Многообразие животных. Редкие и исчезающие животные Приморского края, проведение урока с использованием ПК

Разделы: Биология, Экология


Серия уроков включает в себя 4 урока, по одному классу животных на каждый. Урок в серии состоит из двух частей. Первая часть вводная. Учитель обсуждает с учениками многообразие рассматриваемого класса животных. Вторая часть- работа с обучающей программой. Под руководством учителя ученики изучают материал, выполняют практические задания и проходят тестирование, представленные в программе.

Данная разработка направлена на формирование экологического самосознания и мировоззрения учащихся – как главной цели экологического воспитания. В программе представлен региональный компонент, что способствует развитию у школьников бережного отношения к природе родного края.

Использование созданной учителем обучающей программы предполагает повышение интереса учащихся к данным урокам.

Далее представлены методические разработки уроков и методические рекомендации по использованию обучающей программы.

Урок № 1

Тема: Многообразие насекомых.

Тема урока: Многообразие насекомых. Редкие и исчезающие насекомые Приморского края.

Цель урока: Познакомить учащихся с видовым разнообразием насекомых. Используя специальную обучающую программу, на примере изучения отдельных представителей познакомиться с насекомыми Приморского края, местами и условиями их обитания, особенностями поведения и значением в природе и жизни человека. Воспитывать у учащихся бережное отношение к насекомым. Формировать умения коллективной работы учащихся при работе с дополнительной литературой, а так же умение использовать ПК для обучения на уроках биологии.

Оборудование: карта Приморского края, Красная книга, систематические списки редких видов насекомых Приморского края, коллекции насекомых.

Ход урока:

1. Вводное слово учителя. Ставится цель и задачи урока.
2. Перед учащимися ставится проблемная ситуация:

Учащимся предлагается на основе изученного материала и личных наблюдений объяснить почему насекомые являются самой большой по числу видов группой организмов. Предлагается работать парами, на решение проблемы дается 5-8 мин, идет обсуждение вместе с учителем. Обсуждаются следующие вопросы:

  • освоение различных мест обитания
  • небольшие размеры тела
  • способность к полету
  • скрытый образ жизни
  • доступность различных объектов питания
  • защищенность организма и др.

З. Что доказывает, что насекомые являются одними из самых древних животных?

Комментарий учителя: На земле более 1 млн. видов насекомых, в России более 100 тыс. видов, большое количество неизученных. Среди всего этого многообразия много редких и исчезающих видов.

4. Работа с ПК. Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек Задание: Под руководством учителя приступить к работе с обучающей программой “Редкие и исчезающие животные Приморского края”. По окончании работы с обучающей программой, распечатанные итоги практических заданий и тестирования сдать на проверку учителю.

5. Итог урока: Комментарий учителя о достижении цели, поставленной в начале урока. Оценки учащимся будут выставлены по итогам распечатанных работ и написанному биологическому сочинению.

6. Домашнее задание.

Систематический список редких видов насекомых России, обитающих в Приморском крае.

I. Отряд Жесткокрылые.

Семейство Жужелицы.
Жужелица узкогрудая (2)
Семейство Усачи или Дровосеки.
Дровосек Реликтовый (1,2)
Усач Небесный (2)

II. Отряд Перепончатокрылые.

Семейство Пчелы
Шмель – отшельник (2).
Шмель – редчайший (1,2)
Шмель Черского (2)

III. Отряд Чешуекрылые.

Семейство Парусники.
Парусник Фельдера (2)
Серицин монтелла (2)
Алкиной (1,2)
Секия исключительная (2)

Семейство Нимфалиды.

Перламутровая зенобия (2

Семейство Голубянки.

Голубянка Пугачука (2)
Голубянка Филипьева (2)

Семейство настоящие шелкопряды.

Дикий тутовый шелкопряд. (1,2)

Семейство медведицы.

Медведица уединенная. (1,2)

Урок № 2

Тема: Многообразие пресмыкающихся.

Тема урока: Редкие и исчезающие пресмыкающиеся Приморского края. Змеи юга Приморского края.

Цели урока: Повторить особенности строения и среды обитания рептилий. На основе сравнения признаков показать прогрессивные процессы в эволюционном плане по сравнению с классом земноводных. Изучить разнообразие видов класса пресмыкающихся. Используя специальную обучающую программу, дать учащимся знания о рептилиях, обитающих в Приморском крае на примере изучения видов, занесенных в Красную книгу и змеях обитающих на юге Приморского края. Воспитать в детях патриотическое отношение к окружающим их животным.

