Пушкин и Глинка
План урока
Этапы урока |
Их логический смысл |
Вопросы учащимся |
Эпиграфы литературные и музыкальные |
Экспозиция. Направляет на осознание единства творчества Пушкина и Глинки, общности идей, питавших их творчество |
|
А.Н. Серов | Завязка. Напоминает о значении творчества Глинки в судьбе русской культуры. |
Кто из русских композиторов продолжал традиции Глинки в своем творчестве? Можем ли мы сопоставить значение творчества Глинки и Пушкина для Отечественной культуры? |
Глинка, 2- я песня Баяна из “Руслана и Людмилы” |
Постановка проблемы. |
Почему Глинку называют Пушкиным русской музыки? Что роднит творчество двух гениев? |
“Лель таинственный” из “Руслана и Людмилы”. |
Разработка проблемы Осознание глубинной связи с русским народом. |
Во что вылилась у Пушкина любовь к преданьям старины глубокой? |
“Деревня” |
Разработка проблемы. Характеристика эпохи дает понимание гражданственности и патриотической героики. |
Приведите примеры гражданской лирики Пушкина. |
“Кавказский пленник” |
Разработка проблемы. Показывает многогранность творческого облика Пушкина и Глинки, их интерес к культуре других народов. |
Какие вам известны произведения Пушкина и Глинки, основанные на фольклоре других народов? |
Романсы Глинки на стихи Пушкина
красавица” |
Кульминация Духовная близость Пушкина и Глинки объясняет гармоничность слияния поэзии и музыки в романсах. |
Охарактеризуйте оба романса, найдите в них общие черты. |
Финал из оперы “Руслан и Людмила” |
Финал Ответы учащихся на проблемный вопрос, музыка финала из “Руслана и Людмилы” подчеркивают демократичность, гуманизм и оптимистичность искусства двух русских гениев. |
К 200 – летию М.И. Глинки
Цель урока: осознание учащимися творческого единства 2-х великих представителей русской культуры.
Задачи:
1. Углубить и дополнить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина и Глинки.
2. Активизировать мышление учащихся путем создания проблемной ситуации.
3. Расширить музыкальный кругозор учащихся путем знакомства с новыми (внепрограммными) произведениями М.И. Глинки.
Методы обучения:
1.Метод художественной драматургии.
2. Метод создания проблемной ситуации.
Оборудование урока:
Портреты М.И. Глинки, А.С. Пушкина, А.П. Керн.
Магнитофон, фонограмма.
Примечание: Крайне желательно присутствие на уроке иллюстратора (сопрано или тенор) и, соответственно, концертмейстера. Партия фортепиано в обоих романсах (7) несложная - ее может исполнить и сам учитель, если он владеет инструментом, хотя бы на уровне выпускника музыкальной школы.
Если это невозможно, использовать видеозапись исполнения романсов профессиональными певцами или качественную фонограмму.
И долго буду тем любезен я народу, что
чувства добрые я лирой пробуждал…
А.С. Пушкин
Глинка как и Пушкин – люди русской культуры и декабристской поры, наследники… лучших представителей деятельной мыслящей интеллигенции. Б. Асафьев.
На доске – портреты Пушкина, Глинки.
1. В качестве музыкального эпиграфа звучит 2-я песня Баяна из 1д. “Руслан и Людмила” (фонограмма)
2. Учитель: В один из дождливых майских вечеров 1844г. в петербургской квартире Глинки молодой человек, страстный любитель музыки и начинающий композитор А.Н. Серов говорил хозяину: “Вы открыли передо мной путь сложной умственной работы, художественно-критического анализа… И еще лучше то, что Вы натолкнули меня на великую идею национальной русской музыки… Вы, Михаил Иванович, тронули золотую жилу и открыли путь многим”.
Эти слова оказались пророческими. Творчество Глинки открыло эпоху русской музыки.
Вопрос 1. Назовите русских композиторов, продолжавших в своем творчестве традиции Глинки.
(Учащиеся называют Даргомыжского, Чайковского, членов “Могучей кучки”).
Вопрос 2. Творчество Глинки оказало огромное воздействие на развитие русской культуры. Можем ли мы сказать то же самое о Пушкине?
(Учащиеся отвечают утвердительно, говорят об открытии Пушкиным классической эпохи русской литературы и его вкладе в развитие русского национального языка.)
3. Вновь звучит 2-я песня Баяна (фонограмма).
Учитель: Музыкальным эпиграфом к нашему уроку послужил фрагмент из оперы “Руслан и Людмила”. Это 2-я песня Баяна. Вслушайтесь в неё, в её текст: “Недолог срок на земле певцу”. О ком здесь говорится? Кто этот певец?
