Районный клуб "Росток" учителей начальных классов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Местонахождение: г.Среднеколымск, Среднеколымский улус, Республика Саха (Якутия).

Расстояние до Якутска:

  • водным путем – 2684 км;
  • наземным путем – 3940 км;
  • воздушным путем – 1485 км.

Название клуба: “Росток”.

Эмблема: на фоне земного шара на ладошках зеленый росток, символизирующий и растущего ребенка, и учителя, растущего до педагогической деятельности.

Девиз: “Человек, обученный основательно, есть дерево растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды” Я.А.Коменский.

Песня: (по мотиву песни “Надежда” А.Пахмутовой).

Вместе с ребятишками растем,
Учимся, смеемся, злимся, плачем
Но лишь рядом с ними мы живем,
Рядом с ними ищем мы удачу.
Молоды душой учителя,
Молодостью их улыбки светят,
Вместе собрались мы здесь не зря –
Нас объединила любовь к детям.

ПРИПЕВ:

Пусть будет счастливым “Росток”
И корни здоровые пустит.
И пусть превратится в цветок
Надежный, большой и цветущий.

Клуб “Росток” - это добровольная массовая общественная организация, объединяющая учителей начального образования, деятельность которого направлена на обновление учебной воспитательной и методической работы, повышение общественного престижа учителя, развития, распространения и защиту ППО, при этом источником развития является практический, интеллектуальный и нравственный опыт самого ПЕДАГОГА.

Наши образовательные учреждения объединяются в трех улусных клубах: это – клуб “Эврика” творчески работающих учителей школ П и Ш ступеней, который функционирует вот уже 14 лет (я была первым президентом и одним из организаторов клуба “Эврика”). Для работников ДОУ 12-й год успешно работает клуб “Садовница”. И их “младшим братом”, связывающим звеном является наш клуб учителей начальных классов “Росток”, которому исполняется 5 лет.

ЦЕЛЬ работы клуба – непрерывное продолжение образования, способствующего творческому развитию педагогической практики. Для профессии учителя непрерывное образование всегда актуально, так как учитель остается учителем до тех пор, пока сам учится. Работой клуба руководит совет клуба, под общим руководством методиста по начальному образованию.

Профессия учителя начальных классов – это профессия, требующая всесторонне развитой личности. Учитель начальных классов – это и математик, это и русовед, это и знаток родного языка, это и историк, географ, биолог и т.д. И счастливы, умны те дети, у которых есть рядом учитель-всезнающий Большой ребенок, чем-то похожий на Шалву Александровича Амонашвили.

У нас каждый учитель начальных классов на виду: здесь и диагностические карты, прохождение курсов, награждение, самообразование, результаты работы по годам, в каких методических или воспитательных вопросах затрудняется, каким опытом работы может поделиться, повышение категории УПД и т.д.

В Уставе клуба “Росток” четко указаны права и обязанности членов клуба и какой деятельностью должен заниматься совет Клуба. За эти годы мы создали книжный фонд клуба, телефонотеку 12 записанных видеокассет, фотографирование мероприятий, апробированы многие педагогические идеи, собраны и распространены по школам методические указания и опыт работы учителей. Учителя щедро делятся не только своими идеями, но и расстаются с ними на педагогической ярмарке, “продавая” их своим коллегам.

Пятый год работает улусный клуб “Росток” учителей начальных классов.

Основное направление работы клуба “Росток” – это самообразование. Из докладов по самообразованию составлены и выпущены два печатных материала: математический сборник и второй сборник “Улэлиэххэ, уорэниэххэ учугэй да5аны…”, куда вошли работы учителей и учащихся начальных классов. Работают выставки рисунков, прикладного искусства и фоторабот учителей и учащихся, каждый год работает учительская гостиная “Колымские встречи”. В гостиной учимся говорить комплименты, готовим поделки способом оригами, комментируем новости с МО начальных классов школ, района, проводим педагогические бенефисы, сочиняем стихи, частушки, делимся школьными приколами самих учителей и учащихся. Лучшие фотоработы напечатаны в журнале “Начальная школа”, а о трехлетней работе клуба “Росток” - в журнале “Народное образование Якутии”.

По трем направлениям проводили улусный заочный конкурс: по методическим разработкам внеклассных мероприятий и нестандартных и интегрированных уроков, творчеству учителей: эссе, стихам, частушкам. Приняли участие все школы, подведен итог конкурса. Самой талантливой учительницей-победительницей конкурса стала ветеран педагогического труда, Отличник народного просвещения РФ, Созонова Валентина Алексеевна.

