Наша школа работает по программе развития «Школа региональной культуры».
Известно, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность нескольких уровней, в том числе федерального и регионального.
На федеральном уровне определяется структура обучения, базисный учебный план, государственные стандарты. Региональная система образования должна учитывать национальные традиции, особенности, менталитет, идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании заботливого отношения, любви к родному краю.
Общенаучные знания, составляющие основу федерального базового компонента учебно-воспитательного процесса, и конкретные целостные знания о регионе, создающие условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного окружения, органически связаны между собой едиными образовательно-воспитательными целями: адаптация личности обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, формирование здорового образа жизни, что в настоящее время является особенно актуальным.
Таким образом, школа региональной культуры – это требование времени: школа, существующая в определенном месте, должна отвечать требованиям того региона, где она находится.
Особенность представленного образовательного учреждения в том, что региональный компонент органично вплетен в дидактическую и воспитательную системы школы. Педагоги нашей школы успешно используют экономическое, экологическое и краеведческое содержание не только на предметах соответствующего профиля, но и на таких уроках как русский язык, математика, информатика.
Информатика в нашей школе как базовый курс изучается с 10-го класса. Для классов продвинутого уровня параллельно организуются вариативные модули «Технология разработки мультимедиа-проектов» (10 класс) и «Технология программирования и решения задач» (11 класс).
Для достижения высокой эффективности обучения, снижения перегрузки и повышения творческого потенциала учащихся за основу в работе модуля взят метод проектов в сочетании с групповыми формами обучения. Для расширения кругозора и воспитания интереса к своей малой родине проектное обучение осуществляется на основе краеведческого материала. Результатом применения этого метода является публичная защита учащимися проектов по краеведению по следующим темам:
«Создание контролирующей программы – компьютерного теста с использованием среды программирования QuickBasic».
Рис. 1
«Создание контролирующей программы – компьютерного теста с использованием среды табличного процессора Microsoft Excel» [1].
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
«Создание мультимедийной презентации с использованием приложения Microsoft PowerPoint».
Одна из таких компьютерных презентаций «Где на Руси жить хорошо?», разработанная в рамках темы «Оценка условий потенциала жизнеобитания населения в России», была представлена на III туре XXXIV-ой региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области в секции экономики по категории А. Учащимся 111 класса – Уруевой Светлане, Мироненко Ирине, Малышевой Надежде, Курилову Михаилу, Токмаковой Елене, Герасимову Василию, Каргаполову Евгению – был вручен диплом лауреата и присуждена именная губернаторская стипендия.
Рис. 6
Рис. 7
«Создание Web-сайта учащегося с использованием HTML-конструирования».
Рис. 8
Рис.9
В 9-ом классе в рамках образовательной области «Технология» учащиеся нашей школы изучают информационные технологии (1 час в неделю). Результатом этого изучения является создание небольших собственных проектов, связанных с историей г. Омска и Омской области, где обязательным является применение графического редактора Paint, текстового процессора Microsoft Word и табличного процессора Microsoft Excel.
В процессе изучения графического редактора Paint ребятам предлагается на «Омскую тему» самим создать мозаику, которая затем успешно применяется на уроках в изучении основных операций графического редактора.
Рис. 10 – «Тобольские ворота»
Лучшие индивидуальные графические компьютерные работы, посвященные родному краю, пополняют раздел «Компьютерная графика» школьного сайта «Моя малая родина».
Рис. 11 – «Городская Дума»
Рис.12 – «Христо-Рождественский собор»
Широко использовать краеведческий материал можно при изучении в информатике темы «Системы счисления».
Пример 1.
Провести в начале фронтальный опрос учащихся:
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
1. | Сколько городов в Омской области? | 6 |
2. | Назовите эти города. | Омск, Калачинск, Тюкалинск, Исилькуль, Тара, Называевск |
3. | Какой город самый древний? | Тара |
4. | Год его основания? | 1594 |
5. | Какой город самый юный? | Называевск |
6. | Год его основания? | 1911 |
7. | Год основания Омска? | 1716 |
Во время этого опроса учитель вызывает к доске двух учеников, которые записывают на классной доске слева и справа следующие даты:
Тара – 1594 г. Омск – 1716 г. |
Омск – 1716 г. Называевск – 1911 г. |
Предложить первому учащемуся определить, на сколько Омск моложе Тары, второму – на сколько Омск старше Называевска в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
Ответ 1 ученика: 12210, 11110102, 1728, 7А16.
Ответ 2 ученика: 19510, 110000112, 3038, С316.
Пример 2.
Учебное лото «Знаешь ли ты свой край?» с элементами краеведения по теме «Системы счисления».
Для игры необходимо приготовить:
Два комплекта из четырех карт – таблицы с 3 клетками, в которых записаны вопросы по истории Омской области и г. Омска. Ответы на эти вопросы связаны с представлением чисел в различных системах счисления.
