Урок риторики “Вежливый отказ”
Оборудование к уроку:
- Учебник “Риторика”
- Тетрадь №2 по Риторике
- Музыкальный инструмент (пианино–игрушка)
- Магнитофон
- Аудиозапись (кассета) С.Аксаков “Аленький цветочек”
- Динамическая таблица “ТОН”
- Карточки со словами:
- Таблица №1
- Раздаточный материал (карточки)
умолять
просить
мольба
согласие
Таблица №2
ПРОШУ ВАС
БУДЬТЕ ДОБРЫ
МОЛЬБА
ПРОШУ ТЕБЯ
БУДЬ ДРУГОМ
УМОЛЯТЬ
ПРОСИТЬ
С помощью этих таблиц оформляется доска.
- Тема: “Вежливый отказ”
Цель: Познакомить детей с согласием или отказом как возможными ответами на просьбу со словами, выражающими согласие или отказ.
Организационный момент. Аудиозапись – Песни Шаинского.
Учитель приветствует детей.
Дети приветствуют учителя и гостей, читают стихотворение.
Учитель движением руки дает сигнал садиться по местам.
Учитель:
- Каким не словесным средством общения я воспользовалась, чтобы усадить вас по местам? (Жест, взгляд, движение головы, улыбка)
- Какие еще средства выразительности устной речи вы знаете? (Тон, тембр, громкость)
- Можно ли обойтись без них? (Нет)
- Для чего они существуют? (Сделать речь более понятной и выразительной)
- Что можно передать с помощью их слушателю? (Настроение, чувства, состояние говорящего)
Сегодня на уроке риторики мы поведем разговор об одном средстве выразительности устной речи. Оно было нашим помощником, а сегодня оно раскроет свои новые качества. Но и много нового и интересного ожидает вас на уроке.
Как всегда с нами наш друг Риторик. Он, как и вы, перешел во 2–й класс и стал еще красноречивее.
- Дыхательная гимнастика
- Сигнал.
(Парадоксальное дыхание)
Учитель:Секрет хорошего речевого дыхания в умелом вдохе носом и правильном выдохе.
а) при вдохе выпрямить плечи, втянуть живот,
закрыть глаза;
при выдохе плечи в исходное положение, вытянуть
живот, открыть глаза.
б) упражнение “Воздушный шар”:
Представь себе, что ты воздушный шар, и тебя
надувают.
– медленный вдох, руки вверх, задержать дыхание и быстро выдохнуть, круговое движение руками.
в) упражнение “Надоедливый комар” (отработка
“опоры дыхания”):
– руки вытянуть перед грудью ладонями друг к
другу. При счете “раз”, вместе с глубоким
бесшумным вдохом через нос, быстро развести до
отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая
воздух, свести руки так, чтобы ладони
встретились. Теперь соединить эти действия с
произнесением звука “з–з–з–з” (хлопок).
Артикуляционная гимнастика
Ребята, разогреем мышцы языка, губ и шеи, чтобы они хорошо двигались при говорении (пусть ваш голос звучит ясно, легко, без натуги и не запутайтесь в звуках).
Предлагаю упражнения:
Дрова – выдворить – 1 раз медленно
Манеры – маневрировать – 2 раз чуть быстрее, но четко
– 3 раз быстро и четко
– 4 раз произносит ученик
Еще одна разминка “Скороговорка–Скороговорочка”:
– произнести в различном темпе
– дирижер (пригласить любого ученика) задает темп.
Две подруги загорали – медленно.
Загорали за горами – быстро.
Загорожено солнце горами – медленно.
– Какой звук четче должен звучать? [г] [р] [з]
Риторическая задача от Риторика.
(У Риторика в руках карточки–билетики).
(приглашаются 3 ученика)
Определите, ребята, о чем говорят эти жесты и мимика.
Растолкуйте эти слова.
1 билет ПРОСИТЬ – чтобы исполнили желание говорящего.
2 билет УМОЛЯТЬ – очень горячо просить.
3 билет МОЛЬБА – страстная просьба.
О чем надо помнить, чтобы твою просьбу выполнили?
Вспомните 4 правила. Какие 4 правила надо помнить для того, чтобы вам не отказали: (смотреть на собеседника, пользоваться вежливыми словами, выбрать вежливый тон, объяснять просьбу).
На доске плакат №1 (предлагаю прочитать хором).
КАК ВЕЖЛИВО ПРОСИТЬ,ЧТОБЫ ТВОЮ ПРОСЬБУ
ВЫПОЛНИЛИ?
Постепенно под плакатом №1 открывать таблички.