Валентина Алексеевна выпустила свой сборник методических разработок, куда вошли авторская программа по ИЗО, методические разработки по математике, русскому языку, литературно-художественные композиции, сценарии тематических праздников, стихи, песни и частушки сочиненные самой учительницей, лекции и доклады по ЗОЖ и работе с родителями.

Участие в конкурсе – это один из путей повышения квалификации. Конкурс проводится строго по положению. Все конкурсанты выполняют домашнее задание: готовят визитку, телепрограмму, описание одного урока и самоанализ этого урока, сочинения и рисунки учащихся на тему “Портрет моего учителя”.

В улусном центре прошел П этап конкурса по двум направлениям:

  1. В конкурсной шоу-программе учительницы представили визитку, показали или рассказали о своем хобби, решили педагогические ситуации, рассказали и показали приколы из школьной жизни;
  2. Учителя показали свое педагогическое мастерство и знание методикик преподавания, проведя конкурсный урок в классах школы 1 ступени и национальных классах Среднеколымской средней школы, прочитали доклады по самообразованию, впервые соревновались по риторике “Моя педагогическая философия”, интересной была пристендовая защита проекта “Школа будущего”, провели содержательные мини-уроки по пяти темам конкурса. Впервые учителя-конкурсанты показали свое знание по педагогике и методике путем тестирования. Грамотность конкурсантов определялась написанием диктанта, текст которого был взят из книги Януша Корчака “Право на уважение”.

По итогам улусного конкурса учителей 1 место заняла Шадрина Олимпиада Александровна – учительница СШ 1 ступени, П место Кондакова Евдокия Семеновна (Хатыннахская СШ), Ш место Софронова Екатерина Иннокентьевна (Среднеколымская СШ нац.классы). Хочется отметить интересные творческие работы Шадриной О.А. – защита проекта “Школа будущего”, доклад по самообразованию “Год работы по учебнику Петерсон”, открытый урок математики в 1 классе и мини-урок на тему: “Этикетные жанры и слова вежливости”.Кондакова Е.С. и Софронова Е.И. своими выступлениями, уроками показали, что методы воспитания детей младшего школьного возраста основаны на принципах сохранения здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Так, Екатерина Иннокентьевна свое выступление по риторике связала с народной педагогикой, а доклад – это литературное творчество самой учительницы “Аах, айыс, туЬан”. Шадрина Л.В. всех удивила фантазией и кропотливой работой над карнавальными костюмами. Сочинения и рисунки учащихся о своих учителях – это их признание в любви к ним.

Во П конкурсе под названием "Я - Учитель" приняли участие молодые учителя. Этим мы хотели поднять престиж молодого учителя, выявить и обобщить их способности и талант и возможность раскрытия коммуникативных качеств. Задания конкурса были чуть изменены, внесены дополнения, потому что участвовали молодые учителя начальных классов: домашнее сочинение на тему: “Учитель-творец судьбы человека” по В.А.Сухомлинскому, мини-уроки провели в нетрадиционной форме, на “трибуне молодого учителя” учителя-конкурсанты подготовили педагогическое эссе на тему “Мой ХХ1 век…”. А в шоу программе визитка (“Ах какой я студенткой была…, ох какой я учительницей буду…”), хобби (“Покажи что ты умеешь, и я скажу что умеют твои ученики”), “приколы” школьной жизни, решения педагогических ситуаций. Кроме традиционных видов конкурса показали учительскую моду в 5-ти названиях: деловая, вечерняя, спортивно-походная, национальная, авангардная.

После упорного, трехдневного состязания на улусном конкурсе учителей начальных классов “Я-учитель…” победительницей стала Слепцова Наталья Юрьевна – учительница Среднеколымской школы 1 ступени, она награждена лентой победителя, дипломом и сертификатом, денежной премией, и ей присвоена 1 категория УПД. Она же победила в номинациях “Сердце отдаю детям” и “Самый интересный человек”. Также награждены соответствующими дипломами, сертификатами и денежной премией победители в номинациях:

  • “Творчество” – Кудрина Маргарита Николаевна – учительница Хатыннахской средней школы;
  • “Традиции и новаторство” – Громова Евдокия Васильевна – учительница Эбяхской средней школы;
  • “Вдохновение и артистизм” – Кондакова Маргарита Васильевна – учительница Алазейской средней школы.

В прошлые времена профессиональное мастерство учитель повышал через каждые пять лет, главным образом, курсовым методом. А сейчас, в современных трудных социально-экономических условиях, курсы проходят по 1–3 учителя начальных классов. Поэтому мы стараемся услышанное и увиденное на курсах довести до каждого учителя на семинарах, в занятиях клуба “Росток”.

