Как учить правописанию

Разделы: Русский язык


Еще не так давно считалось, что хорошо знать русский язык означает писать без ошибок (орфографических и пунктуационных – в первую очередь). Однако правописные навыки не должны рассматриваться как самоцель, это необходимая, но недостаточная составляющая в преподавании русского языка.

В последние годы акцент делается на речевую направленность курса. Но как бы на этой новой волне не потерять и так достаточно слабых позиций в овладении орфографической грамотностью. Содержание ЕГЭ по русскому языку явно не способствует её повышению! При абсолютной безграмотности ученик теряет всего 4 балла по критериям 7,8 оценки сочинения.

Такое положение дел заставляет нас, учителей русского языка, с большим вниманием относиться к каждой идее, новинке, которые могли бы помочь исправить создавшуюся ситуацию. И вот впервые мне и моим коллегам несколько лет назад предоставилась возможность познакомиться не с отдельными приёмами, а с системой работы, направленной на формирование навыков грамотного письма. Я имею в виду технологию, предложенную преподавателем Воронежского государственного педагогического университета, кандидатом филологических наук Ю.А.Поташкиной.

Рассказать о данной технологии обучения русскому языку (теория, правописание) в пределах небольшой статьи невозможно. Но было бы непростительно не познакомить коллег с тем, как мы на уроках организуем работу по формированию орфографических навыков.

Это целая система, четко продуманная, основанная на прочном психолого-педагогическом фундаменте.

Учитель с достаточно большим стажем работы, я нашла для себя в этой системе много полезного. Меня всегда удивляло, почему ученики совершенно не умеют делать работу над ошибками, несмотря на все наши усилия. Оказывается, просто мы не “вооружили” их технологией данной работы. Чтобы помочь слову, нуждающемуся в выборе нужной буквы, необходимо сначала правильно “поставить диагноз”. А вот этого как раз многие не умеют, да и мы подчас не очень настоятельно требуем правильно назвать орфограмму, на которую допущена ошибка. Хотим быстрейшего решения орфографической проблемы и совершенно необоснованно экономим на определении орфограммы. Как только ребенок “ставит диагноз”, прямо-таки “напрашивается” второй этап – решение орфографической задачи по хорошо знакомому алгоритму.

Рассмотрим это на конкретном примере. Ребенок ошибся в слове держат. Сначала он “ставит диагноз” (эта терминология вводится в начальных классах, и дети охотно её принимают): гласная в (безударном) окончании глагола. В начальных классах, пока дети не знают ещё частей речи, глаголы можно называть “слова-действия”. Вот как кратко записать название орфограммы (диагноза): (знак ударения над окончанием зачеркивается карандашом X, т.е. ). Затем ребенок задает 1 вопрос: “Это глагол из 11 исключений?”. Если это так, то значит ( ) нужно писать в окончании “И” //(или) “А”(“Я”). Так записывается ход орфографической задачи:

Проведем подобную работу со словом “учится”.

Из записи понятен второй вопрос алгоритма: “Этот глагол (в неопределенной форме) оканчивается на -ить?”

А теперь работаем с глаголом колышется.

Вот как выглядит в общем виде наш алгоритм (без дополнительной информации о глаголах-исключениях, глаголах с прибавлением приставки, причастиях с ущ(ющ) // ащ(ящ)).

А теперь попробуйте решить сами несколько задач и предложите это сделать вашим ученикам. Уверена: они будут это делать с удовольствием, особенно те, которым грамотное письмо даётся с большим трудом.

Он гон_т – погоня_т; они обеспеч_т – обеспечива_т.

Поначалу, решая определённую орфографическую задачу, дети пользуются таблицей, образцом решения, затем каждый получает прочный навык работы, и необходимость во внешней опоре отпадает (у кого-то раньше, у кого-то позже).

Произнесение вслух, краткая запись шагов алгоритма способствуют прочному запоминанию всей цепочки рассуждений. В данную работу практически включаются все виды памяти. На первом уроке изучения новой темы несколько задач учитель может решить сам, затем это делают все дети по очереди, а не только те, кто успешно обучается языку (это принципиальное правило!). Эта система обучения позволяет почувствовать радость труда и успеха тем детям, которые всегда считались очень безграмотными. А это так важно, ведь без положительных эмоций невозможно учение. Успех – главное условие развития детей.

Обучение по данной технологии наиболее успешно, если ведется с начальных классов. Дети начинают писать тогда, когда многих правил ещё не знают. Их изучение “растягивается” на 7 долгих лет. То есть мы заведомо “толкаем” ребенка на неизбежные ошибки. И учителю часто приходится не учить, а переучивать. А это, согласитесь, гораздо сложнее!

