В своей работе с учащимися 5-6 классов я
использую методику МПИ-проекта, возглавляемую
Э.Г.Гельфман. Целью этой работы является развитие
у детей интереса к математике, привлечение ребят
к нестандартному восприятию учебного материала.
Ведь многие считают математику наукой сухой,
скучной, очень точной и неинтересной. В рамках
этой методики мною разработаны ряд
нестандартных уроков с элементами театрализации,
с привлечением ребят к сценическому искусству,
познанию своих возможностей, а вместе с тем к
изучению математики. На дополнительных занятиях
ребята через игровые моменты знакомились с
интересными математическими фактами, учились
владеть своим телом, мимикой, жестом, овладевали
диалогом, монологом, общением друг с другом.
Ребята становятся более уверенными в себе,
раскованными в общении со сверстниками и
взрослыми, учатся слушать и слышать друг друга,
овладевают методикой работы по изучению
различных вопросов мини-группами.
Вашему вниманию представляю один из
нестандартных уроков с элементами
театрализации. Этот урок является обобщающим по
теме “Положительные и отрицательные числа”, он
был проведен в четырех классах, причем для
каждого класса свои артисты. Герои книги
МПИ-проекта “Положительные и отрицательные
числа в театре Буратино” прощаются с учащимися,
предлагая свои задачи. В зависимости от
характера героя и места его в книге, задачи имеют
своеобразную определенную направленность. У
Тортилы исторические задачи, у Тюбика –
связанные с рисунками и чертежами, у Винтика –
технические, у Мальвины – чисто программные, у
Буратино – с отысканием ошибок и неточностей.
Вес каждой задачи определен ее цветом (красный,
синий, зеленый) и количеством баллов за
правильное решение. В наборе у каждого героя
несколько заданий различной степени трудности.
Поэтому у ребят появляется право выбора героя и
сложности задания. Дух соревнования между
группами и свобода выбора позволяют обобщить и
повторить максимальный объем материала.
Класс делится на 4 группы. С каждой группой
работают сказочные герои, участвующие в
театральном действии, но не предлагающие свои
задачи: Пьеро, Карабас-Барабас, Дуремар, Тортила.
Они подсчитывают количество баллов, набранных
группой. В конце урока подводится итог и
награждение группы победительницы. Руководящую
роль на уроке берет на себя тетушка
Тортила-учитель.
Предлагаю сценарий театрализованного урока и образцы заданий, предлагаемые героями.
Действующие лица:
Тортила,
Буратино,
Мальвина,
Пьеро,
Тюбик,
Шпунтик,
Черепашенок,
Карабас-Барабас,
Дуремар.
Сцена 1.
Входят Карабас-Барабас и Дуремар. В центре лежат книги.
Дуремар: Вот, синьор Карабас-Барабас, вот эти книги (показывает). Буратино…
Карабас-Барабас (перебивая): К черту книги, к черту Буратино! Н-ненавижу! Зачем мы здесь?
Дуремар: Но, синьор, у Вас есть прекрасная возможность отомстить скверному Буратино и его отвратительной компании. Эти книги им нужны для изучения чисел.
Карабас-Барабас: К черту-дьяволу числа! Я о них не имею никакого понятия!
Дуремар: И не нужно, и не нужно! Важно, чтобы и Буратино не знал, а то попадет на праздник и чего доброго, победит там и получит приз.
Карабас-Барабас: Этому не бывать, тысяча чертей! Забираю книги!
Забирают книги и убегают.
Сцена 2.
Входят Буратино, Мальвина, Тюбик, Шпунтик и Пьеро.
Буратино: Ну, вот мы и на празднике. Как здесь хорошо, весело, уютно. Ну, где же книги, которые нам оставила тетушка Тортила? Она их так хвалила!
Тюбик (оглядываясь): Я их не вижу.
Шпунтик (обходя вокруг): Да, нет в поле зрения.