Так выступили, поделились опытом учителя-курсантки Кондакова Маргарита Ивановна (Сылгы–Ыытарская СШ), Горохова Галина Яковлевна ўОйусардахская СШ), Шадрина Олимпиада Александровна (СШ 1 ступени), Шадрина Елена Егоровна (Налимская СШ), Носова Альбина Николаевна (Алазейская СШ), Винокурова Мария Саввична (Алеко-Кюельская СШ).

Наши учителя стараются перенять новое, прогрессивное в своей работе, преодолевая очень много трудностей: начиная с прохождения плановых курсов, кончая обеспечением учебными пособиями и учебниками. Сказываются отдаленность школ, трудная транспортная схема, непомерно высокая стоимость авиабилетов на самолет и вертолет.

Казалось, что чуть-чуть изменен характер обучения, но эти изменения весьма важны – они формируют у школьников мотив их деятельности. Так, Среднеколымская школа 1 ступени (дир.Кузьмина К.М. – Отличник РС (Я), зам.дир.УМР Шадрина О.А.– Отличник РС (Я)) работает по современному обучению по программе “Школа–2000” и “школа–2100”, в Налимской средней школе Шадрина Е.Е. – “Отличник образования РС (Я)” работает по той же программе “Школа–2100” и еще участвуют в федеральном эксперименте, как контрольный класс. В Сылгы–Ыытарской школе учитель Тарасова Р.Н. –“Отличник образования РС (Я)” учит детей по развивающей системе Л.В.Занкова. В Березовской средней школе все начальные классы проходили республиканский эксперимент по этнопедагогике. Алеко-Кюельская средняя школа (дир.Томский А.А.) утверждена федеральной экспериментальной школой от РС (Я) по совершенствованию структуры и содержанию общего образования, и с 1 класса (учитель Винокурова В.Г. – Отличник народного просвещения РФ) ведет этот эксперимент и прошла установочный обучающий курс-семинар по проведению мониторинга хода и результатов федерального эксперимента.

В школах района учителя начальных классах постепенно готовятся, проходят курсы, участвуют на улусных семинарах, изучают литературу для того, чтобы перейти на наиболее эффективные современные технологии обучения. Не ради погони за новыми учебными предметами или модными технологиями, а для того, чтобы помочь ребенку с помощью учебной деятельности пробудить готовность и желание к образованию, умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя или самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

Для того, чтобы выявить знания, мы уже третий год проводим предметную олимпиаду по трем основным предметам, конкурс “Ученик года” и в марте-месяце победители принимают участие в республиканской дистанционной олимпиаде. Такие олимпиады и конкурсы, их итог и результат помогают учителям найти свои ошибки, отметить содержание непрерывного образования своих учеников, рождают новые идеи и планы.

Отдельно проводим районный шахматный фестиваль для младших школьников. В работе клуба участвуют учителя: молодые – со студенческой скамьи и старшее поколение – ветераны, умудренные опытом. Настроение всегда приподнятое, так как все имеют возможность высказаться, поделиться своими находками.

2003 год был обьявлен годом начального образования – годом Преемственности. И этот год завершен республиканским педагогическим фестивалем “Исток–2”. Под эгидой этого фестиваля были проведены республиканские конкурсы: “Начальная школа–2003”, методических разработок, видеоуроков по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, дистанционная олимпиада учащихся начальных классов, методическое чтение “Модернизация системы начального образования в целях развития личности младшего школьника”, республиканская заочная дистанционная олимпиада учителей начальных классов, пристендовая защита “Модернизация структуры и содержания начального образования”, научно-практическая конференция “Современные проблемы изучения родного языка в национальных школах”, а также проводились педагогические мастерские.

Год начального образования – год Преемственности мы начали семинаром учителей I и II ступеней, воспитателей и методиста на базе Налимской средней школы с участием педагогического коллектива детского сада “Кэскил” по теме: “Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт”. На этом семинаре учителя получили домашнее задание – участие в республиканских конкурсах.

