Неотъемлемой частью жизни Алданской гимназии является работа пресс-центра, продукция школьного издательства, вызывающая у школьников и учителей необыкновенный интерес. Это, в первую очередь, газета “Гимназист”, издаваемая силами учеников при нашей поддержке на базе гимназического медиацентра. За время существования газеты было создано уже около 40 выпусков. Поэтому назрела острая необходимость разработки курса “Издательское дело”, знакомящего учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий.
Появление компьютерных настольных издательских систем способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки газеты. Мощность средств, включенных в эти системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом, издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной. Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи.
Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Эта область человеческой деятельности находится в стадии бурного развития. Поэтому необходимо уже в школе давать представление о компьютерных настольных издательских системах.
Цель данного курса как раз и состоит в том, чтобы дать общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит - и более привлекательными на вид. В данном курсе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Курс построен таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета.
Два раздела программы непосредственно посвящены настольным издательским системам PageMaker и QuarkXPress.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы.
Интерес к этой профессиональной сфере у гимназистов велик, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, курс способствует внутренней профилизации нашего образовательного заведения. А после того, как наша газета стала Лауреатом Всероссийского конкурса школьных издательств в Москве, мотивация к профессии дизайнера-верстальщика невероятно возросла, так как ребята осознали, что дело, которым они занимаются, значимо и для других, представляет интерес для окружающих. То, что газета представляет интерес, показывает и то, что родители выпускников постоянно высылают нашу газету своим детям.
Процесс создания газеты весьма дорогостоящий, но директор гимназии Фаина Андреевна понимает, что образование – лучшее вложение денег.
Программа элективного курса
“Издательское дело”
в рамках профильной подготовки учащихся 10-11
классов
Объем различных форм учебной работы: всего аудиторных занятий – 25 часов, в том числе теория – 10 часов, практические занятия – 15 часов.
Пояснительная записка
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Минобразования России от 18.07.02 №2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых выделим цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.
Программа элективного курса “Издательское дело” предназначена для учащихся 10-11 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных издательских систем, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции.
Цель данного курса как раз и состоит в том, чтобы дать общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит - и более привлекательными на вид. В данном курсе собран материал, которого должно хватить для получения общего представления о предмете и приступить к созданию печатной продукции. Курс построен таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета.
Два раздела программы непосредственно посвящены настольным издательским системам PageMaker и QuarkXPress.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Содержание
Раздел 1. Представление об издательском процессе.
Тема 1.1. Техпроцесс.
Техпроцесс. Печать. Тиражирование. Калибровка монитора и принтера.
Учащиеся должны знать:
- базовые понятия издательского дела;
- иметь представление об издательском процессе.
Тема 1.2. Макетирование и верстка.
Макетирование. Текст. Иллюстрации. Цвет. Шрифт. Верстка
Учащиеся должны знать:
- понятие макета;
- общие правила набора текста;
- форматы графических файлов;
- цветовые системы;
- основные термины работы со шрифтами;
- основные понятия верстки.
Раздел 2. Технология работы в профессиональной издательской системе PageMaker.
Тема 2.1. Обзор терминологии, инструментов и меню PageMaker.
Инсталляция программного обеспечения. Запуск программы PageMaker 6.5. Меню, команды. Контекстное меню. Дополнительные функции.
Учащиеся должны уметь:
- инсталлировать программное обеспечение;
- запускать программу PageMaker;
- разбираться в пунктах меню;
- вызывать контекстное меню и работать с ним.
Тема 2.2. Основы работы с текстом.
Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.
Учащиеся должны уметь:
- форматировать символы;
- работать с текстовыми инструментами;
- форматировать абзацы;
- создавать колонки;
- создать и редактировать текстовый блок.
Тема 2.3. Основы работы с иллюстрациями.
Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.
Учащиеся должны уметь:
- помещать иллюстрацию на страницу;
- создавать и редактировать графические блоки;
- редактировать рисунки в блоках;
- импортировать иллюстрации из других приложений;
- вырезать иллюстрации.
Тема 2.4. Верстка страниц.
Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.
Учащиеся должны уметь:
- создавать страницу-шаблон в PageMaker;
- совместно размещать текстовые и графические блоки;
- печатать созданный документ.
Раздел 3. Технология работы в профессиональной издательской системе QuarkXPress.
Тема 3.1. Обзор терминологии, инструментов и меню QuarkXPress.
Инсталляция программного обеспечения. Запуск программы QuarkXPress. Меню, команды. Контекстное меню. Дополнительные функции.
Учащиеся должны уметь:
- инсталлировать программное обеспечение;
- запускать программу QuarkXPress;
- разбираться в пунктах меню;
- вызывать контекстное меню и работать с ним.
Тема 3.2. Основы работы с текстом.
Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.
Учащиеся должны уметь:
- форматировать символы;
- работать с текстовыми инструментами;
- форматировать абзацы;
- создавать колонки;
- создавать и редактировать текстовый блок.
Тема 3.3. Основы работы с иллюстрациями.
Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.
Учащиеся должны уметь:
- помещать иллюстрацию на страницу;
- создавать и редактировать графические блоки;
- редактировать рисунки в блоках;
- импортировать иллюстрации из других приложений;
- вырезать иллюстрации.
Тема 3.4. Верстка страниц.
Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.
Учащиеся должны уметь:
- создавать страницу-шаблон в QuarkXPress;
- совместно размещать текстовые и графические блоки;
- печатать созданный документ.
Раздел 4. Практикум по верстке.
Учащимся предлагается выполнить два задания:
1) Сверстать газетную полосу формата A3 в PageMaker.
2) Сверстать 4 страницы журнала формата А5 в QuarkXPress.
Учащиеся должны уметь:
- верстать любой вид издательской продукции;
- правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п |
№ темы |
Название темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
Раздел 1. |
|||||
1 | 1.1 | Техпроцесс | 1 |
- |
1 |
2 | 1.2 | Макетирование и верстка | 1 |
- |
1 |
Итого | 2 |
- |
2 |
||
Раздел 2. |
|||||
3 | 2.1 | Обзор терминологии, инструментов и меню PageMaker | 1 |
- |
1 |
4 | 2.2 | Основы работы с текстом | 1 |
2 |
3 |
5 | 2.3 | Основы работы с иллюстрациями | 1 |
2 |
3 |
6 | 2.4 | Верстка страниц | 1 |
2 |
3 |
Итого | 4 |
6 |
10 |
||
Раздел 3. |
|||||
7 | 3.1 | Обзор терминологии, инструментов и меню QuarkXPress | 1 |
- |
1 |
8 | 3.2 | Основы работы с текстом | 1 |
2 |
3 |
9 | 3.3 | Основы работы с иллюстрациями | 1 |
2 |
3 |
10 | 3.4 | Верстка страниц | 1 |
2 |
3 |
Итого | 4 |
6 |
10 |
||
Раздел 4. |
|||||
11 | 4.1 | Сверстать газетную полосу формата A3 в PageMaker |
1 |
1 |
|
12 | 4.2 | Сверстать 4 страницы журнала формата А5 в QuarkXPress | 2 |
2 |
|
Итого | 3 |
3 |
|||
ВСЕГО | 10 |
15 |
25 |