Разнообразие — необходимая черта любого хорошего обучения. Это способствует поддержанию интереса к учёбе. В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения иностранным языком у обучаемых учителю необходимо постоянно вести активный поиск эффективных средств и приёмов работы, как на уроке, так и во внеклассной работе. Вместе с тем, овладение иностранным языком в школе предполагает и интенсивную активность обучаемого. Безусловно, важно, чтобы школьник проявлял интерес к процессу овладения иностранным языком, был активным участником этого процесса, учился с удовольствием. Одним из факторов обеспечения работоспособности ученика является соответствующая мотивация.
Игра, без сомнения, содержит большой мотивационный потенциал. По мнению психологов (А. А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями. Игра — не только инструмент преподавания, активизирующий мыслительную деятельность обучаемых. Она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для обучаемого. Игра подразумевает активное участие всех обучающихся. Взаимодействие обучающихся в игре, направленное на решение стоящей учебной задачи, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого в результате деятельности. Она заставляет учащихся волноваться и переживать, позволяет проявить себя, самоутвердиться, испытать чувство успеха. Игра — мощный стимул к овладению языком.
В данной статье я хочу поделиться опытом проведения языковых игр. Представленные игры могут быть использованы как на уроках в качестве обучающих игр, так и во внеклассной и факультативной работе. На уроке игры проводятся с разной целью:
- для систематизации знаний и совершенствования навыков учащихся;
- как текущий контроль на завершающем этапе при изучении различных тем, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по теме также возможно проведение игры;
- как итоговая контрольная работа за четверть.
Во внеклассной и факультативной работе игра может быть организована в виде конкурсов, викторин, общественных смотров знаний и также служит для поддержания интереса к процессу овладения иностранным языком, его результативности.
Игры могут быть использованы на различных этапах обучения, всё зависит от целей, которые преследует учитель в процессе обучения. Обязательное требование к каждому игровому заданию — развлекательность, оформление в виде шутки, головоломки.
“Домино”.
Оснащение: прямоугольные карточки, на одной половине которых изображена картинка, на другой — слово.
Перед игрой карточки разрезаются. Каждая команда (или ученик) получают половинки с картинками. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех соберёт эти половинки.
“Собери портфель”.
Оснащение: портфель, корзинка (коробка) и лежащие в мешке разнообразные предметы, как относящиеся к школьным принадлежностям, так и нет.
Играющие, разделившись на две команды, по очереди вытаскивают из мешка предметы, называют их и складывают в корзинку или портфель в зависимости от того, относятся они к школьной теме или нет. Выигрывает та команда, которая назовёт большее число предметов.
Je mets ………. dans le cartable.
“Наряди ёлочку”.
Оснащение: небольшая ёлка, мешок с игрушками или карточки со словами.
Играющие по очереди достают игрушки, называют их по-французски и, если не ошиблись, то кладут под ёлку. Мешок можно заменить карточками, разложив их на столе. Побеждает тот, кто положил больше игрушек (карточек) под ёлку.
Je dcore l’ arbre de Noel avec ……..
“Кто из вас назовёт, что на дереве растёт?”
Оснащение: дерево и коробка с разнообразными картинками.
Учащиеся, вытаскивая из коробки картинки, называют и развешивают на дереве только те, которые относятся к теме “Плоды”.
“Дуэль”.
Оснащение: карточки с названиями уже изученных тем.
Перед игрой учитель (ведущий) раскладывает на столе карточки с темами. После определения темы, в течение 1-2 минут команда (два ученика) по очереди называют слова по заданной теме. Выигрывает тот, кто назвал большее количество слов.
“Лото”.
Оснащение: карты-лото с картинками (для учеников), мешок с картинками и фишки (для учителя).
Каждый ученик получает по карте-лото. Учитель (ведущий) достаёт из мешка картинки и говорит по-французски, что на них изображено. Учащийся, у которого изображена эта картинка, поднимает руку, чтобы получить фишку и закрыть ей свой рисунок. Побеждает тот, кто закроет свою карту-лото первым и назовёт изображённые на ней картинки.
Sur ma carte il y a …………
“Цветочная поляна”.
Оснащение: мешок с флагами государств.
Играющие команды достают флаг и называют по-французски цвета флага.
“Странное дерево”.