И по итогам республиканских конкурсов работы наших учителей отмечены республиканским сертификатом и рекомендованы к распространению через печатное издание:

  • Сборник “Ґлэлиэххэ, µірэниэххэ µчµгэй да±аны...” – это наш второй плановый сборник, где включены работы учителей и учащихся начальных классов, участвующих в улусных конкурсах учителей начальных классов “Я – учитель…” и “Лучший ученик года”. Здесь приведены педагогические эссе на темы: “Моя педагогическая философия” и “Мой XXI век”; учительское сочинение “Учитель – творец судьбы человека” по В.А.Сухомлинскому, описание уроков и внеклассных мероприятий, методические разработки, поступившие на педчтение и сочинения – творчество учащихся начальных классов.
  • Методические разработки учительницы национальных классов Среднеколымской средней школы Созоновой Валентины Алексеевны – 1 категория, образование высшее, Отличник народного просвещения РФ.
  • Сборник “Билиигэ уґуйуу – оло±ум анала”, где из многочисленных работ учителя включены: программа по ИЗО для 1 класса (интегрированный курс), тексты зрительных диктантов на русском и якутском языках, описание уроков и внеклассных мероприятий, музыкально-литературные композиции, беседы и лекции на воспитательные темы, устный журнал “России славный сын” (к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова), тексты и музыка песен, сочиненных самой Валентиной Алексеевной и многочисленные грамоты и сертификаты, подтверждающие педагогический талант учителя.
  • Урок-лекция “Солнце русской поэзии”, посвященный 200-летию со дня А.С.Пушкина.
    • Горохова Галина Яковлевна – учитель Ойусардахской средней школы имени С.Н.Горохова, Отличник образования Республики Саха –Якутия, авторская программа по ЗОЖ “Доруобай, чіл буоларга дьулус”. С этой программой учительница выступила на педчтениях и провела Мастер-класс в Среднеколымской школе 1 ступени. Программа основана на терапии Су Джок, описанной корейским ученым Пак Чжэ Ву.
    • Бандерова Валерианна Васильевна – учитель начальных классов Налимской средней школы. Она разработала собственную программу по окружающему миру обучения и воспитания учащихся начальных классов сельских школ в летнее время. Проработав 4 года по этой программе, учительница доказала, что младшие школьники лучше развиваются, изменяется в лучшую сторону отношение родителей, а программный материал правильно организует педагогический процесс.
    • Имеева Виктория Ивановна – учитель начальных классов Берёзовской национальной средней школы. Образование – высшее. Она ставила перед собой задачу: сделать уроки эвенского языка интересным, занимательным и любимым предметом для каждого ребенка. И Виктория Ивановна выбрала самое эффективное средство – дидактические игры.
    • Слепцова Марфа Иванеовна – учитель начальных классов Хатыннахской средней школы. Доклад – разработка Марфы Ивановны является итогом кропотливой исследовательской работы. В её докладе можно найти не только то, в чем заключается ценность рыбных блюд, но и рецепты их приготовления (23 рецепта), а также способы хранения рыбы, рыбацкое снаряжение, известные случаи из жизни рыбаков, топонимика Колымского улуса, виды рыб, обитающих на озёрах и реках нашего края. И это всё – в начальных классах! Её работу можно использовать на уроках обслуживающего труда и на факультативных занятиях.
    • Софронова Екатерина Иннокентьевна – учитель национальных классов Среднеколымской средней школы. Отличник образования Республики Саха-Якутия. Заняла III место в республиканской дистанционной олимпиаде по предметному блоку и награждена Грамотой Министерства образования Республики Саха-Якутия.

Работа клуба “Росток” распространена в форме “Педагогической мастерской” на Фестивале педагогических идей “Исток–2”, посвященном 100-летию известного методиста Н.В.Егорова и отмечена сертификатом МО РС(Я) и ИПКРО.

По итогам года Преемственности учитель Налимской средней школы Бандерова Валерианна Васильевна награждена Почетной Грамотой МО РС(Я), методист Слепцова Екатерина Петровна – знаком “Учитель учителей”.

Итог многолетней работы педагогического коллектива Среднеколымской школы 1 ступени (директор Кузьмина Колымана Макаровна – Отличник образования РС(Я): заместители директора по учебно-методической работе Шадрина О.А. – Отличник образования РС(Я), Березкина А.А. – Отличник образования РС(Я), диплом 1 степени МО РС(Я) и ИПКРО за 1 место в республиканском смотре “Начальная школа 2003”. И в подтверждение этих республиканских сертификатов приказом начальника Среднеколымского УУО Третьяковой А.И. учителя награждены денежной премией, школа 1 ступени – тумбой, а клуб “Росток” 1 коробкой бумаги А-4. И всё это – признание неутомимой работы наших учителей начальных классов!.

Будущее нашего клуба перспективное. Благодаря действиям и плановой работы клуба растут наши учителя: каждый год повышается категория УПД, распространяется их передовой педагогический опыт, изучаются методы и приемы новых технологий.

Екатерина Петровна Слепцова –

Методист по начальному образованию

Среднеколымского районного методического Центра,

Отличник народного просвещения РФ.

Домашний адрес: 678790

Республика Саха (Якутия)

г.Среднеколымск

ул. Степанова-Ламутского 18 “а”, кв 1.