Ответ: Пушкин.
Учитель: Да, это Пушкин. Своё уважение к памяти великого поэта Глинка выразил очень своеобразно, прославив великое имя устами Баяна. Да и вся опера, развивающая и углубляющая народные образы пушкинской поэмы, стала достойным памятником поэту.
Внимание учащихся обращается на литературные эпиграфы и формируется проблема занятия: “М.И. Глинку называют "Пушкиным русской музыки". Почему? Что роднит 2-х великих представителей русской культуры?”
4. Звучит хор из “Руслана и Людмилы” “Лель таинственный” (фонограмма)
Учитель: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет” - Пушкинские слова как нельзя более подходят к музыке Глинки. И касается это не только “Руслана”. Откуда же в помещике, большую часть жизни проведшем за границей, впитавшем достижения европейской культуры и притом жившим в эпоху преклонения перед европейским искусством, такая любовь к русской теме, к русскому фольклору?
Да оттуда же, откуда и у Пушкина.
“Спой мне песню, как
синица тихо за морем жила.
Спой мне песню, как девица за водой поутру шла”,
– обращается поэт к няне. Множество сказок, песен
слышал Александр Сергеевич от неё в детстве, и
любовь к русскому фольклору сохранилась в нем на
всю жизнь. Живя в Михайловском, Пушкин с
увлечением собирал народные песни (он записал их
более 600, среди них свадебные, обрядовые,
плясовые).
1-й чтец: “В ярмарочные дни Пушкин приходил к Святогорскому монастырю в красной ситцевой рубахе, опоясанной голубой лентой, в соломенной шляпе и смешивался с народом. Прислушивался к пению нищих и слепцов о Лазаре, Алексее – человеке божьем, об архангеле Михаиле и страшном суде. Иногда, садясь рядом с ними на землю, подпевал, дирижируя тростью с бубенчиками, чем привлекал к себе массу народа и заслонял проход в монастырь. Неузнанный местным исправником, он был однажды отправлен под арест”.
2-й чтец: “В другой раз, придя на ярмарку с железной палкой, сел наземь, собрал вокруг себя нищих, слепцов, слушая их песни и сказания. Нередко имел при себе дощечку с наложенной на неё бумажкой и, держа её в руке, незаметно для других заносил в неё для памяти свои наблюдения”.
Учитель: Любовь к “преданьям старины глубокой” вылилась в произведения, знакомые нам с детства “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма” – говорит поэт. Давайте назовем их.
(Ученики называют “Сказку о попе”, “Сказку о царе Салтане”, “Сказку о рыбаке и рыбке”, “Сказку о мертвой царевне…”, “Сказку о золотом петушке”).
Учитель: М.И. Глинка вырос в тиши помещичьей усадьбы. У него тоже была няня, которая рассказывала ему сказки. Много времени мальчик проводил в девичьей, где слышал песни, впитывал народные мелодии. Он дружил с крепостным мальчиком – музыкантом Федей, был хорошо знаком с крестьянским бытом, обрядами. “Может быть, - писал позднее композитор – эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку”.
Звучит “Камаринская” (фонограмма).
Вы, конечно, узнали это произведение. Именно в нем, по словам Чайковского, вся русская симфоническая школа, “как весь дуб в желуде”. Назовите его.
(Учащиеся: “Камаринская”).
Учитель: “Камаринская” – гениальная фантазия на 2 подлинные народные темы. “Помнишь, – говорил Глинка сестре, – у нас частенько на свадьбах певали “Из-за гор, гор, высоких гор”, а потом на гуляньях плясовую “Камаринскую”? Я связал эти песни в одно музыкальное произведение, стремясь удовлетворить одновременно настоящих знатоков и обычную публику. Вот была моя задача”.
В результате глубокого изучения особенностей народных песен, Глинка сумел найти такие приемы развития, которые характерны именно для русского музыкального фольклора, и создать произведения, отразившие существенные стороны народной жизни и народного характера. “И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы, ибо нужно много времени и сил, чтобы исчерпать все его богатство”, – писал Чайковский.
Таким образом, подобно тому, как в поэзии Пушкина сложился русский литературный язык, в искусстве Глинки сложился музыкальный язык, претворивший особенности русской народной культуры в сочетании с классическими традициями.
5. В жизни 2–х великих представителей земли русской мы можем найти немало параллелей. Обоих взрастила славная эпоха Отечественной войны 1812 года и движения Декабристов. Тот подъем патриотических чувств и национального сознания, какой породила в русском обществе победа над Наполеоном, сыграл огромную роль в формировании каждого из них как гражданина и художника.
