Информационно-научные технологии на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Об авторе: кандидат филологических наук, доцент, методист по иностранным языкам ИМЦ Советского РУО г. Новосибирска, учитель английского языка, лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева, лауреат 1 Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года-99", член Общественного координационного совета по Интернет-образованию Новосибирской области.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка.

Интернет-класс был подарен лицею № 130 имени академика М.А. Лаврентьева Фондом Сороса в 1997 году. С тех пор, помимо уроков иностранного языка с использованием новейших технологий, обучения учеников и учителей, я также выполняю функции координатора международных проектов. За шесть лет мною разработаны несколько основных видов уроков, определены принципы введения уроков с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в обычную школьную программу, проведены многочисленные занятия с педагогами, даны открытые уроки, опубликованы статьи в России и за рубежом, сделаны доклады на конференциях по Интернет-образованию в Пекине (2000 г.), в Москве (2002 г.), в Брюсселе (2003 г.), в Новосибирске (2003г.). Кроме того, я регулярно участвую в различных конкурсах, считаю их хорошим средством пропаганды и популяризации новых идей и технологий. Как член Координационного совета Новосибирской области по Интернет-образованию, знаю, что практически 100% сельских и более 60% городских школ сегодня имеют новое оборудование, но это не значит, что оно постоянно работает. Каждый учитель иностранного языка стремится использовать магнитофон, аутентичные материалы, видео. До сих пор компьютер и Интернет не воспринимаются как еще один инструмент обучения. Мешает прежде всего страх педагога-предметника перед техникой, неумение пользоваться новыми возможностями. Необходимо обучать учителя, причем не просто прививать технические навыки, но и наглядно показывать, каким образом можно сделать ИКТ частью школьного процесса.

Первый тип занятия в Интернет-классе – обычный урок по теме. Например, в выпускном классе традиционно идет тема “Экология. Окружающая среда”, она входит в экзаменационные билеты, часто встречается на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Вводный этап, то есть базовая лексика, первичные дискуссии, упражнения, проходит в обычном кабинете. Развитие и закрепление темы можно провести в Интернет-кабинете. Старшеклассники уже владеют необходимым набором технических навыков и умений, младшие классы я сначала обучаю умению работать за компьютером на уроке иностранного языка. Обычно я загружаю урок на школьный диск заранее, он становится доступен всем учащимся и педагогам. “Джунгли Амазонки”, “Не вижу деревьев”, “Новые источники энергии” – уроки для 11 класса, взятые мной с сайта “Английский с собой” (English To Go http://www.english-to-go.com). Чем привлекает именно этот международный сайт, создаваемый специалистами из Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии? Во-первых, все материалы аутентичны; во-вторых, даны уроки разного уровня, что помогает решить проблему обучения разноуровневых групп, дифференцированного обучения; в-третьих, уроки четко структурированы, упражнения даются по принципу “До текста”, “Текст”, “После текста”, предлагаемые задания соответствуют как международным экзаменам, так и требованиям ЕГЭ. В конце каждого урока приводятся ответы, советы учителю, дополнительные материалы. В ноябре составители традиционно проводят Всемирный урок английского языка, как правило, тема урока связана с экологией, то есть Всемирный урок непосредственно вписывается в наш учебный план, так как первая четверть в 11 классе посвящена теме “Экология. Окружающая среда”. Участие во всемирном мероприятии является важным источником мотивации, помогает закрепить материал. Дети, участвовавшие во Всемирном уроке, легко вспоминают его на экзамене, хорошо рассказывают тему, приводя необычные примеры.

Для того, чтобы провести плановый урок по теме с использованием ИКТ, можно использовать любой образовательный сайт. Я привожу в пример “Английский с собой”, так как именно он организован по принципу “Все включено”: план, базовый текст, упражнения, возможность проверить себя, домашние задания, заметки для учителя, ответы.