Ход урока:

1. В начале урока перед учениками ставится цели и задачи урока.

2. Повторить особенности строения и среды обитания рептилий, заполняя следующую таблицу:

Признаки для сравнения Земноводные Пресмыкающиеся Признаки эволюционного прогресса
1. Среда обитеания      
2. Внешнее строение      
3. Внутреннее строение      
4. Размножение      

Выводы делают сами учащиеся, отвечая на следующие вопросы учителя:

1. Как Вы думаете, какой класс: земноводные или пресмыкающиеся в эволюционном плане является более прогрессивным?

2. Какие отличия в строении это доказывают?

3. Исходя из ваших знаний о средах обитания этих животных, докажите какой класс лучше приспособлен к выживанию.

3. Зная, где обитают рептилии, скажите: могут ли встречаться эти животные в нашей местности? Какие представители Вам уже встречались?

Из ответов учащихся делаем вывод, что даже в нашей местности, не совсем удобной из-за холодов для проживания рептилий, их разнообразие довольно высоко.

4. Работа с систематической таблицей.

5. Работа с ПК. Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек Задание: Под руководством учителя приступить к работе с обучающей программой “Редкие и исчезающие животные Приморского края”. По окончании работы с обучающей программой, распечатанные итоги практических заданий и тестирования сдать на проверку учителю.

6. Итог урока: Комментарий учителя о достижении цели, поставленной в начале урока. Оценки учащимся будут выставлены по итогам распечатанных работ и написанному биологическому сочинению.

7. Домашнее задание.

Систематический список редких видов пресмыкающихся России, обитающих в Приморском крае.

I. Отряд Черепахи.

Семейство Мягкотелые черепахи.

Дальневосточная черепаха (1,2)

II. Отряд Чешуйчатые.

Подотряд ящерицы

Семейство сцинковые

Дальневосточный сцинк (1,2).

Подотряд змеи

Семейство ужовые

Тонкохвостый полоз (1,2)

Урок № 3

Тема: Многообразие птиц.

Тема урока: Редкие и исчезающие птицы Приморского края.

Цель урока: Познакомить учащихся с видовым разнообразием птиц, обитающих на территории Приморского края. Используя специальную обучающую программу, на примере изучения отдельных представителей авифауны познакомить с местами и условиями их обитания. На примере изучения факторов , влияющих на исчезновение некоторых видов птиц, прививать учащимся ответственность людей за сохранение природы и ее богатств Приморского края. Формировать умения коллективной работы учащихся при работе с дополнительной литературой, а так же умение использовать ПК для обучения на уроках биологии.

Оборудование: карта Приморского края, Красная книга, систематические списки редких видов птиц Приморского края.

Ход урока:

1. Вводное слово учителя, в котором ставится цель познакомится с разнообразием птиц, уделить большое внимание птицам, обитающим в нашей местности, уделить внимание редким и исчезающим птицам. Познакомиться со следующими группами птиц:

1. Лесные,
2. Водные, околоводные,
3. Птицы открытых пространств,
4. Птицы антропогенных ландшафтов.

2. Комментарий учителя: среди птиц названных групп есть много редких и исчезающих. Чтобы сложилось представление о количественном составе птиц, поработаем над следующими таблицами:

таблица № 1 АВИФАУНА

Всего на Земле

8600 видов

Россия

750 видов

Приморский край

450 видов

Редкие

67 видов

Красная книга 1,2

31 видов

Красная книга МСОП

6 видов

/1/ – Красная книга СССР /2/ – Красная книга РСФСР /3/ – Красная книга МСОП

При работе с таблицей учитель задает вопросы:

1. Что такое авифауна?

2. Сравниваем количественный состав видов по территориям.

На основании анализа количественного состава учащиеся делают вывод о большом видовом разнообразии птиц в Приморском крае.

Вопрос: С чем связано большое количество редких и исчезающих видов птиц, все больше появляющихся в наше время?

Чтобы ответить на этот вопрос, учитель предлагает поработать над таблицей:

таблица №2 Окружающая среда

Начало века

Конец века

Нетронутая территория

90 %

10 – 11 %

С/Х угодья

5 – 6 %

50 – 60 %

Искусственная среда

3 %

30 %

Вопросы для работы с таблицей:

1. Оказал ли человек какое-либо влияние на ОС в Приморском крае за время с начала и до конца XX века? 2.В чем выражается воздействие человека на ОС? З как вы думаете, оказывают ли эти факторы воздействие на птиц?

