Тема “Почему надо умываться”.
Цели урока: закреплять теоретические знания и умения учащихся по соблюдению личной гигиены, прививать навыки аккуратного общения с принадлежностями для личной гигиены, воспитывать стремление к чистоте.
Оборудование: учебник “Основы безопасности жизнедеятельности” 1–4 кл. (автор А. В. Гостюшин), предметы личной гигиены, рисунки с изображением гигиенических принадлежностей, диафильм “Маша и королева Зубная щетка”, диапроектор, конверт с письмом, книга К. И. Чуковского “Мойдодыр”, кувшин с водой, тазик, рисунок Мойдодыра на листе ватмана, новые зубные щетки.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент
2. Постановка темы урока
У. Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться: о ком в нем говорится.
Все собаки знают Ваню и рычат издалека.
Он обходится без бани, он отвык от гребешка,
Никогда в его кармане носового нет платка.
Тротуар ему не нужен! Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам он шагает напрямик!
Он портфель нести не хочет,–по земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок, из штанины выдран клок.
Мне, признаться, непонятно –что он сделал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна? Кто он – этот ученик?
– А вы догадались о том, как можно назвать этого ученика?
Д. Неряха, грязнуля.
У. Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на Ваню из стихотворения?
Д. Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.
У. Молодцы! Именно о правилах личной гигиены мы будем говорить на уроке. Откройте учебники на странице 64 и прочитайте тему сегодняшнего урока.
Д. Почему надо умываться.
Учитель записывает тему на доске.
3. Знакомство с новым материалом
У. Перед началом урока в наш класс передали письмо. Давайте его вскроем.
Учитель вскрывает конверт и читает письмо детям.
Дорогие наши дети!
Я пишу вам письмецо!
Я прошу вас: мойте чаще ваши уши и лицо.
Все равно какой водою! Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днем,
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети, очень, очень вас прошу,
Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья…
– Как вы думаете, кто автор письма?
Д. Мойдодыр.
У. Кто автор стихотворения “Мойдодыр”?
Д. Корней Иванович Чуковский.
Учитель раскрывает книгу Чуковского на той странице, где изображен Мойдодыр.
У. Хотите ли вы, чтобы Мойдодыр пришел к нам в гости?
Д. Хотим.
У. Тогда давайте вспомним, как надо за собой следить, чтобы о вас не сказали как о герое произведения Чуковского.
Учитель включает видеомагнитофон и показывает фрагмент мультфильма “Мойдодыр”, в котором звучат строки:
Ах, ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки.
– Прочитайте пословицу, записанную на доске.
Д. Чистота залог здоровья.
У. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Выслушиваются ответы детей.
– Что надо делать, чтобы быть чистым?
Д. Умываться, мыться, менять одежду.
У. В каких случаях надо мыть руки?
Д. Придя с улицы.
– Перед едой.
– Если мы чем-то испачкали руки.
У. Попробуем сформулировать правила, которые вам необходимо запомнить.
Правило 1.
Вы можете гулять и играть сколько угодно, пачкать руки, но затем тщательно вымыть их с мылом.
Правило 2.
Необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом – еще раз, выйдя из него.
Правило 3.
Не забывайте мыть руки перед едой.
Правило 4.
Вымойте руки после еды, если пальцы запачкались чем-то липким или жирным, иначе вы оставите следы на стенах, мебели, одежде.
Правило 5.
Помойте руки перед сном.
В результате обсуждения составляется памятка. Приблизительный текст правил составлен учителем заранее и на уроке раздается ученикам.
– Возьмите текст памятки и вклейте его дома в рабочую тетрадь. Прочитайте пятое правило.
Дети выполняют задание.
– Если вы не будете мыть руки перед сном, то утром, возможно, кто-то из вас скажет, как герой Чуковского:
Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Но не только это. Если вы ляжете в кровать с грязными руками и уснете, то можете и сами не заметить, как во сне засунете грязный палец в рот или потрете глаза. Если потереть грязными руками глаза, то они могут воспалиться от попавших частиц грязи. Это заболевание называется конъюнктивит.
Учитель записывает на доске новый термин.
– Что может случиться, если не умываться и не мыть руки? Прочитаем об этом в учебнике на страницах 64 – 66.
Дети читают текст.