Второй тип занятия в Интернет-кабинете – подготовка доклада, сообщения. И детей, и учителей нужно обучать, как пользоваться поисковой системой, не затрачивая большого времени на сам поиск. Значит, при подготовке урока или цикла уроков и разработке своего плана учитель-предметник должен провести некоторое время за компьютером, чтобы точно знать, куда направить учащегося, что показать коллегам. Обычно мы пользуемся поисковой системой www.yahoo.com. Можно напечатать имя, название, вопрос в строке “Поиск” и нажать на кнопку. На экране появится длинный список ссылок, следует указать школьнику, какую именно ему лучше взять. В зависимости от предполагаемого сообщения или доклада, можно подготовить адреса заранее, тогда они вводятся непосредственно в строку “Адрес”. Если нужно подготовить задание по лексике, лучше всего обратиться к британскому сайту World Wide Words www.worldwidewords.org. Это не только наиболее полный на сегодняшний день словарь английского языка, там имеются ссылки на многие образовательные сайты, даются электронные словари и пособия. Если педагогу требуется методическая помощь, или просто хочется знать новости в своей области, стоит воспользоваться сайтом Teaching English www.teachingenglish.org.co.uk, созданным Би-Би-Си и Британским советом. Любое печатное издание можно найти, напечатав в строке “адрес” название маленькими буквами и добавив стандартное “точка ком”.

Третий тип занятия, который я называю “Расширение”, - использование ИКТ для участия в международных проектах. Все проекты, выполненные школой, можно увидеть на сайте лицея № 130 http://sch130.nsc.ru в рубрике “Проекты”. Я стараюсь выбирать те, что легко вписываются в мой учебный план, то есть не создаю дополнительных нагрузок учителю и ученику. Приведу примеры.

Организация “Международное образование и ресурсы компьютерной сети” (International Education and Resource Network, IEARN www.iearn.org) объединяет школы из более ста стран, ежегодно проводятся конференции, ежемесячно рассылаются электронные новости. Мы живем в новосибирском Академгородке, в школе учатся дети, чьи родители работают в научно-исследовательских институтах, естественен интерес к науке. В течение нескольких лет мы участвуем в проектах, предлагаемых организацией “Наука в мире” (Science Across the World www.scienceacross.org). Дети пишут эссе на выбранную для проекта тему: Экология, Здоровье, Устойчивое развитие. В текущем учебном году мы выбрали конкурсный проект “Изменения климата”, провели его в рамках занятий по техническому переводу. Старшеклассники собрали пословицы, поговорки, стихи, связанные с погодой и климатом, на русском языке, перевели их на английский, подобрали иллюстрации; каждый оформил свою веб-страницу, все вместе придумали титульную страницу, сделали гипер-ссылки. Отослали на конкурс – и впервые российская школа вошла в пятерку победителей! Дети получили Сертификаты участия, учителю прислали в подарок методические материалы, а страница победителей появится на международном сайте в конце декабря.

Также несколько лет мы участвуем в проекте “Законы жизни” - “Laws of Life”. Он был запущен в 1987 году в США как международный конкурс эссе школьников. Дети пишут о том, как они понимают сами слова “Законы жизни”, что считают жизненными ценностями, обмениваются мнениями, посылают друг другу отзывы. У нас он идет как завершающий этап работы по теме “Профессии. Мое будущее”, включаем мы его и в районные конкурсы сочинений на английском языке. При наличии средств в разных странах издаются сборники лучших работ. В 2000 году ученица лицея № 130 победила в конкурсе эссе и создания рисунка, ставшего обложкой вышедшей в Нью-Йорке книги, была премирована поездкой на международную конференцию по Интернет-образованию в Пекин (вместе с учителем). В 2001 году мы получили небольшой грант на публикацию, собрали эссе школьников из шести стран, издали в Новосибирске. Нашим сайтом пользуются учителя многих стран как учебным пособием.

Четвертый тип занятия с ИКТ – включение переписки по электронной почте в процесс обучения иностранному языку. Впервые идея возникла у меня несколько лет назад, когда я вела занятия в младших классах. Делать задание “Напиши письмо воображаемому американскому другу” детям было просто скучно. Читая электронные выпуски новостей Европейской школьной сети (European Schoolnet www.eun.org ), IEARN, я обратила внимание на то, что многие школы помещают сообщения о поиске партнеров по переписке. Нашла единомышленников в Голландии и США. Отмечу, что не все страны желают переписываться с Россией, к этому надо относиться спокойно: о нас в мире не так много знают, существует множество предрассудков. Переписка по электронной почте – один из способов установить межкультурные связи, разрушить стереотипы, помочь детям и взрослым понять простую истину, которую мы сделали своим лозунгом при работе над проектами, над электронной перепиской: “Быть другим не значит быть плохим”. Договорившись с коллегой из другой страны, мы обговариваем тематику учебной переписки, ставим посильные цели и задачи, включаем письма в учебный план. Помимо общения со сверстниками, школьники учатся составлять рассказ о своей родине на иностранном языке. В ходе работы по переписке я пришла к выводу о необходимости сделать разработку по теме “Сибирь” (см. Приложение), она полезна и для местных детей, которые не так много знают о родном крае, и для наших зарубежных партнеров, которые о нас знают только то, что в Сибири холодно и сюда ссылают преступников. Написала три основных текста: “Сибирь”, “Новосибирск”, “Академгородок”; задания составила по образцам международных экзаменов и ЕГЭ. Отослала в Европейскую сеть, мою разработку опубликовали с предложением к педагогам мира составить аналогичные разработки, рассказать о своей стране.