Карта 1
1. Год основания первого высшего учебного заведения в Омске в шестнадцатеричной системе счисления | 2. Номер месяца, в котором ежегодно проводится Международный Сибирский марафон, в восьмеричной системе счисления | 3. Количество административных округов в г. Омске в двоичной системе счисления |
Карта 2
4.Количество театров в г. Омске в настоящее время в двоичной системе счисления | 5. Год появления в Омске первого автомобиля в шестнадцатеричной системе счисления | 6. Количество высших учебных заведений в г. Омске в настоящее время в восьмеричной системе счисления |
Карта 3
7. Количество национальностей, представители которых проживают на территории Омской области, в восьмеричной системе счисления. | 8. Количество букв в названии самого большого озера Омской области в двоичной системе счисления. | 9. Год приобретения школой №10 статуса средней в шестнадцатеричной системе счисления. |
Карта 4
10. Год постройки в Омске нефтеперерабатывающего комбината и крупнейшего в стране нефтехимического комплекса в шестнадцатеричной системе счисления. | 11. Количество букв в названии самого молодого Омского театра в восьмеричной системе счисления. | 12. Количество гербов г. Омска в двоичной системе счисления |
Два комплекта из 12-ти зеленых карточек с числами в десятичной системе счисления, являющимися ответами на соответствующие вопросы в картах-таблицах.
191810 810 510 810 190710 1010 8010 710 197010 910 195510 310
Два комплекта из 12-ти синих карточек с числами в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, являющимися ответами на соответствующие вопросы в картах-таблицах.
77E16 108 1012 10002 77316 128 1208 1112 7B216 118 7A316 112
Условия игры. Каждой из двух команд-участниц выдается один комплект карт-таблиц, один комплект зеленых и один комплект синих карточек. Необходимо разместить карточки, в которых записаны соответствующие вопросам ответы, на картах в клетках таблиц. В каждой клетке таблицы должны быть одна зеленая и одна синяя карточки.
Победителем считается команда, выполнившая задания быстрее.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
191810 |
810 |
510 |
810 |
190710 |
1010 |
77Е16 |
108 |
1012 |
10002 |
77316 |
128 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
8010 |
710 |
197010 |
195510 |
910 |
310 |
1208 |
1112 |
7В216 |
118 |
112 |
112 |
Пример 3.
Дидактические материалы «Животные Омской области по теме «Системы счисления» [2].
Ученик получает карточку с таблицей, в которой обозначены номер точки и ее координаты, представленные в какой-либо системе счисления (но не десятичной). Надо выполнить перевод координат в десятичную систему счисления и отметить точку на координатной плоскости. (Работа выполняется на обычном листе бумаги в клеточку).
Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, ученик получает рисунок животного, характерного для Омской области.
Рис. 13
Ответы:
Рис. 14
Рис.15
Рис. 16
Рис. 17
Пример 4.
Дидактические материалы «Известные архитектурные здания г. Омска» по темам «Системы счисления» и «Табличный процессор Microsoft Excel».
Рис. 18
Необходимо выполнить перевод координат в десятичную систему счисления и записать полученные десятичные числа в соответствующие пустые ячейки таблиц.
Затем на компьютере в среде табличного процессора Microsoft Excel на основе полученных координат построить точечную диаграмму со значениями, соединенными отрезками без маркеров. В результате на экране монитора появится рисунок, глядя на который учащиеся должны определить, контуры какого известного архитектурного здания г. Омска они получили.
Ответы:
Рис. 19
Также широко краеведческий материал можно применять и при изучении алгебры логики.
Пример 5.
Даны высказывания:
А={Мэр г. Омска – В. Белов},
В={Омск основан в 1617 г.},
С={Иртыш означает «землерой»}.
Определить, истинны или ложны данные и нижеследующие высказывания:
1) не А или С;
2) А и не В;
3) не (В и С или А);
4) не В и не А или С;
5) не (не (не С)) и (А или В);
6) В или А и С.
Ответ: А, С, 1), 2), 4), 6) – истинные высказывания, В), 3), 5) – ложные.
Пример 6.
Даны два высказывания: «Омск имеет подлинники картин Врубеля, а Новосибирск их не имеет»; «Если Томск имеет подлинники картин Врубеля, то Новосибирск тоже их имеет». Оба высказывания истинны. Определить, какой город имеет подлинники картин Врубеля, построив таблицу истинности.
Решение:
Введем следующие простые
высказывания: А={Омск имеет подлинники картин
Врубеля}; B={Новосибирск имеет подлинники картин
Врубеля}; C={Томск имеет подлинники картин
Врубеля}.
Первое высказывание записывается формулой (A и
не В), а второе высказывание - формулой (СЮВ).
Оба высказывания истинны. Если их логически
перемножить, то получим сложное высказывание, в
котором связано все, о чем говорилось в задаче: (A
и не В) и (СЮВ).
Построим таблицу истинности:
А |
В |
С |
не В |
A и не В |
С=>В |
(A и не В) и (С=>В) |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Следовательно, только Омск имеет подлинники картин Врубеля.
Широкие возможности по использованию краеведческого материала предоставляются при изучении табличного процессора Microsoft Excel:
обработка табличных данных, содержащих сведения по климатическим условиям Омской области с использованием математических и статистических функций (среднее арифметическое, минимум, максимум и т.д.);
элементы математической статистики в прогнозировании процессов в обществе (на примере статистического анализа данных по г. Омску и Омской области);
организация работы со списками (например, улицы, проспекты в различных округах г. Омска) – сортировка по одному ключу и по нескольким ключам.
Целенаправленная работа по внедрению краеведческого материала в содержание уроков информатики способствует формированию положительной мотивации учащихся к предмету, развитию познавательного интереса, воспитывает природосообразную, культуросообразную, поведенческую позицию, позволяющую адекватно определиться выпускнику в регионе в существующих экономических условиях.
Литература
1. Б.П. Сайков. Excel для любознательных. Информатика №9, 2001.
2. Н. Л. Попова. Дидактический материал по теме «Системы счисления». Информатика №37, 2000.