Конспект урока по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Цели урока:

1. Вывести алгоритм работы над словами с данной орфограммой, используя знания детей, проблемное содержание урока.
2. Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся.
3. Развитие умения в группах: распределять работу, представлять результаты, устанавливать очередность; уважать мнение товарища и свое личное.

Оборудование:

1. Учебник “Русский язык” 4 класс (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
2. Карточки для работы в группах.

ХОД УРОКА

I. Рефлексия.

Учитель. С каким настроением вы пришли на урок? Хочется ли вам работать? Надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут решить многие трудные, но интересные задачи и дойти до истины.

II. Повторение изученного.

У. Какую тему мы изучаем на уроках русского языка?

Дети. Имя существительное.

У. С какими существительными мы познакомились вчера на уроке?

Д. Несклоняемыми.

У. Почему они так называются?

Д. Они не изменяются по падежам и числам. Не имеют окончания.

У. Я предлагаю вам отредактировать небольшие тексты, в которых встречаются несклоняемые имена существительные. Как будем работать?

Дети выбирают форму работы по группам.

Карточка  №1

Задание: прочитать текст на карточке, исправить речевые ошибки.

Бабушка варит мне на завтрак кофе. Оно так приятно пахнет! Я с большим удовольствием его пью.

 

В парке я видел пони. Это такие маленькие лошадки. Я даже катался на одной пони.

 

Мне купили новое пальто. К пальту пришиты красивые пуговицы. Все любовались моим пальтом. Мама просила его беречь.

Дети зачитывают отредактированные тексты, доказывают, почему нельзя так говорить.

У. Найдите на карточке слова с мягким знаком. Какова роль мягкого знака в словах?

На доске запись.

большим
удовольствие
маленькие
пальто
любовались
пью беречь

Обсуждение в группах, ответы детей.

Д. Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, выполняет грамматическую функцию.

У. На что указывает мягкий знак в слове беречь?

Д. На неопределенную форму глагола.

III. Сообщение темы и цели урока.

У. Прочитайте название темы с доски. О каких именах существительных сегодня пойдет речь на уроке?

Д. Оканчивающихся на шипящие.

У. Назовите шипящие.

Д. Ж, ш, ч, щ.

У. Приведите примеры существительных с шипящими на конце. Какой вопрос возникает?

Д. Когда пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих?

IV. Исследовательская работа (работа в группах).

Карточка № 2.

ночь
дочь
рожь
тишь
ключ
сторож
камыш
сыч

У. Чем похожи слова в этих столбиках?

Д. Это имена существительные, которые оканчиваются на шипящие.

У. Сравните слова первого столбика. Что у них общего?

Д. Это существительные женского рода, на конце их написан ь.

У. Проанализируйте слова второго столбика. Что у них общего?

Д. Это существительные мужского рода, на конце их ь не пишется.

У. Вы знаете, что ь – буква-актер. Какую роль он играет в словах первого столбика?

Д. Указывает на род имени существительного.

У. Сформулируйте правило. Можно ли в первый столбик написать имена существительные мать, дверь, а во второй – мак, дуб? Почему?

Дети отвечают.

У. Какое открытие вы сегодня сделали?

Д. Правило написания мягкого знака после шипящих.

У. Сравним ваше открытие, с правилом, которое дано в учебнике на стр. 101.

V. Работа над текстом правила.

У. Ответьте на вопросы:

Д. С какой новой орфограммой вы познакомились?

У. Как обнаружить в слове место этой орфограммы?

Д. Вводится графическое обозначение орфограммы: дочь

У. Что является главным в выборе написания?

Д. Род имени существительного.

VI. Составление алгоритма.

Карточка № 3.

Расположите предложения в нужной последовательности:

  1. Это имя существительное?
  2. Этой орфограммы нет в слове.
  3. Это женский род?
  4. Есть ли шипящий на конце слова?
  5. В начальной форме?

На доске появляется совместно выработанный алгоритм.

У. Проверим по этому алгоритму, есть ли ь у существительных мяч, мышь, много задач.

VII. Закрепление изученного.

1. Работа в группах.

Упр. 178 стр. 103.

Дети объясняют правописание имен существительных.

2. Игра “Рука друга“

Дети выходят парами: сильный ученик и ученик, допускавший ошибки. Им предлагаются слова на изучаемую орфограмму. Они объясняют написание.

Борщ, дичь, брошь, вещь, ландыш, трубач, калач, циркач, силач, речь, нож и д.р.

3. Самостоятельная работа на местах.

У. Я буду диктовать существительные с шипящими на конце, а вы их будете записывать. Но не все , а по выбору, который сделаете сами:

Д. Одни – существительные с ь на конце, а другие – без ь.

Плащ, грач, помощь, печь, луч, шалаш, дочь, тишь, врач, лещ, мышь, вещь, рожь, стриж, чиж, борщ.

Проверка выполненного задания.

У. Выберите 2 любых предложения из упр.177 и запишите их. Обозначьте орфограмму.

VIII. Итог урока.

У. Что нового узнали на уроке? Кто понял новый материал? Почему ты так решил?

Выставляются отметки за урок.

IX. Домашнее задание.

Выучить правило написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода.
Выполнить по выбору упр.179 или 180.