Учащиеся самостоятельно делают выводы о разнообразных негативных факторах (охота, нефть, вырубка лесов, промышленные выбросы, выхлопные газы машин, рост населения, мелиоративные и др. работы) влияния человека на окружающую среду.

Вывод: Именно эта деятельность человека и привела к тому, что стала сокращаться численность многих видов птиц.

3.  Работа с ПК. Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек Задание: Под руководством учителя приступить к работе с обучающей программой “Редкие и исчезающие животные Приморского края”. По окончании работы с обучающей программой, распечатанные итоги практических заданий и тестирования сдать на проверку учителю.

4. Итог урока: Комментарий, учителя о достижении цели, поставленной в начале урока. Оценки учащимся будут выставлены по итогам распечатанных работ и написанному биологическому сочинению.

5. Домашнее задание.

Систематический список редких видов птиц России гнездящихся в Приморском крае.

I. Отряд Трубконосые.

Семейство Буревестниковые.

1.Пестролиций буревестник (1)

Семейство Качурковые

2. Малая качурка (1)

II. Отяд Аистообразные.

Семейство Цаплевые.

3. Средняя белая цапля (2)

Семейство Ибисовые .

4. Колпица (1)

5. Красноногий ибис (1.2,3)

Семейство Аистовые.

6. Дальневосточный аист (1,2,3)

7. Черный аист (1,2)

III. Отряд Гусеобразные.

Семейство Утиные.

8. Сухонос (1,2)

9.Мандаринка(1,2)

10. Нырок Бэра (2)

11. Чешуйчатый кроха ль (1.2)

IV Отряд Соколообразные.

Семейство Скопиные.

12. Скопа (1.2)

Семейство Ястребиные.

13. Короткопалый ястреб (2)

14. Ястребиный Сарыч (2)

15. Беркут (1.2)

16. Орлан - белохвост (1,2)

Семейство Соколиные.

17. Сапсан (1,2)

V. Отряд Курообразные.

Семейство Тетеревиные.

18.Дикушка (1,2)

VI. Отряд Журавлеобразные.

Семейство Журавлиные.

19. Японский журавль (1,2.3)

20. Даурский журавль (1.2,3)

21. Черный журавль (1,2,3)

Семейство Пастушковые.

22. Красноногий погоныш (2)

23. Белокрылый погоныш (1,2)

VII. Отряд Ржанкообрачные.

Семейство Ржанковые.

24. Уссурийский зуек (2)

Семейство Шилоклювые.

25. Ходулочник (2)

Семейство Бекасовые.

26. Японский бекас (1,2)

27. Азиатский бекасовидный веретенник (1,2)

VIII Отряд Совообразцые.

Семейство Совиные.

28. Рыбный филин (1,2)

IX. Отряд Воробьинообразные.

Семейство Мухоловковые.

29. Райская мухоловка (1,2)

Семейство Суторовые.

30. Тростниковая сутора (1,2,3)

31. Овсянка Янковского (1,2)

Урок № 4

Тема: Многообразие млекопитающих.

Тема урока: Редкие и исчезающие виды млекопитающих Приморского края.

Цель урока: Познакомить учащихся с видовым разнообразием млекопитающих. Используя специальную обучающую программу, на примере изучения отдельных представителей познакомиться с млекопитающимися Приморского края, местами и условиями их обитания, особенностями поведения и размножения. На основе изучения исчезающих видов животных воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей природе. Прививать навыки и способности к самостоятельному изучению материала. Формировать умения коллективной работы учащихся при работе с дополнительной литературой, а так же умение использовать ПК для обучения на уроках биологии.

Оборудование урока: карта Приморского края, Красная книга, дополнительная литература, систематический список.

Ход урока:

1.  Вводное слово учителя: обобщается изученный на прошлых уроках материал о млекопитающих и ставится цель данного урока.

Цели урока:

1) изучить отряды млекопитающих,
2) познакомиться с млекопитающимися Приморского края,
3) знакомство с редкими и исчезающими видами млекопитающих Приморского края, занесенных в Красную книгу, с использованием ПК под руководством учителя.

2. Вопрос к классу:

Назовите любых животных класса млекопитающих, которых вы знаете?

Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетради в столбик../10 –12 видов/ Работа со списком, /если есть ошибки - исправляем/ Учитель делает ударение на особенности млекопитающих – вскармливание детенышей молоком. Даются общие сведения о млекопитающих: Всего – 20 отрядов, 4012 видов.

Вопрос к классу: По каким признакам этих животных вы распределили бы по группам? Подводим к следующим выводам: по способу питания, по среде обитания, по особенностям строения.

Задание ученикам – в течении урока определится, о каком виде будете писать на следующем уроке биологическое сочинение.

3. Задание классу – из вышеперечисленного списка выберите животных обитающих в Приморском крае? Комментарий учителя: среди этих представителей класса млекопитающих есть виды, которые находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу. Назовите, какие вы знаете Красные книги?

4. Работа с ПК. Учащиеся делятся на группы по 5–6 человек Задание: Под руководством учителя приступить к работе с обучающей программой “Редкие и исчезающие животные Приморского края”. По окончании работы с обучающей программой, распечатанные итоги практических заданий и тестирования сдать на проверку учителю.

5. Итог урока: Комментарий, учителя о достижении цели, поставленной в начале урока. Оценки учащимся будут выставлены по итогам распечатанных работ и написанному биологическому сочинению.

6. Домашнее задание.

Систематический список редких видов млекопитающих России, обитающих в Приморском крае.

I. Отряд насекомоядные.

Семейство Землеройковые.

Гигантская бурозубка(1,2)

II. Отряд Рукокрылые.

Семейство Бульдоговые.

Широкоухий складчатогуб (1,2)

Семейство Гладконосые.

Обыкновенный длиннокрыл (1,2)

III. Отряд Хищные.

Семейство Медвежьи

Гималайский медведь (1,.2).

Семейство Кошачьи.

Амурский тигр (1,2,3)

Восточносибирский леопард (1,2,3)

Амурский лесной кот (1,2)

IV. Отряд Китообразные.

Семейство Гладкие киты.

Японский кит(1,2,3)

V. Отряд Парнокопытные.

Семейство Оленьи,

Уссурийский пятнистый олень (1,2 )

Семейство Полорогие.

Амурский горал (1,2,3).

Методические рекомендации по использованию обучающей программы “Редкие и исчезающие виды животных Приморского края”.

Цель программы: Познакомить учащихся с видовым разнообразием редких животных Приморского края. Прививать навыки и способности к самостоятельному изучению материала. Формировать умения как индивидуальной, так и коллективной работы учащихся при использовании ПК для обучения на уроках биологии. Повысить интерес школьников к предлагаемому материалу. Проверить полученные на уроке знания с помощью практических заданий и тестов.

Оборудование: Персональный компьютер, принтер, обучающая программа созданная учителем.

Ход работы с программой:

1.  Вводное слово учителя: Объясняются цели и основные принципы работы с программой.

2.  Работа с программой под руководством учителя. Управление осуществляется учащимися, путем нажатия на встроенные в слайды кнопки с помощью мыши. На экране компьютеров - первый слайд, заставка программы “рис. 1”. Учащиеся нажимают на кнопку “Вход” и переходят к следующему слайду содержания программы “рис. 2”. Здесь выбирается тема изучаемого урока. Далее на примере урока № 1 рассмотрим процесс обучения. Нажимая на кнопку выбранного урока, переходим к главному слайду урока, содержащему основные тезисы и переходные кнопки этого урока “рис. 3”. Теоретическая часть представлена в виде систематического списка животных “рис. 4” из которого можно перейти к слайду с подробной характеристикой выбранного вида “рис. 5”. Так же учащийся может дополнительно использовать карты Приморского края “рис. 6,7” к которым может перейти практически из любого слайда изучаемого урока.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Практическая часть включает в себя работу с таблицей, которая заполняется с помощью специального слайда “рис. 8”. После заполнения учащийся может распечатать таблицу в виде представленном на “рис. 9”. Как заключительная часть обучения учащиеся проходят тестирование, доступ к которому осуществляется из главного слайда урока. По окончании тестирования учащиеся делают распечатку результатов тестирования. Пример вопроса теста приведен на “рис. 10”.

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Для завершения работы с программой учащимся необходимо нажать на кнопку “Закончить урок” в главном слайде урока, а затем осуществить выход из программы с помощью кнопки в слайде содержания программы.

3. Учитель подводит итог работы с обучающей программой.