Использование краеведческого материала на уроках информатики и информационных технологий

Разделы: Информатика


Наша школа работает по программе развития «Школа региональной культуры».

Известно, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность нескольких уровней, в том числе федерального и регионального.

На федеральном уровне определяется структура обучения, базисный учебный план, государственные стандарты. Региональная система образования должна учитывать национальные традиции, особенности, менталитет, идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании заботливого отношения, любви к родному краю.

Общенаучные знания, составляющие основу федерального базового компонента учебно-воспитательного процесса, и конкретные целостные знания о регионе, создающие условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного окружения, органически связаны между собой едиными образовательно-воспитательными целями: адаптация личности обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, формирование здорового образа жизни, что в настоящее время является особенно актуальным.

Таким образом, школа региональной культуры – это требование времени: школа, существующая в определенном месте, должна отвечать требованиям того региона, где она находится.

Особенность представленного образовательного учреждения в том, что региональный компонент органично вплетен в дидактическую и воспитательную системы школы. Педагоги нашей школы успешно используют экономическое, экологическое и краеведческое содержание не только на предметах соответствующего профиля, но и на таких уроках как русский язык, математика, информатика.

Информатика в нашей школе как базовый курс изучается с 10-го класса. Для классов продвинутого уровня параллельно организуются вариативные модули «Технология разработки мультимедиа-проектов» (10 класс) и «Технология программирования и решения задач» (11 класс).

Для достижения высокой эффективности обучения, снижения перегрузки и повышения творческого потенциала учащихся за основу в работе модуля взят метод проектов в сочетании с групповыми формами обучения. Для расширения кругозора и воспитания интереса к своей малой родине проектное обучение осуществляется на основе краеведческого материала. Результатом применения этого метода является публичная защита учащимися проектов по краеведению по следующим темам:

  • «Создание контролирующей программы – компьютерного теста с использованием среды программирования QuickBasic».

Рис. 1

Рис. 1

  • «Создание контролирующей программы – компьютерного теста с использованием среды табличного процессора Microsoft Excel» [1].

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

  • «Создание мультимедийной презентации с использованием приложения Microsoft PowerPoint».

Одна из таких компьютерных презентаций «Где на Руси жить хорошо?», разработанная в рамках темы «Оценка условий потенциала жизнеобитания населения в России», была представлена на III туре XXXIV-ой региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области в секции экономики по категории А. Учащимся 111 класса – Уруевой Светлане, Мироненко Ирине, Малышевой Надежде, Курилову Михаилу, Токмаковой Елене, Герасимову Василию, Каргаполову Евгению – был вручен диплом лауреата и присуждена именная губернаторская стипендия.

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

  • «Создание Web-сайта учащегося с использованием HTML-конструирования».

Рис. 8

Рис. 8

Рис.9

Рис.9

В 9-ом классе в рамках образовательной области «Технология» учащиеся нашей школы изучают информационные технологии (1 час в неделю). Результатом этого изучения является создание небольших собственных проектов, связанных с историей г. Омска и Омской области, где обязательным является применение графического редактора Paint, текстового процессора Microsoft Word и табличного процессора Microsoft Excel.

В процессе изучения графического редактора Paint ребятам предлагается на «Омскую тему» самим создать мозаику, которая затем успешно применяется на уроках в изучении основных операций графического редактора.

Рис. 10 – «Тобольские ворота»

Рис. 10 – «Тобольские ворота»

Лучшие индивидуальные графические компьютерные работы, посвященные родному краю, пополняют раздел «Компьютерная графика» школьного сайта «Моя малая родина».

Рис. 11 – «Городская Дума»

Рис. 11 – «Городская Дума»

Рис.12 – «Христо-Рождественский собор»

Рис.12 – «Христо-Рождественский собор»

Широко использовать краеведческий материал можно при изучении в информатике темы «Системы счисления».

Пример 1.

Провести в начале фронтальный опрос учащихся:

№ п/п

Вопросы

Ответы

1. Сколько городов в Омской области? 6
2. Назовите эти города. Омск, Калачинск, Тюкалинск, Исилькуль, Тара, Называевск
3. Какой город самый древний? Тара
4. Год его основания? 1594
5. Какой город самый юный? Называевск
6. Год его основания? 1911
7. Год основания Омска? 1716

Во время этого опроса учитель вызывает к доске двух учеников, которые записывают на классной доске слева и справа следующие даты:

Тара – 1594 г.
Омск – 1716 г.
  Омск – 1716 г.
Называевск – 1911 г.

Предложить первому учащемуся определить, на сколько Омск моложе Тары, второму – на сколько Омск старше Называевска в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

Ответ 1 ученика: 12210, 11110102, 1728, 7А16.
Ответ 2 ученика: 19510, 110000112, 3038, С316.

Пример 2.

Учебное лото «Знаешь ли ты свой край?» с элементами краеведения по теме «Системы счисления».

Для игры необходимо приготовить:

  • Два комплекта из четырех карт – таблицы с 3 клетками, в которых записаны вопросы по истории Омской области и г. Омска. Ответы на эти вопросы связаны с представлением чисел в различных системах счисления.

Карта 1

1. Год основания первого высшего учебного заведения в Омске в шестнадцатеричной системе счисления 2. Номер месяца, в котором ежегодно проводится Международный Сибирский марафон, в восьмеричной системе счисления 3. Количество административных округов в г. Омске в двоичной системе счисления

Карта 2

4.Количество театров в г. Омске в настоящее время в двоичной системе счисления 5. Год появления в Омске первого автомобиля в шестнадцатеричной системе счисления 6. Количество высших учебных заведений в г. Омске в настоящее время в восьмеричной системе счисления

Карта 3

7. Количество национальностей, представители которых проживают на территории Омской области, в восьмеричной системе счисления. 8. Количество букв в названии самого большого озера Омской области в двоичной системе счисления. 9. Год приобретения школой №10 статуса средней в шестнадцатеричной системе счисления.