Оснащение: дерево, на котором растут фрукты, овощи и т. д.
Каждый ученик подходит к дереву,
снимает плод, на котором написано задание.
Выполнение задания даёт очко команде (ученику).
Выигрывает тот, кто выполнит большее количество
заданий.
Например: Ta mre veut prparer une tarte aux pomme. Qu’
est-ce que tu dois acheter pour la prparer ? Ton petit frre va l’ cole pour la premiиre fois. Qu’
est-ce que tu mets dans son cartable ?
“Остров предлогов”.
Оснащение: на листе ватмана написаны предложения (в виде волн на море), в которых отсутствуют предлоги; в центре — остров с предлогами.
Выигрывает та команда (ученик), которая правильно расставила большее количество предлогов.
“Самый быстрый”.
Оснащение: лист ватмана, где нарисованы(написаны) слова по теме “Еда”.
Команды получают задание: одна должна обвести картинки (слова), употребляющиеся с частичным артиклем женского рода, другая — мужского рода. Не выделенными останутся картинки (слова), употребляющиеся с другими артиклями.
“Игра в мяч”.
Оснащение: мяч.
Ведущий (учитель) жребием определяет команду, которая начинает игру, и отдаёт ей мяч. Член команды называет прилагательное в мужском роде и бросает мяч одному из членов другой команды. Поймав мяч, тот должен назвать предложенное прилагательное в женском роде. Ведущий следит за ходом игры, начисляя очки за правильные ответы.
Игра на знание спряжения глаголов.
Оснащение: листы ватмана с глаголами либо местоимениями.
На ватмане выписываются выборочно проспряжённые глаголы без местоимений либо местоимения без проспряжённых глаголов. На доске вывешиваются листы, которые команды должны заполнить.
“Аукцион”.
Оснащение: 3-4 открытки (фото) с достопримечательностями Франции (Парижа, Москвы, других городов), портретами писателей (учёных) или репродукциями картин.
Побеждает тот, кто скажет больше фраз
по выбранной теме или кто скажет последнюю фразу.
Как уже говорилось выше, учитель может провести в
игровой форме итоговый урок по определённой
теме. После изучения алфавита или цифр уместно
организовать смотр знаний.
“Кто в тереме живёт?”.
Оснащение: два терема, за которыми спрятаны буквы.
Участники вытягивают из окна буквы, называют их. После этого из уже собранных букв участники составляют слова.
“Назови соседей” .
Оснащение: шкатулка с буквами.
Доставая из шкатулки буквы, участники называют её соседей. Если задание выполнено правильно, буква остаётся у участника. Побеждает тот, кто наберёт большее количество букв.
“Дырявый мешок”.
Оснащение: ватман, на котором нарисован мешок. В нём алфавит, где отсутствуют несколько букв.
Побеждает тот, кто первым назовёт выпавшие из мешка буквы.
“Алфавит дружбы”.
Оснащение: нет.
Участникам игры предлагается вспомнить имена (французские и русские), начинающиеся на буквы алфавита. Побеждает тот, кто вспомнит больше имён.
Игра на внимание и знание алфавита.
Оснащение: каждый участник получает листок с четырьмя фразами. Лишь одна из них содержит все буквы алфавита.
Выигрывает тот, кто первым назовёт номер фразы.
- Du wagon, on voyait les mouettes qui faisaient d’ stranges bonds.
- Elles aimaient couter des disques de jazz avant de s’ endormir.
- Servez ce wisky aux petits juges blonds qui fument.
- Swann tira d’ un sac un pli et y inscrivit son nom en zig-zag.
“Море цифр”.
Оснащение: листы ватмана с цифрами от 0 до…….
Эту игру можно проводить и индивидуально. В таком случае каждый получает карточку с цифрами. Задача состоит в том, чтобы соединить линиями две соседние цифры, которые при этом проговариваются. В результате такого соединения получается рисунок. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.
“Cколько лет этому человеку?”.
Оснащение: рисунок математического человека, где вместо частей тела нарисованы цифры.
Надо найти все цифры, сложить их и определить возраст человека, назвав его по-французски.
“Назови номер телефона”.
Оснащение: шкатулка с номерами телефонов.
Из шкатулки вынимают карточку с номером телефона и по-французски называют его.