I. Разминка:
Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак,
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап.
Учитель:
Дорогие ребята! Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Совершенно верно! Ваши предположения верны. Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию.
Что мы знаем о Греции?
Греция расположена в Юго-Восточной Европе, на юге Балканского полуострова и прилегающих областях. В наши дни в 6-ти миллиардной семье человечества греков сравнительно немного: что-то около 12 миллионов, причем 1/3 из них живет вне Греции. А когда-то они были огромной культурной силой мира, распространяя свое влияние далеко за пределы метрополии.
Я предлагаю вам совершить путешествие на земли древней Эллады и побывать в древнегреческой школе. Но прежде, чем мы начнем наше путешествие, нам необходимо создать несколько туристических агентств.
Я предлагаю вам названия: "Петух", "Верблюд" и "Суслик". Выбирайте что вам по вкусу.
А теперь разбейтесь по своим, только что созданным туристическим агентствам.
Я рада представить вам I туристическую фирму под названием “Жаренный петух”. Поприветствуем! Агенство №2 “Золотой суслик”. Аплодисменты! И, наконец! Корабль пустыни “Добрый верблюд”!
Уважаемые акулы туристического бизнеса! Сейчас, за 10 минут, вы создадите проспект, рекламирующий Древнюю Грецию. Требования к нему таковы:
- Он должен быть убедительным настолько, чтобы, даже самому закоренелому скептику захотелось побывать в Древней Элладе!
- Вы должны проявить всю свою находчивость, смекалку, знания и фантазию.
На ваших столах вы найдете вес необходимое: бумагу, маркеры, карандаши. На презентацию проекта предоставляется 5 минут. Реклама может быть в форме плаката, частушки, песни, стихотворения, научного сообщения. Итак, желаю удачи! (Включить музыку “Сиртаки”, засечь время).
II Этап “Презентация”
Учитель:
И так, уважаемые дамы и господа! Леди и джентльмены!
Перед вами акулы туристического бизнеса:
1) “Жаренный петух”
2) “Золотой Суслик”
3) “Добрый верблюд”
- Спасибо! Я вижу, вы славно поработали! Мы готовы к путешествию! Прошу всех участников круиза во времени занять места в комфортабельных средствах передвижения. Счастливого пути!
III Этап “В древнегреческой школе”.
“Урок грамматики”
Учитель:
Уважаемые пассажиры, наши лайнеры доставили нас на землю Древней Эллады. И наша первая экскурсия в древнегреческую школу. (Дети рассаживаются на стулья кружком)
Учитель:
Уважаемые туристы!
Образование в Греции было ориентировано на подготовку свободных граждан, способных в полной мере участвовать в управлении государством. Физическое здоровье считалось таким же важным делом, как и успехи в овладении школьными дисциплинами!
Слово нашему экскурсоводу.
Экскурсовод:
До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его передавали педагогу. В переводе с греческого это слово означает “сопровождающий ребенка”. Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам - ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать.
Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для какой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески, был ворчлив, а чуть что не по нем, хватался за розгу. Сохранились древние статуэтки из обоженной глины, которые изображают педагогов небрежно одетыми, плешивыми стариками с нечесаной бородой.
Учитель:
В рассветный час городские и сельские мальчишки спешат в школу. Заглянем и мы с вами в одну из них. Там начинается урок грамматики. (Демонстрируется театрализованная игра “Школа”).
Грамматист:
“Хайретэ пайдес! Калой кой агатой!” Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня, я, грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите - розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний - не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.
Вы начинаете учиться и весь наш маленький город – Оплот Эллады в варварских землях с надеждой смотрит на вас, ожидая, что вы вырастите опорой родины и приумножите ее славу и богатство.
А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов - педагогов, сядьте прямо и начнем урок. (Грамматист открывает таблицу с греческим алфавитом; Грамматист читает алфавит, дети повторяют).
Грамматист:
Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. Даже вы, дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко сумеете освоить эти слова, потому что, мы греки, научили своему языку всю Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду.