Карта 4

10. Год постройки в Омске нефтеперерабатывающего комбината и крупнейшего в стране нефтехимического комплекса в шестнадцатеричной системе счисления. 11. Количество букв в названии самого молодого Омского театра в восьмеричной системе счисления. 12. Количество гербов г. Омска в двоичной системе счисления
  • Два комплекта из 12-ти зеленых карточек с числами в десятичной системе счисления, являющимися ответами на соответствующие вопросы в картах-таблицах.

    191810 810 510 810 190710 1010
    8010 710 197010 910 195510 310
  • Два комплекта из 12-ти синих карточек с числами в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, являющимися ответами на соответствующие вопросы в картах-таблицах.

    77E16 108 1012 10002 77316 128
    1208 1112 7B216 118 7A316 112

Условия игры. Каждой из двух команд-участниц выдается один комплект карт-таблиц, один комплект зеленых и один комплект синих карточек. Необходимо разместить карточки, в которых записаны соответствующие вопросам ответы, на картах в клетках таблиц. В каждой клетке таблицы должны быть одна зеленая и одна синяя карточки.

Победителем считается команда, выполнившая задания быстрее.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

191810

810

510

810

190710

1010

77Е16

108

1012

10002

77316

128

 

7

8

9

10

11

12

8010

710

197010

195510

910

310

1208

1112

7В216

118

112

112

Пример 3.

Дидактические материалы «Животные Омской области по теме «Системы счисления» [2].

Ученик получает карточку с таблицей, в которой обозначены номер точки и ее координаты, представленные в какой-либо системе счисления (но не десятичной). Надо выполнить перевод координат в десятичную систему счисления и отметить точку на координатной плоскости. (Работа выполняется на обычном листе бумаги в клеточку).

Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, ученик получает рисунок животного, характерного для Омской области.

Рис. 13

Рис. 13

Ответы:

Рис. 14

Рис. 14

Рис. 15

Рис.15

Рис. 16

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 17

Пример 4.

Дидактические материалы «Известные архитектурные здания г. Омска» по темам «Системы счисления» и «Табличный процессор Microsoft Excel».

Рис. 18

Рис. 18

Необходимо выполнить перевод координат в десятичную систему счисления и записать полученные десятичные числа в соответствующие пустые ячейки таблиц.

Затем на компьютере в среде табличного процессора Microsoft Excel на основе полученных координат построить точечную диаграмму со значениями, соединенными отрезками без маркеров. В результате на экране монитора появится рисунок, глядя на который учащиеся должны определить, контуры какого известного архитектурного здания г. Омска они получили.

Ответы:

Рис. 19

Рис. 19

Также широко краеведческий материал можно применять и при изучении алгебры логики.

Пример 5.

Даны высказывания:

А={Мэр г. Омска – В. Белов},
В={Омск основан в 1617 г.},
С={Иртыш означает «землерой»}.

Определить, истинны или ложны данные и нижеследующие высказывания:

1) не А или С;
2) А и не В;
3) не и С или А);
4) не В и не А или С;
5) не (не (не С)) иили В);
6) В или А и С.

Ответ: А, С, 1), 2), 4), 6) – истинные высказывания, В), 3), 5) – ложные.

Пример 6.

Даны два высказывания: «Омск имеет подлинники картин Врубеля, а Новосибирск их не имеет»; «Если Томск имеет подлинники картин Врубеля, то Новосибирск тоже их имеет». Оба высказывания истинны. Определить, какой город имеет подлинники картин Врубеля, построив таблицу истинности.

Решение:

Введем следующие простые высказывания: А={Омск имеет подлинники картин Врубеля}; B={Новосибирск имеет подлинники картин Врубеля}; C={Томск имеет подлинники картин Врубеля}.
Первое высказывание записывается формулой (A и не В), а второе высказывание - формулой ЮВ). Оба высказывания истинны. Если их логически перемножить, то получим сложное высказывание, в котором связано все, о чем говорилось в задаче: (A и не В) иЮВ).

Построим таблицу истинности:

А

В

С

не В

A и не В

С=>В

(A и не В) и=>В)

1 1 1 0 0 1 0
1 1 0 0 0 1 0
1 0 1 1 1 0 0
0 1 1 0 0 1 0
0 0 1 1 0 0 0
0 1 0 0 0 1 0
1 0 0 1 1 1 1
0 0 0 1 0 1 0

Следовательно, только Омск имеет подлинники картин Врубеля.

Широкие возможности по использованию краеведческого материала предоставляются при изучении табличного процессора Microsoft Excel:

  • обработка табличных данных, содержащих сведения по климатическим условиям Омской области с использованием математических и статистических функций (среднее арифметическое, минимум, максимум и т.д.);

  • элементы математической статистики в прогнозировании процессов в обществе (на примере статистического анализа данных по г. Омску и Омской области);

  • организация работы со списками (например, улицы, проспекты в различных округах г. Омска) – сортировка по одному ключу и по нескольким ключам.

Целенаправленная работа по внедрению краеведческого материала в содержание уроков информатики способствует формированию положительной мотивации учащихся к предмету, развитию познавательного интереса, воспитывает природосообразную, культуросообразную, поведенческую позицию, позволяющую адекватно определиться выпускнику в регионе в существующих экономических условиях.

Литература

1. Б.П. Сайков. Excel для любознательных. Информатика №9, 2001.

2. Н. Л. Попова. Дидактический материал по теме «Системы счисления». Информатика №37, 2000.