Перечисленные мной типы занятий по иностранному языку с использованием ИКТ не являются конечными, категоричными. Легко заметить, что при необходимости их можно сочетать, выстраивать как цикл уроков. Проводя открытые уроки для своих коллег из города и области, я показываю все виды в совокупности, объясняю, на каком этапе можно их вводить, что для этого должен знать и уметь учитель, откуда взять материалы, как подготовиться к таким урокам и сделать их частью обычного школьного процесса, наглядно объясняю, насколько энергосберегающим для учителя может быть такой урок.

Школьники очень любят открытые уроки, никакой нервозности не наблюдается, посетители всегда отмечают 100% участия детей в процессе. Дети объясняют, какие уроки, по какой теме мы делаем, помогают взрослым разобраться с тем, что они видят на экране, сохранить понравившиеся материалы на принесенных дискетах. После открытого урока я обычно провожу еще один урок со взрослыми, показываю сетевые ресурсы, отвечаю на вопросы, рассказываю, где найти сведения о проектах, о всемирных мероприятиях. В нашей печати пока еще не часто встречаются сообщения о Всемирном уроке английского языка, о Днях языка, Днях ИКТ, которые в мире проводятся не первый год. Хочется, чтобы Россия участвовала в крупнейших событиях, нам есть что показать.

10 декабря 2003 г. отмечалась 55 годовщина принятия Всемирной декларации прав человека. В рамках встречи в верхах прошла Всемирная встреча школ через Интернет. Тим Бернерс-Ли, создатель программы Всемирной паутины – World Wide Web, всем сегодня знакомого сокращения www – привез в Женеву компьютер, который он использовал в 1990 году при написании программы, и отправил с него электронное приветствие школам-участницам. Сообщение о готовящемся событии я прочла осенью в Интернет-новостях, зарегистрировала лицей № 130 среди участников на сайте, созданном под эгидой ООН, получила имя и пароль пользователя: согласно требованиям безопасности и охраны прав ребенка, все международные сайты, где помещаются детские работы, являются закрытыми. Затем я регулярно проверяла новости, помещала сообщения о нашей работе, ссылки на выполняемые проекты. 10 декабря отметилась среди участников, а 11 декабря получила по электронной почте послание, где, в частности, говорится: “Дорогие юные друзья, посылаю вам всем письмо с компьютера, который Тим Бернерс-Ли использовал в 1990 году, создавая программу Всемирной паутины (World Wide Web, www.) в 1990 году. Мы пишем вам из Женевы, где собрались лидеры разных стран мира, чтобы обсудить, каким образом информационно-коммуникационные технологии могут служить на благо человечества. Как участники Всемирного школьного электронного форума из более чем 80 стран, вы служите вдохновением для всех нас. Надеюсь, вы будете продолжать общаться друг с другом и строить мосты взаимопонимания между народами и странами… Подпись: Кофи Аннан.”

Сочетание различных видов работы на уроке иностранного языка с использованием ИКТ является важным элементом мотивации учащихся, помогает сохранять их интерес к предмету в течение всего периода обучения. При наличии новейших технических средств педагогу легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс, решить извечную проблему “слабый-сильный ученик в одном классе”. Так получилось, что в самом слабом классе у меня в этом году оказалась сильная ученица, пришедшая к нам из другой школы. Пока вся группа разбирается с текстом, пользуясь электронным словарем, девушка выполняет все задания, прочитывает весь текст. Помогая остальным, я не теряю из виду ее, слежу, чтобы ей не стало скучно. Либо предлагаю ей еще один заранее сохраненный урок, либо даю сверхзадание – найти дополнительные сведения через Сеть и сделать небольшое сообщение на следующем уроке в обычном кабинете. Подобная дифференциация позволила мне не потерять способную ученицу, помочь ей постоянно развивать свои способности, научиться выполнять различные виды заданий, что послужило отличным тренингом и позволило ей занять первое место на районной олимпиаде по английскому языку. Поясню: из всех учащихся данного класса лишь она мечтает поступить на гуманитарный факультет. Остальных я готовлю к выпускному экзамену, в который у нас традиционно входит беседа по теме и задания по тексту. Таким образом, права учеников не ущемляются, у учителя есть возможность работать с каждым индивидуально.