Вопрос: Приведите примеры гражданской лирики Пушкина.
(Ученики: “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд”, “Вольность”).
Не могло не оказать воздействие, как на Пушкина, так и на Глинку, и общественно-освободительное движение, толчок к которому дала война 1812 года. Правда, в отличие от Пушкина, который был близок с декабристами, бывал в кругу членов тайного общества, Глинка стоял далеко от политики. Но и он сочувствовал некоторым идеям декабристов, – видел долг человека в служении Родине и обществу, горячо любил народ и желал для него лучшей доли.
“Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца”.
В пушкинской “Деревне” мы слышим гневный протест против крепостничества, рабства и бесправия. Глинка был сторонником освобождения крестьян и в конце жизни, когда он уже имел право ими распоряжаться, его крепостные получили вольные. Неудивительно, что народ стал героем творчества Глинки, а народная песня основой его музыки.
Вопрос: Так в чем же истоки патриотической героики Глинки?
(Учащиеся: В эпохе, на которую пришлось его становление, как человека и как художника).
Звучит Ария Руслана “Дай, Перун”.
Учитель: Отечественная война 1812 показала, что судьбу Родины в опасный критический момент решает народ. И Глинка вывел на оперную сцену народ, как активное действующее лицо истории. Крестьянин Иван Сусанин – великий герой, спасающий всю страну. Он и русский богатырь Руслан воплощают в себе самые высокие человеческие достоинства: патриотизм и мужество, ум и доброту, душевную чистоту и благородство.
6. В жизни Пушкина и Глинки мы видим и другие совпадения. В 1820 г. поэт отправляется в южную ссылку.
3 – й чтец:
Великолепные картины!
И в их кругу колосс двуглавый,
Престолы вечные снегов,
В венце блистая ледяном,
Очам казались их вершины
Эльбрус огромный, величавый
Недвижной цепью облаков,
Белел на небе голубом.
Учитель: Могучая дикая природа Кавказа, быт и нравы горцев показаны в поэме “Кавказский пленник” с замечательной верностью действительности. “Не понимаю, каким образом мог я так верно … изобразить нравы и природу, виденные мною издали” – удивлялся позднее поэт. Но не удивляемся мы, читатели, понимая, что это проявление пушкинского гения.
Удивительно то, что через 3 года на Кавказ приезжает Глинка, для лечения на минеральных водах. Он знакомится с песнями и плясками кавказских народов. И позднее эти впечатления отразились в его пушкинской опере “Руслан и Людмила”.
Звучит Лезгинка из 4 д. “Руслана и Людмилы”.
Учитель: Мы коснулись только кавказской темы.
Вопрос: Какие еще вам известны произведения Пушкина и Глинки, основанные на фольклоре других народов?
(Учащиеся называют “Арагонскую охоту”, “Песни западных славян”).
7. Учитель: Пушкин и Глинка были знакомы. Глинка учился в Благородном пансионе вместе с братом поэта, Лёвушкой, а воспитателем его был близкий друг Александра Сергеевича В.К. Кюхельбекер. Пушкин навещал пансион, позже композитор и поэт встречались не один раз. Одна из таких встреч состоялась на квартире у Глинки. Представим ее себе. Пушкин пришел вместе с Грибоедовым..
Учитель: Гости входили, продолжая начатый разговор, и, разговаривая, переступили порог столовой – такие разные и такие интересные своим контрастом. Пушкин, шумный, веселый – такой, каким всегда входил когда-то в пансион, вторя громким смехом Лёвушке. Грибоедов, молча, пожав протянутую Глинкой руку, подходит к фортепиано. Узкий профиль его четко рисуется над белыми клавишами, какой-то точно заостренный, колючий, длинные пальцы берут октаву. Он оборачивается к Глинке.
4 - й чтец: (Грибоедов) – А знаете, Михаил Иванович, я все время думал о Вас… Уже несколько дней думал и сейчас говорил с тезкой, – указал он на Пушкина. – Мне вспомнилась любопытная тема грузинской песни, которую я слышал на Кавказе. В обществе много толкуют о Ваших романсах. Вы могли бы ее разработать.
5 - й чтец: (Пушкин) – Он мне наигрывал, – подхватил Пушкин. – Мне нравится. Знаешь, Мишель, напиши музыку, а я слова. Согласен?
Учитель: Что может сказать на это Глинка? Радость понятна была и без слов. И только тихо и серьезно спросил: Что спрашивать? Какое сочетание!