– Зачем надо мыть руки и умываться?
Д. Чтобы не болеть, так как на коже и под ногтями скапливаются микробы.
У. Послушайте еще одно стихотворение, а затем я задам вам вопрос.
Два подготовленных ученика читают стихотворение.
Ученик 1.
Жил на свете мальчик странный.
Просыпался поутру,
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Руки мыл зачем-то мылом
И лицо мочалкой тер.
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Ученик 2.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел.
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
Если мальчик будет грязным,
Будет он всегда здоров.
У. Можно ли заболеть от чистоты?
Д. Нет.
У. Почему же автор в конце стихотворения сделал такой вывод?
Д. Стихотворение шуточное. Его надо послушать, а сделать наоборот. Мы уже сталкивались с такими “вредными” советами.
У. Молодцы! А теперь немножко отдохнем.
4. Физкультминутка
5. Практическая работа
У. Для того, чтобы выполнить следующее задание, вам надо отгадать загадки и назвать друзей Мойдодыра.
Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было…
Д. Мыло.
Учитель достает кусочек мыла.
У.
Костяная спинка, на брюшке щетинка,
По частоколу попрыгала, всю грязь повыгнала.
Д. Зубная щетка.
Учитель достает зубную щетку.
У.
Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и про нос.
Д. Носовой платок.
Учитель достает носовой платок.
У.
Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком лягут волосы рядком.
Д. Расческа.
Учитель достает расческу.
У.
Говорит дорожка – два вышитых конца:
Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!
Д. Полотенце.
Учитель достает полотенце.
У.
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Паратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Д. Зеркало.
Учитель достает зеркало.
У.
Вроде ежика на вид, но не просит пищи.
По одежде пробежит, и та станет чище.
Д. Платяная щетка.
Учитель достает щетку для чистки одежды.
У. Молодцы! Вы узнали всех друзей Мойдодыра. А умеете ли вы с ними правильно обращаться? Например, как правильно чистить зубы?
Один ученик выходит к столу учителя и показывает, как надо чистить зубы. Если он ошибается, учитель помогает ребенку.
– Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.
Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.
Сколько раз надо чистить зубы?
Д. Два раза в день: утром и вечером.
У. Правильно. Для чего нам нужно мыло?
Д. Умываться, руки мыть, мыться.
У. Умеете ли вы умываться?
Д. Да.
У. Сейчас мы это проверим.
К столу учителя выходит ученик, вместе с которым учитель показывает: как правильно надо умываться, мыть руки.
– Заворачиваем рукава, мочим и намыливаем руки. Намыленные руки должны перекатываться друг с друга, как санки по снежной горке. После этого ополаскиваем руки, отряхиваем и вытираем.
Лицо и шею моем мылом. Сначала намылим пальчики, затем лицо и шею. Не забываем протереть уши и за ушами.
Если долго тереть лицо мылом, кожа станет шелушиться. Смываем мыльную пену со лба к подбородку.
Что надо сделать, если мыло попало в глаза?
Д. Промыть глаза холодной водой.
У. Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе. Какими из них должен пользоваться только один человек, а какими может вся семья?
Д. У каждого человека должны быть индивидуальные зубная щетка, расческа, полотенце, носовой платок. Зеркалом, мылом, платяной щеткой могут пользоваться все члены семьи.
У. Молодцы! Правильно ответили.
6. Итог урока
У. Вы справились со всеми заданиями, поэтому, как вам и обещал, на урок пришел Мойдодыр.
Учитель вешает на доску большой рисунок с изображением Мойдодыра. К руке Мойдодыра прикреплен пакет.
– Что это в руках у Мойдодыра? Раскроем пакет и посмотрим: что внутри?
Учитель вынимает из пакета новые детские зубные щетки.
– Ребята, Мойдодыр делает вам подарок. Эти красивые, новые щетки теперь ваши. Как ими пользоваться –вы уже знаете.
В конце урока я хотела сделать вам еще один сюрприз. Сейчас мы посмотрим диафильм “Маша и королева Зубная щетка”. (Учитель показывает диафильм, если остается время, и читает текст к нему.)
7. Домашнее задание
У. Дома еще раз прочитайте текст на страницах 64 – 66.
Попробуйте сочинить небольшую сказку о девочке (мальчике), нежелающей (ем) умываться и мыть руки.