– Как звучит имя прекрасного бога, покровителя искусств?
– Правильно Аполлон. А пишется оно так:
(учитель пишет ту буквы, которые называют ученики)
– Возьмите в руки свои дощечки, все ли загодя натерли их воском? В правой руке держите стиль! (раздается стук в дверь, входит мать с нерадивым ребенком)
Мать:
– Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходиться вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если возьмет в руки, то и тогда нечего дельного не напишет, а только воск зря соскоблит.
– А попробуй-ка посильнее постращать его. Уж, пожалуйста, задай ему порку! Грамматист:
“Невежда – самое дикое из существ на земле!” Образумься! Пока не поздно! Учись читать, писать и приобщись к литературе! Послушай, как прекрасна может быть эллинская речь, составленная всего из 24 выученных нами букв.
(“Антигона” Софокл)
Ученик:
В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего
Мчится он непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган.
Горного зверя и дикого
Порабощает он хитростью,
И на коня густогривого,
И на быка непокорного
Он возлагает ярмо.
Создал речь и вольной мыслью
Овладея, подобной ветру,
И законы начертал.
Злой недуг он побеждает
И грядущее предвидит,
Многоумный человек.
Только не спасется,
Только не избегнет
Смерти никогда
И, гордясь умом и знаньем,
Не умеет он порою
Отличить добро от зла
Человеческую правду.
Учитель:
В школе мальчики изучали 3 группы предметов. Первую, как вы уже поняли, вел учитель, называвшийся грамматист, который учил письму и арифметике. Танцам и атлетике же учил педотриб. На практические занятия детей возили в гимнасий или полестру, где ученики принимали участие в соревнованиях, перенесемся и мы туда.
Перед вами, прекрасные и совершенные, лежат спортивные снаряды. Ваша задача быстро лопнуть эти шары! А в каждом из них задание!
Вопросы:
1. У какого бога просили греки успешного плавания кораблю?
2. Каким занятием людей покровительствовал Гефест?
3. Царевич Тесей забыл выполнить просьбу старого отца Эгея, что это была за просьба?
4. Кто из богов и при каких обстоятельствах произвел первую трепанацию черепа?
5. Кто из олимпийских богов и каким образом отомстил своей матери за недостойное поведение?
6. В каких мифах отразилось древние представление о регулярной смене времен года?
7. О каких проделках Гермеса вы знаете?
8. Как называется река, разделяющая мир живых и царство мертвых?
9. За что обиделась Деметра на Зевса?
“Волшебный мешок”
Учитель:
А мы продолжаем наши состязания. В руках у меня волшебный мешок! Здесь спрятано то, что помогло одному из героев выйти из затруднительного положения. Угадайте, что спрятано в мешке и как звали героев, которые держали эту вещь в руках? (Клубок Ариадны).
А сейчас в мешке лежит то из-за чего началась Троянская Война. Что лежит в мешке? Объясните, почему вы так думаете! (Яблоко раздора).
“Блиц - турнир”
Учитель:
А сейчас я скажу вам фразу, которую вы должны выразить одним словом и объяснить, почему это именно так?
1. Самовлюбленный человек (Нарцисс).
2. Долгие странствия, приключения, рассказ о них (Одиссея).
3. Бдительный сторож (Цербер).
“Угадай” что за миф”
Учитель:
И наше последнее упражнение. Сейчас вы увидите отрывок из одного мифа. Ваша задача определить, что это за миф и чем он заканчивается. (Демонстрируется отрывок из мифа “Аргонавты”).
Мы довольно удачно посетили с вами гимнасий, а теперь отправимся на урок поэзии и музыки. Преподает эти предметы кифаред.
Для чего нам это надо? Я думаю, тем кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греческой мифологией просто необходимо. Придя в любой из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но непонятных по содержанию, например “Персей и Андромеда” Рубенса или “Похищение Европы” Серова. И так, слово нашему кифареду.
Прослушивание музыкального произведения “Орфей и Эвридика”