Взять, к примеру, изучение темы “Е // И в окончаниях существительных”. Во время письма (чрезвычайно быстрого, заметим) ученику не так – то просто практически мгновенно определить склонение (а его не узнать, не выяснив рода), падеж. Да и обучать этому важнейшему правилу учеников рано не может учитель начальных классов, пока прочно не усвоятся перечисленные выше грамматические категории. А ведь практически ни один текст не обходится без существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Как же быть?

А вот по технологии Ю.А.Поташкиной эта проблема решается очень легко. Можно не знать склонений, падежей, но правильно делать выбор
Е // И. Неужели такое возможно? Да. Вот посмотрите на очередной алгоритм.

Попробуйте по данному алгоритму решить несколько задач: о молодёж_, в сознани_, пламен_, на дач_, на побережь_.

Изучение орфографических правил часто нерационально спланировано в программах. Информация даётся чрезвычайно дробно. А ведь ребенок должен “видеть” все аспекты проблемной орфографической ситуации. Чтобы, к примеру, решить, как писать “лиш.нный”, ученик должен мгновенно “прокрутить” в памяти все возможные ситуации с выбором О // Ё после шипящих (в корне, в суффиксе, в окончании, в существительном, прилагательном, причастии, наречии…). А если учесть, что часть правил изучается в 5ом, часть – в 6ом, часть – в 7ом классах, то мы должны представить, как сложно школьнику.

В алгоритмизированной таблице все перечисленные правила (и даже чуть больше) представлены на одной странице.

За этой видимой простотой скрывается огромный труд автора технологии!

При этом, что очень важно, внимание направлено не на запоминание, а на размышление, осознание причинно-следственных связей. Данная технология сделала шаг от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития. У детей возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, обеспечивается активность на уроке всех учащихся.

В учебниках нет правил в привычном понимании этого слова, это, скорее, путь ученика к выбору нужного написания, умная инструкция, как решить орфографическую проблему, поэтапные умственные действия, которые должен выполнить ученик. Представим ребенка, пишущего упражнение или диктант. В течение короткого времени он должен решить огромное количество самых разных орфографических задач, должен одновременно помнить десятки правил, изученных в течение нескольких лет, при этом мгновенно переключаясь с одного на другое.

Что можно предпринять, чтобы школьник во время письма не растерял внимания, сосредоточенности, умения и способности видеть все подводные “орфографические рифы”.

Концентрировать внимание помогает определение ударения и выделение корня в слове.

Предположим, надо без ошибки написать слово “объединение”. Выделив корень и предварительно поставив ударение, ученик уже проконтролировал себя, вряд ли он пропустит такое неверное написание –еден- (уж очень режет натренированный многочисленными упражнениями и разминками слух). А дальше уже “вырисовываются” и другие орфографические трудности: Ъ // Ь, написание приставки.

К работе с однокоренными словами ребенок должен приучиться с первого года обучения. Собрать “родственников”, выделить среди них проверочное слово – это элемент разминки, которая является обязательным компонентом каждого урока. Разминка – незаменимый помощник, позволяющий хранить в оперативной памяти обширный орфографический материал. Каждый раз этот очень мобильный этап работы пополняется новыми видами заданий. Вот некоторые из них:

1) Соберите “родственников” слова обогащающий, выделите корень.

2) Поставьте в исходную форму: они корм_т птиц // подкармлива_т . Для чего необходима эта работа? Решите устно орфографические задачи.

3) Разведите по значению слова: обижать – обежать.

4) “Поставьте диагноз” для следующей группы слов: плюшевый, огорченный, чопорный.

5) Найдите 4ое лишнее: прикоснется, касательная, касание, коса.

6) Продолжите список исключений: шок, шорты, шоу…

Хочется отметить еще один очень важный момент. Уже на самом раннем этапе обучения в классе обязательно вывешиваем таблицу “Корни с чередующимися гласными”, к ней постоянно обращаемся, чтобы дети помнили, что есть так называемые родственники – обманщики, которым доверять нельзя (р_стет нельзя проверять словом  рос). Здесь доверять можно только правилу!

На каждом уроке скандируются слова с непроверяемым написанием из так называемого еженедельного лексического минимума (они имеются в сборниках домашних заданий). В конце недели дети пишут словарный диктант по данному минимуму (и добавляются слова из ранее изученных).

Подводя итог сказанному, хочется отметить продуманность, обоснованность, результативность каждого вида деятельности. У детей наблюдается неподдельный интерес, казалось бы, к самой обычной учебной работе, без всяких “игровых приманок”.

Нестандартная технология, предложенная Ю.А.Поташкиной, позволяет значительно сократить дистанцию между “знаю” и “умею”, что в работе по формированию грамотного письма является чрезвычайно важным.