Реквизиты:
Левая часть сцены. Изображение избы; иллюстрации с изображением печи, каравая, видов изб; балалайка, ложки, трещотка (на стене); лавка с подзорами, изображение печи; стол, скатерти вышитые, крынки, утюги, ухваты, кочерга, чугунок, самовар, дорожки самотканные, подушечки кружевные; гребень, рубель; иконы на фоне вышитого полотенца.
Правая часть сцены.
Круглый стол с казахским орнаментом, казахская посуда, сундук, ковёр, решётки юрты (в углу), на них ковёр, ленты, шкурка лисы, домбра; виды казахских узоров на стенах, изображение видов юрт; надпись:
" Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего.
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего".
Используются национальные костюмы казахского и русского народов.
Музыкальное оформление:
– музыкальная зарисовка " Русский напев", "Степь" Курмангазы, коллекция из караоке: " В низенькой светёлке", "Под крышей дома своего".
Видеозапись: виды уголков природы (степь, озёра, леса, горы, луг).
ЗАРАНЕЕ ПРОВОДИТСЯ ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКий МУЗЕй.
Тема: "Жилище".
Ведущий 1:
– Здравствуйте, дорогие друзья! Все мы знаем, что 2003 год был объявлен годом Казахстана в России. И чем дальше во времени отодвигается от нас тот торжественный момент, когда в Москве два президента, Казахстана и России, объявили год Казахстана в России, тем яснее становится, что тема дружбы и согласия поистине неисчерпаема. Подтверждением тому служит факт, что 2004 год объявлен годом Казахстана в России.
В наших странах, особенно в приграничье, люди прекрасно знают друг о друге, с удовольствием отмечают общие праздники, ездят в гости друг к другу.
Ведущий 2:
Да, ребята, Казахстан – это наша Родина, наш общий дом. Но у каждого человека есть и свой дом. Он может быть маленьким или большим, просторным или тесным, но это ваш дом. И когда у Вас будет свой дом, научитесь любить его.
Музыка " В низенькой светёлке".
Ведущий 2: Посмотрите на свой дом. Действительно ли Вам нравится в нём жить? Тепло ли Вам? Уютно ли? Пусть загорается в нём свет тепла, здоровья, счастья и взаимопонимания.
– Ну, с чего же всё начиналось?
Русский человек заходил в избу, а казах – в юрту.
Давайте потихоньку заглянем в крестьянскую избу. Посмотрите, ребята, все жилища, а в частности изба, представляют собой соединение трёх космических сил. Вы спросите, что это за силы?
– Небо
– Внутренний мир
– Земля.
Окна – это глаза. Образ коня на крыше – это солнце, символ света и тепла.
Итак, возьмёмся за ручку двери и откроем избу.
Ведущий 1: – Но, подождите, нам сейчас очень пригодятся Ваши воспоминания об экскурсии. Готовы?
Галя (девушка в национальном русском костюме с поклоном):
– Милости просим, люди добрые!
Как известно, в крестьянской избе всего одна комната. А главное место занимает у нас печь - добродетель матушка.
ВОПРОС: Почему печь называют добродетель – матушка?
Дети: Обогревает, кормит, усыпляет – это добро.
Ведущий 2: Ребята, печь – это какое-то таинство, чудодействие. Сейчас Вы должны вспомнить особенности приготовления пищи в русской печи, т.е. какое – это чудодействие.
Ребята: Еда в печи томилась, т.е. не кипела, не бурлила. При этом все витамины сохранялись. Еда была вкусной, питательной.
Галя: В современном обществе я видела много приборов: миксеры, тостеры, микроволновые печи. А что стоит возле моей печи?
Дети: Ухват, лопата, кочерга.
ПОКАЗ ПОСУДЫ.
Галя: Мой любимый чугунок, какие щи в нём томятся. А этот кувшинчик я сама расписала; что видела за окном, то и нарисовала. У меня ещё есть много крынок, они со сметаной и маслом в погребах стоят.
Лиза: Когда гости приходили, они проходили к священному месту.
Ведущий 1: Вопрос: что это за место и что в нём можно увидеть?
Дети: Здесь были лики святых, которым поклонялись крестьяне. Образа были украшены цветами и вышитым полотенцем, и висела лампадка. (Лиза показывает).
