, что вмиг на поляне трава прогоркла навсегда. С тех пор в поговорку вошла полынная горечь.
Поэт с ней сравнивает всю глубину тоски по Родине: “Полынью пахнет хлеб чужой”.
Лекарственные качества полыни открыты в седой древности. На пример, Плиний утверждал, что утомлённый путник, привязав к ноге полынь, снимет усталость. В XVII веке на Руси соком полыни лечили раны, делали из него компрессы и примочки от ушибов.
В быту душистой травой боролись с молью, блохами, клещами.
Полынь горькая – многолетнее травянистое растение. Растёт по пустырям, пойменным лугам, вдоль дорог, на многолетних посевах как сорняк. Трава полыни содержит эфирное масло, дубильные вещества. РАСТЕНИЕ ЯДОВИТОЕ.
Третья страница. Зверобой.
Зверобой – многолетнее травянистое растение высотой 30 – 100 см.
Корневище короткое, вертикальное, корни неглубоко сидят в земле. Стебли голые, с двумя выступающими рёбрами, листья тупые. Цветки многочисленные, собраны в золотистые соцветия. Плод – это продолговатая коробочка с мелкими семенами. Цветёт в июне – августе. Плоды созревают в сентябре – октябре. Растёт в предгорных районах нашего края, а так же в лесистых местах.
Как без муки нельзя выпечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить многие болезни людей и животных. Говорят, народные лекари называют его травой от 99 болезней. Зверобой - древнейшее и широко применяемое народом средство. Его начали применять ещё в XVIII веке как заживляющее средство. Сухие листья и цветки используют как заменитель чая, а так же как пряность в рыбной промышленности. Они придают рыбе пряный запах и хороший вкус.
Запасы зверобоя уменьшаются. Поэтому нужно делать подсевы семян в молодых лесопосадках, лесозащитных и дорожных посадках. Цветение и плодоношение начинается со второго года.
Четвёртая страница: Тысячелистник.
– Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…
– Что это ты считаешь? – поинтересовалась у Зайчонка прилетевшая на поляну Сорока.
– Опять со счета сбился, – вздохнул малыш. – Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков. Вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.
– Ха – ха – ха! – рассмеялась белобокая. – Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много, как и цветков.
Цветки у тысячелистника маленькие. Их множество, и образуют они красивый плоский букетик. Обычно цветки бывают белые или лиловые. Но если подняться в горы, то там можно встретить розовые и даже тёмно – красные корзиночки.
– Вы посмотрите, какие у него длинные резные листья. – Зайка провёл лапкой по твёрдому стеблю. – Будто маленькие ветки ёлки.
– Очень интересное растение, очень. – Сорока взмахнула своими чёрными крыльями. – Даже из-под снега видны его засохшие пахучие корзинки. Всю зиму в них семена хранятся.
– А как вы думаете, тётушка Сорока, сколько всё же у тысячелистника листиков? – Зайка взглянул на птицу.
– Не знаю, не знаю. Я пока за вестями слетаю, а ты тут потрудись немножко, посчитай.
А потом мне скажешь!
Зайчонок вздохнул, наклонился над растением и стал считать:
– Один, два, три,…(инсценировать).
Тысячелистник старое народное средство. Его сок применяли на Руси ещё в XV веке, как ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство. В XVIII – XIX веках препараты тысячелистника применяли при дизентерии и кровотечениях. Растёт по полям, краям дорог, сухим лугам, опушкам лесов.
Игра УГАДАЙКА (По внешнему виду определить растение. Иметь гербарий или растение).
Дидактическая игра.
- Его называют травой от 99 болезней. Цветы собраны в золотые соцветия. (Зверобой).
- Самое горькое растение. (Полынь).
- Растёт в степи. Цветки розово – лиловые, приятно пахнет. Научное название “тимьян” (Чабрец).
- Листьев у него не тысяча, но очень много. На стебле белая шапка мелких соцветий. Хорошо заживляет раны. (Тысячелистник).
Урок № 4-5. Тема: Лекарственные растения луга. Ромашка, подорожник, земляника.
Урок № 6-7. Тема: Лекарственные растения леса. Ландыш, берёза, рябина, крапива.
Урок № 8-9. Тема: Целебная грядка (лук, чеснок, петрушка, капуста, укроп, сельдерей, кукуруза.)
Урок № 10-11. Тема: Практикум по сбору лекарственных растений, произрастающих в данной местности.
Урок № 12. Тема: Охрана лекарственных растений.
Виды растений можно менять в зависимости от местности.