Развитие креативных способностей учащихся на уроках физики, астрономии

Разделы: Физика, Астрономия


Креативность – фактор одарённости, который отражается в тестах интеллекта, академических работах, научно-технических достижениях.

Показатели креативности:

беглость, гибкость, оригинальность, высокая мотивация к творчеству, независимость, открытость к новому опыту, высокая потребность в творчестве.

Перечислю тенденции в данной системе обучения:

  • От воспитанника, учащегося к его личности
  • От общественно ориентированного воспитания к личностно ориентированному.
  • От педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства.
  • От педагогики необходимости к педагогике свободы
  • От педагогики опеки к педагогике поддержки.
  • От педагогического экстремизма к толерантности.
  • От единообразия к вариативности.

В современной парадигме креативного воспитания в системе “Ученик – учитель - ученик” они становятся равноправными партнёрами. Реализация программы преследует цели:

  1. Выявление и выращивание интеллектуального ресурса страны – одарённых детей
  2. Достижение максимального уровня развития креативности.

При детальном ознакомлении с трудами ученых в этой области оказалось, что разработка проблемы в современной педагогике основывается на трудах профессора Матюшкина. Психологи выделяют ключевые моменты:

– стоит принимать значения врождённости определённых качеств личности, но нельзя и недооценивать возможность их развития, или, наоборот, подавления.

– не должно быть упущено время для поддержки таланта, создании условий креативного развития, иначе он может не раскрыться или проявиться в малой степени, т.к. обращение к умственной деятельности только в возрасти 16-18 лет даёт минимум эффекта. Но возрастные ограничения для развития креативных способностей не существенны, можно согласно поговорке: “Лучше поздно, чем никогда”.

– следует учитывать внутреннюю потребность учащегося к самовыражению. Именно она создаёт условия проявления его способностей, побуждения к саморазвитию, стремление учащегося к испытанию своих способностей. Одно из условий развития креативного создания атмосферы инициативы, состязательности, дискуссии. Измерителями креативности в области физики могут служить вспомогательные способы решения задач, выполнения тестов, подготовка и выступление на семинарах и конференциях, выпуски устных журналов, газет, участие в декадах физики, Сахаровских чтениях.

Своей задачей в развитии указанных способностей считаю необходимостью стимулирование творческой деятельности по индивидуальной программе, оказание чисто психологической поддержки, укрепляющей через силу посредством учения силы, позволяющие ему почувствовать радость успеха. В каждой учебной теме, изучаемой на уроках физики, можно создать условия для развития креативной деятельности.

Причем, по выражению самих учащихся, наиболее предпочтительны работы в группах.

Внедрение технологий, где проявляется коллективная форма работы, способствует формированию коммуникативных умений, главное из которых уметь слышать и слушать других. Учащиеся отстаивают свою точку зрения.

В качестве практического подтверждения предлагаю некоторые формы и примеры креативной деятельности в условиях лично-гуманитарного образования.

Сферы творчества (СТВ)

Качества личности

  • общие способности
  • специальные способности
  • критическое мышление
  • самостоятельность
  • интуиция

Область проявления

  • человек – техника
  • человек – художественный образ
  • человек – человек
  • человек – природа
  • человек – знаковая система

Деятельность

  • качество
  • оригинальность
  • продуктивность
  • эффективность
  • значимость
  • новизна

Методологические ЗУ

  • методы исследования
  • логика
  • диалектика
  • синергетика
  • проектирование
  • моделирование
  • программирование

Индивидуальные приёмы: учебные конференции, телеконференции, конкурс “Шаг в будущее”, семинары, декады физики. Выпуск “Астрономических вестников”, англоестественнонаучные рефераты, очные и заочные олимпиады.

С наибольшим успехом прошли конференции следующей тематики:

- “Электроэнергетика Проблемы, будущее энергетики”

- “Развитие средств связи как показатель развития цивилизации”

- “Ядерная энергетика”

- “Цвет как средство информации и фактор психологического комфорта”

- “Россия – родина авиации”

- “Уфологическая конференция”.

