Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Открытый урок в 1-м классе

Цели:

Ознакомление с новыми звуками, буквой.
Совершенствование навыка чтения.
Расширение словарного запаса.
Создание условий для формирований коллективной творческой деятельности.

Оборудование: кроссворды; рисунки флоры, фауны, факела, флагштока;слоговая таблица, рисунки с изображением филина, травки, фуражки, флажков; “Толковый”словарь Ожегова.

Форма работы: групповая.

Расстановка парт:

Рисунок 1

Ход урока:

Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Необычен он тем, что к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Кто из вас любит гостей? И я люблю ходить в гости и принимать гостей. И поэтому у меня чудное настроение.

У кого из вас хорошее настроение?

Только с хорошим настроением можно успешно учиться.

Актуализация. Повторение

Приступим к уроку. Наш урок начнем с повторения лексического значения изученных ранее слов. Для чего нужно знать лексическое значение слов? (Ответы) И вспоминать вы будете, работая в группах. Как говорят, одна голова хорошо, а две – лучше. Вот ваши любимые кроссворды. Капитаны выбирайте задания для групп.

Идет работа в группах.

Рисунок 2

Все ли слова отгаданы? Действительно, слово по горизонтали так и осталось не разгаданным.

Постановка проблемы.

Для того чтобы отгадать слово по горизонтали, нам не хватает одной буквы. С ней мы сейчас и познакомимся. Перед вами иллюстрации. Озвучьте их.

Рисунок 3

Открытие детьми нового знания.

Наблюдение за звуком.

Что общего в этих словах? (Есть звук [ф]). Охарактеризуйте звук (согласный, твердый, глухой). Во всех ли словах звук [ф] твердый? (В слове филин – мягкий) Охарактеризуйте первый звук в этом слове (согласный, глухой, мягкий).

Звуков не мало мы узнали,
Добрались до звука [ф].
Есть слова, где ф в начале,
В середине и в конце.

Внимание, команды! Придумайте слова, где звуки [ф] и [ф, ]:

Первая группа – в начале;
Вторая-Третья – в середине;
Четвертая – в конце.

Идет обсуждение в группах.

Дети дают ответы.

Знакомство с буквой.

На письме звуки [ф] и [ф,] обозначены буквой “ф”

Показ буквы. На что похожа буква “ф”.

“Воздушное” письмо.

Чтение слогов по таблице хором:

фа аф

фо оф

фу уф

фы иф

фи еф

фе

Чтение по заданию:

  • прочитайте слог, обозначающий ноту;
  • прочитайте слоги – междометия;
  • прочитайте слог, где звуков больше букв;
  • прочитайте слоги, где [ф, ] мягкий.

Давайте, определим место Ф в алфавите (22, между У и Х).

Физкультминутка.

Стук в дверь.

Ребята с удивлением обнаруживают домовенка Кузю. В кармашке у Кузи задание. На доску выставляются слова.

фуражка филин флажки травка

Какие слова лишние? Докажите. (Травка-слышим [ф] пишем в; филин-звук [ф,] мягкий, одушевленный, в слове нет орфограммы “парная согласная”; флажки-множественное число; фуражка – три слога)

Решение проблемы. Знакомство с новыми словами.

Зная новую букву, вставьте ее в кроссворды. Какие слова у вас получились?

На доске появляются новые слова.

флора фауна флагшток факел

Попробуйте объяснить значение новых слов. Что нужно сделать, если вы не можете объяснить значение новых слов (обратиться к словарю)

Каждая группа получает словарь Ожегова, ищет значение слова в словаре и объясняет своим товарищам.

Проверка усвоения новых слов через составление предложений. Для зрительной ассоциации на доску выставляются плакаты с изображением фауны, флоры, флагштока, факела.

Работа с Азбукой с. 170-171

Дети читают текст “Папина профессия”, задают вопросы по тексту соседним группам.

Итог.