СМОТРЕТЬ НА СОБЕСЕДНИКА
ИСПОЛЬЗОВАТЬ “ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА”
ГОВОРИТЬ ВЕЖЛИВЫМ ТОНОМ
ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ
Практическое задание.
Все вы, конечно, помните сказку А.Аксакова “Аленький цветочек”.
Послушайте отрывок из сказки.
Выполнит ли просьбу дочери батюшка–купец?
(звучит голос, магнитофонная запись)
– Государь ты мой батюшка–родимый. Не вози ты мне золотой и серебряной парчи. Ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, …
(После прослушивания)
– О чем просит дочь батюшку? (просит золотой венец)
– Как она просит? (очень горячо, т.е.е умоляет)
– Откажет ли в просьбе отец? (нет)
(Такой просьбе отказать трудно, использован правильный тон, вежливые слова)
– Так просили 100, 150 лет назад.
А как можно просить в наше современное время? Или может это уже не модно и не нужно? Так как же мы просим сегодня?
Давайте переложим эту просьбу на современный лад.
Ведь у многих из вас папы, отправляясь в командировку, бросают клич: А ну, делайте заказы!
Как эта просьба звучит по–новому.
– Можете ответить сразу
– Можете подумать и записать на листочках (на столах у детей ручки, листочки)
Не скупитесь на добрые слова.
Проверка:
(Почему заменили слово “батюшка” на слово “папа”?), сохранилась любезность, вежливость, почтительность – (применяют в наши дни).
Физкультминутка.
Звучит сигнал на музыкальном инструменте.
Учитель: Отдохнем!
(нажать клавишу пианино–игрушки)
(Дети читают стихотворение Ю.Мориц “Попрыгать – поиграть”, выполняют движения, прыгают, играют)
Стоит в лесу избушка, в ней живет Петрушка,
А в ней живет Петрушка,
К нему идет зверюшка
Попрыгать–поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать–поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Идут после охоты
Попрыгать–поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же
Попрыгать–поиграть!
Вежливый отказ (проблема урока)
Каждый день прибегают зверушки к Петрушке и попрыгать, и поиграть. Вместе весело! Но вот сегодня прибежала Белочка к Петрушке с просьбой уступить на время шапочку с бубенчиками. А Петрушке шапочка нужна, без шапочки он не Петрушка. Но как Петрушке отказать белочке, ведь она обидится. А они большие друзья. Вот какие варианты отказа он придумал:
- Нет! Никогда! Мне она очень нужна!
- Прости, белочка, меня. Отдать шапочку не могу. Я приглашен в детский сад на утренник, а без моей шапочки ребята меня просто не узнают.
Какой выбрать вариант отказа, чтобы теплые чувства были сохранены. (2–й вариант)
Почему? Обоснуйте свой ответ!
– произнесены вежливые слова
– объяснил причину
В такой похожей ситуации наверное оказывались и вы. Вас о чем–то просили, но вы не могли выполнить просьбу, а иногда не хотели. Как вежливо отказать в просьбе, чтобы не обидеть того, кто просит. А поэтому существуют следующие правила:
Открыть плакат №2
ЧТОБЫ СМЯГЧИТЬ ОТКАЗ …
Нужно:
(открываю 1 табличку)
ГОВОРИТЬ ВЕЖЛИВЫМ ТОНОМ
ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНУ
СМОТРЕТЬ НА СОБЕСЕДНИКА
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
Давайте прочитаем еще раз правила, как вежливо просить и как вежливо отказать, чтобы смягчить отказ.
– Что вы заметили? (для вежливой просьбы и для вежливого отказа нужны одинаковые правила)
Работа по учебнику
А вот ситуации из нашей жизни.
С.38 упр.49 (прочитать Задание)
Прочитаем вывод (про себя, вслух).
Эти слова помогают смягчить отказ.
С.39 упр.50.
Соотнесите пословицы с жизненными ситуациями.
С.40 упр.52, упр.53.
Расшифруйте тему сегодняшнего урока “Вежливый отказ”.
Как отказать, чтобы человек не обиделся? (Повторить хором)
Какое средство выразительной устной речи помогает при этом? (Наш знакомый тон)
ТОН – при вежливом отказе – очень важный фактор.
Вывод:
Все отказы должны быть вежливыми, и тогда между людьми будет согласие (на середину доски к Риторику вывесить таблицу №3).
СОГЛАСИЕ
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (портрет) подсчитал, что в русском языке больше слов согласия, чем слов отказа, а это говорит о том, что у русских людей хороший характер. Желаю вам, ребята, воспитать в себе хороший характер и часто применять в житейских ситуациях те знания, которые вы получаете на уроках риторики. Успехов!