В качестве примера приводим содержание англоязычной конференции по НТП (ежегодно проводимой ) для учащихся 9 – 11 классов

Физико-математическая английская научно-практическая конференция по теме: "Научно-технический прогресс нового тысячелетия".

Выступают уч-ся 9-х, 10-х и 11-х классов с отчетом по программам спецкурсов; (Оформление доски: газета, портреты ученых России и зарубежных стран.)

1) Спецкурс физики. Программа "Человек и Север".

2) Спецкурс английского языка. Программа "Основы перевода в старших классах".

Цель конференции: Показать на практике умения и навыки перевода научно - технической литературы, опираясь на знания учащихся по английскому языку и основам наук (физики, математики, астрономии).

Тип конференции: интегрированный.

План конференции:

Вводная часть:

Выступление учителя физики Шмидт Т.Н. Физико-математическая английская конференция.

Вступление: Шмидт Т.Н.

Ведущие: Лена, Валентина.

Вступление о знаменитых ученых Севера. Научные достижения в исследованиях Севера. Известные ученые (русские и зарубежные):

1) Циолковский. "Мечта Циолковского близка к осуществлению". (Петренко С., Давыдов С.)

2) Попов. Великое изобретение русского ученого физика. (Шмидт Наташа).

3) Совья Ковалевская - математик. “Преломление света в кристаллах”

4) Джеймс Клерк Максвелл. “Электромагнетизм, оптика”

5) Исаак Ньютон. “Гравитация” (Смирнова Т.).

6) Лазеры помогают в науке и технике. (Пушкова К., Шитик Д.)

7) Тихие металлы. (Женя, Игорь -10а).

8) Телекоммуникации и ТВ центры. (Коля, Миша)

90) Подземные ресурсы, горячие источники (Оля, Саша)

10) Атомный реактивный двигатель (Сметанина, Метелкина)

11) Есть ли жизнь на Марсе? (Калининская И.)

12) Метрическая система (Каратаевский)

13) Охлажденное солнце (Шкиленок, Быков)

14) Атомная сила для ракет (Ирина, Надежда)

15) Лобачевский. (Ира, Таня).

Основная часть.

1) Приветствие участников конференции ведущими, уч-ся 11 кл.:

Антонова Л., Коваленко В. (Известные ученые Севера. Рихтер).

2) Выступление учащихся. Биография великих, известных ученых России и зарубежных стран и их великие открытия.

Выступление Петренко С. и Давыдова С.

Комментарии по видеофильму.

Давыдов С. This dream was realized on the 12th of April in 1961.

The flight of the first citizen of the Earth is U. Gagarin.

The main designer is S. P. Korolev

The aim of all his life was exploit

It was worked out the theory of the Space light

It was investigated the weightless and it was influenced to the organizm.

Петренко С. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 г. Полет первого гражданина земли - Ю. Гагарина.

Главный конструктор С. П. Королев.

Цель всей его жизни был подвиг.

Была разработана теория космического полета.

Была исследована невесомость и она повлияла на организм.

Перерыв.

3) Продолжение выступления учащихся о научных открытиях и достижениях в ра; личных отраслях науки, техники, электроники и космоса.

Заключительная часть: Подведение итогов. Проведение викторины: "Знаете ли вы?"

Ведущие Антонова Л. и Коваленко В.

Выступление директора школы Дементьевой Т.В., методиста ИМЦ – Бурмистровой Т.А., завуча по английскому языку Геривенко Н.Д.

Заключительное слово Шмидт Т.Н. и Цой А.Г.

Thank you for participate at our conference. Thank you for your work at this conference. Good buy!

Lena! Well come dear quests, teachers, students!

We are glad to see you at our science conference.

Today we'll listen to the participations of the 9th, 10111 and the 11th forms.

We'll tell you about great famous scientists of the North.

Учитель подобен режиссёру, который увлекает, создавая гармоничное единство мыслей, чувств, целей, задач, подчинённых реализации совместной креативной деятельности.

Считаю, что творческая активность развивает процесс познания, мышления и возможна при проведении занятий, раскрывающих глобальное значение вопросов научно-технического процесса. Этот процесс привёл человечество к современному уровню развития цивилизации.