5 - й чтец: Вот и я думаю, сочетание почти родственное. Знаем – то мы друг друга сколько лет, родня духовная и по Лёвушке и по бедному Вилли …
4 - й чтец: Грибоедов тихо, задумчиво перебирал клавиши. – Вот она, моя грузинская песня, слушайте…
(Концертмейстер играет мелодию романса “Не пой, красавица”)
– Нравится? Я слышал, как эту песню пела прекрасная девушка, грузинка …
Учитель: – Очень оригинально и выразительно! – вырвалось у Глинки от всего сердца.
5-й чтец: – Непременно напишу слова! – живо отозвался Пушкин.
4-й чтец: – Ну и пишите оба, благословляю”.
Учитель: Так с благословения Грибоедова появился дивный романс “Не пой, красавица”.
Исполняется романс “Не пой, красавица” (иллюстратор, концертмейстер)
Учитель: Лирика Пушкина послужила источником вдохновения для Глинки. Девять романсов им написано на пушкинские стихи. История одного романса поистине удивительна и еще раз доказывает нам, как тесно переплелись судьбы Пушкина и Глинки. В один из весенних дней 1819 года у президента Академии Художеств А.И. Оленина собрались гости; среди них был Крылов, читавший свои басни. Пушкин слушал его. Но вдруг внимание поэта привлекла вошедшая в это время в гостиную красивая женщина. Её сопровождал 52-летний генерал, за которого она только что вышла замуж…. Это была Анна Керн. Пушкин не отрывал от нее глаз, и весь вечер находился под обаянием её красоты. Когда Анна садилась в экипаж, Пушкин, стоя на ступенях крыльца, провожал её долгим взглядом. “Мимолетным виденьем” пронеслась она перед поэтом, чтобы снова появиться перед ним спустя 6 лет - в Михайловской ссылке. Вновь вспыхнуло забытое чувство. Оно принесло с собой “и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь” и, конечно, знаменитое послание “К Керн”.
Через много лет – так распорядилась судьба – Глинка увлекся дочерью Анны Керн – Екатериной. И в свою очередь принес дар на алтарь семьи Керн – знаменитый, неподражаемый романс на стихи Пушкина “Я помню чудное мгновенье”. Восторженный гимн торжествующей любви, удивительный образец слияния пленительных стихов и вдохновенной музыки.
Исполняется романс “Я помню чудное мгновенье”, (иллюстратор, концертмейстер).
Вопрос: Мы прослушали 2 романса. Что их объединяет?
(Учащиеся отмечают силу и полноту чувств, стройность и ясность формы).
8. Учитель: Творчество гениев неисчерпаемо, о Пушкине, как и о Глинке можно говорить бесконечно. Мы выделили лишь несколько моментов жизни и творчества 2-х наших великих соотечественников. Но, думается, и их достаточно, чтобы ответить на вопрос, который мы сформулировали в начале занятия. Почему М.И. Глинку называют Пушкиным русской музыки?” Что роднит их творчество?”
(Учащиеся отвечают, что Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, а Глинка стал основоположником русской классической музыки. Музыкальный язык Глинки, подобно языку Пушкина в литературе, открывает новый этап в связях профессионального искусства с народным творчеством. Произведения Пушкина и Глинки говорят о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших прорывах его души – в героизме, преданности Отчизне, самоотверженности, дружбе и любви).
Вывод по уроку
Учитель еще раз обращает внимание учащихся на 1 эпиграф и говорит о том, что своей лирикой – музыкальной и поэтической – Глинка и Пушкин пробуждают “чувства добрые” и потому принадлежат, по словам Асафьева, к “лучшим представителям деятельной, мыслящей интеллигенции” (эпиграф 2). По словам Белинского, они относятся “к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества”.
В заключение урока жизнеутверждающе звучит финал из “Руслана и Людмилы” (фонограмма).
Библиография.
- Алтаев А.Л. М.И. Глинка – М., 1955.
- Геммен А.И. Жизнь поэта – М., 1972.
- Орлова Е.М. Очерки о русских композиторах 19 – начала 20 века. – М., 1979.
- Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки – М., 1979.
- Пушкин А. Стихотворения. Поэмы. Сказки. – Библиотека всемирной литературы – М., 1977.
- Пушкин в воспоминаниях современников. Ред. В.В. Григоренко и другие.
- Русская музыкальная литература. Вып. 1 под редакцией Э.Л. Фрид – М., 1979.
- Соболева Г. Русский романс – М., 1995.
- Слово о музыке. Русские композиторы 19 века. Хрестоматия. Сост. В. Григорович, З.Андреева – М., 1990.
В 2-х т. – М., 1974.
10. Гольдфайн Л. Пушкин и музыка: “Воспитание школьников”, 1997, № 6 .