Ведущий 1: Кого ещё усаживали у священного места, это было как благословение в торжественный день?
Ребята: Жениха и невесту благословляли на счастливую, крепкую жизнь, усаживая близ " красного угла".
Посмотрите, ребята, вокруг стоят деревянные лавки, стол, стены в избе тоже из дерева.
Ведущий 2: Дерево на протяжении всей жизни сопровождало человека – это верный спутник человека. Дерево очень долго обрабатывалось и готовилось хозяином заранее. (Идёт демонстрация экспонатов из музея: лопата, гребень, рубель.)
Звучит "Русский напев". Девушки вышивают.
Мальчик-казах: (бежит с приветствием гостей, звучит " Степь" Курмангазы.)
Денис: С радостью приглашаю Вас в юрту.
Только что я вместе с друзьями, родственниками поставили юрту. В начале установили кереге, плотно связав их, чтобы эти стены не упали, а потом подняли шанырак.
Ведущий 2: Итак, что обозначает слово " шанырак"?
Дети: Это верхняя часть юрты, обозначает "дом", "очаг", "семья". Сделан шанырак из дерева и устанавливается в центре юрты.
Ведущий 2: Основная часть юрты, шанырак, передавался от отца к сыну.
Денис: Сейчас холодает, мы обтянули юрту тёплым войлоком – киизом. Ну, что ж, хочу показать Вам свою юрту изнутри. Добро пожаловать!.
Люба, девушка в национальной казахской одежде:
Проходите, гости, в нашу юрту. Посмотрите, в юрте на стенах висят ковры – тускиизы. А на полу, чтобы не было холодно, лежат текемет и алаша – дорожки ручной работы. В юрте справа женская половина, слева мужская. Так уж заведено предками.
Ведущий 1: Вспомните, ребята, что находится в женской половине юрты?
Дети: Одежда, украшения, посуда.
Люба: Какая посуда мне нужна будет для встречи гостей?
Дети:
посуда для молока;
кесе – пиала;
ожау – поварёшка;
деревянная чашка.
большое блюдо.
Ведущий 2: Посмотрите, вся посуда была деревянная. Почему?
Дети: Потому что дерево было дешёвым и доступным материалом и при частых переездах не разбивалось.
Ведущий 1: Кесе или пиала. Форма открытая, удобная. Чем же удобна форма?
Дети: Горячие напитки при такой обширной площади быстрее охлаждаются – знания из физики. Я пила из пиалы, действительно очень удобная форма посуды.
Ведущий 2: Какой у Вас красивый сундук!
Надя: Сундук с одеялами и подушками – абдыра. Он украшен узорами. (Название казахских узоров).
Посуда, одежда, ковры, украшения...
Какой основной узор мы используем в оформлении этих предметов?
Дети: Узор " бараний рог" - это изображение рогов барана.
Ведущий 1: Ещё использовались орнаменты, которые напоминали:
– бутон цветка
– крыло птицы
– бабочку
– копыто
– кость
– горбы верблюда.
Денис: А какой джигит с малых лет не мечтает об охоте!
Ребята: А в музее мы видели большого беркута, обучённого охоте на животных. Беркут жил в юрте вместе с людьми.
Ведущий 2: Экскурсия представила нам огромную коллекцию уникальных предметов мужской половины – мужской части юрты. Что это за предметы?
Дети: камча (плеть)
обувь – (етык – сапог)
масі – женская обувь, женская одежда – камзолы, шапан – халат, кожаные изделия; пояса, куйлек – рубашка, сумки.
Люба : Шай дайын (чай готов).
Галя: А вот и стол наш накрыт, просим к столу.
Лиза: Так протянем же руки дружбы и сядем все за общий стол.
Люба: Цвети Земля,
Живи страна,
И люди улыбнитесь!
ДЕТИ БЕРУТСЯ ЗА РУКИ, ВЫНОСЯТ КАРАВАЙ, КОНФЕТЫ, БАУРСАКИ.
Музыка " Под крышей дома твоего” (исполняется песня).
Люба: Пусть наша чашка чая усиливает дух народов, смягчает сердце, удалит усталость, пробудит мысль, и широко распахнутся два крыла нашей дружбы!