Используя на уроках иностранного языка ИКТ, участвуя в проектах, в переписке, в международных мероприятиях, школьники не только осуществляют на практике межкультурные связи, но и осознают важность установления межпредметных связей, учатся видеть различные школьные предметы как часть единого процесса обучения. На уроке иностранного языка в Интернет-классе требуются навыки и умения, полученные в курсе информатики. Зачастую дети, отстающие по одному из предметов, повышают свой уровень, оказавшись перед необходимостью применить технические познания на уроке по другому предмету. Выполняя тот или иной проект, школьники опираются на знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, русского языка, литературы, истории. Отвечая на вопросы сверстников из других стран, они учатся формулировать свои мысли, осознанно смотреть на окружающий мир.

Приложение. Текст “Академгородок”. Задание: вставить пропущенные слова из приведенного после текста списка, при этом нужно выбрать из 15 слов 10, а также поменять форму слова при необходимости. Ключи к заданию приведены после текста.

You are going to read a text about a town in Siberia, Russia. Several words have been removed from the text. Read the text, and choose the words from the list below. There are five words which you do not need to use. Use each word only once. Change the form of the word where necessary.

Akademgorodok was (1) ….. in 1957. It is officially called the Siberian Branch of the Russian Academy of Science. This academic community is situated about thirty kilometers from the (2)…. center, but it is considered to be part of Novosibirsk. It is well-planned, the architects even received (3) state award for their work. When you come into the town, first you see what's called the Builders District. It was decided that the very first blocks of (4) …. should be given to those who build the town, and it was a good (5)…... Then you go on along several streets where most of the research institutes are (6)….. At the beginning of Morskoy prospect, which is the (7)…… street in town, you see the Presidium building. The people who live in Akademgorodok have a (8)….. of imagination, and they loved building this new town. They gave all the streets and places unusual and colorful names. "Morskoy" means "Sea", the street goes all across town straight to the beach and (9)…. Ob Sea, an artificial water reservoir. There are exotic names like The Golden Valley Street, which got its name (10)…. autumn, or Pearly Street, which branches off Morskoy Prospect.

Novosibirsk State University (11)…. also located in Akademgorodok. There are several museums, an English-speaking school, the House of Scientists, where various meetings and conferences are held, and the Botanical Garden. When building this town, the architects counted (12)…… single tree and tried to preserve as much of the natural environment (13)…. possible. For example, the English school, (14)….. occupies 1,500 square meters, was built on a clearing in the woods. Not a single tree was cut down, and all the trees that now stand around the school grounds are the original forest plants.

Most visitors are charmed by the town's originality of design and (15)…. unique natural environment.

Words: find, decide, city, at, the, flat, which, many, situation, that, a, its, in, their, every, main, as, lots, be, found

Key

Words: 1 - founded; 2 - city; 3 - a; 4 - flats; 5 - decision; 6 - situated; 7 - main; 8 - lot; 9 - the; 10 - in; 11 - is; 12 - every; 13 - as; 14 - which; 15 - its

Words you do not need to use: find; many; their; that; at

Список основных публикаций по теме:

  1. На урок – в Интернет. Всероссийский конкурс “Дистанционный учитель года”. Сборник под ред. А.В. Хуторского. Москва, 2000.
  2. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка. Журнал “Иностранные языки в школе”, 2000, № 4.
  3. Коптюг Н.М. Путин был очень опечален. Сценарий урока. “Сто друзей” (приложение к “Учительской газете”), № 9, 2002.
  4. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. Журнал “Иностранные языки в школе”, № 3, 2003.
  5. Коптюг Н.М. Дедушка Гарри Поттера. Журнал “Учитель года”, № 1, 2003.
  6. Nina M. Koptyug. Holding Hands: A Project for Young Students. CONTEXT, Brussels, # 26, 2001.