Мальвина: Я знаю! Это проделки злого Карабаса-Барабаса и его приспешника Дуремара. Вот!
Пьеро:
Обойди Земли ты половину,
Но разумней не найдешь Мальвины!
Буратино (махнув рукой): Опять начал! А как же быть, как мы получим приз без этих книг?
Входят тетушка Тортила вместе с Черепашенком.
Тортила: Буратино! Милые человечки! А разве вы не заметили здесь своих друзей? Как известно еще в древности, друзья помогают в трудную минуту.
Черепашенок: А вы, ребята, поможете нашим героям? (Ответ учащихся) Тогда начнем!
Пьеро:
Пляшут числа на стене
Очень интересно мне.
Минус-плюс, плюс-минус, плюс
Хороши ль они на вкус?
Нет, я есть их не хочу,
Я их лучше изучу!
Мальвина (подходит к Пьеро): Да, ты будешь только изучать, а ребята о них уже все знают.
Сцена 3.
Те же действующие лица.
Черепашенок: Каждой группе мы выдаем пропуск.
Шпунтик: В него вы должны будете вносить свои ответы в соответствующие клеточки.
Тюбик: Если вы согласны, на вопрос отвечаете “Да”, то ставите значок “+”. Если вы не согласны и на вопрос отвечаете “Нет”, то ставите “ - ”.
Тортила: Только не торопитесь, будьте внимательны, отвечая на вопросы наших героев, и слушайте друг друга.
Мальвина: Для ответа на каждый блиц- вопрос дается одна минута.
Пьеро:
Дурака, дружище, не валяй,
А в примерах знак определяй!
Тортила: Но прежде, вспомните, какие числа натуральные, а какие целые. (Дается одна минута на обсуждение) Вспомнили? Отлично, тогда в путь!
Мальвина: Вопрос первый. Может ли сумма двух отрицательных чисел быть числом натуральным?
Тюбик: Вопрос второй. Может ли произведение двух отрицательных чисел быть числом отрицательным?
Буратино: Вопрос третий. Может ли сумма двух целых чисел быть равной одному из слагаемых?
Пьеро: Вопрос четвертый. Может ли произведение двух целых положительных чисел быть равным нулю?
Шпунтик: Вопрос пятый. Может ли произведение двух целых чисел быть равным нулю?
Тортила: Вопрос шестой. Возможно ли, что модули двух чисел равны, но эти числа не равны между собой?
Мальвина: Вопрос седьмой. Возможно ли модуль первого числа больше модуля второго, но первое числа меньше второго?
Черепашенок: Вопрос восьмой. Верно ли, что противоположное число всегда меньше самого числа?
Тюбик: Вопрос девятый. Верно ли, что - а всегда есть отрицательное число?
Пьеро: Вопрос десятый. Верно ли, что а = - а, если, а 0?
Тортила: Молодцы! Как быстро вы справились! И, похоже, все правильно. Отдавайте ваши пропуска Черепашенку и ждите.
Тортила проверяет ответы учащихся в пропусках и определяет очередность старта групп.
Буратино: По этим пропускам вы попадаете на праздник. И может вам повезет, и вы получите приз, но для этого вы должны постараться.
Мальвина: Ну, хватит держать ребят в неведении. Теперь маленькие человечки приглашают вас показать свои знания и решить их задачи.
Пьеро: Будьте внимательны! Задачи у нас разные, в каждой своя изюминка.
Буратино: У меня задачи необычные, но просто решаются. (Проходит к своему столику.)
Тюбик: В моих задачках вам придется чертить или работать по чертежу. (Проходит к своему столику.)
Шпунтик: У меня все нужно потрогать руками, понять. (Проходит к своему столику.)
Мальвина: При решении моих задач, вы покажете свои логические навыки. (Проходит к своему столику.)
Черепашенок: Мои задачи, то есть задачи тетушки Тортилы, не простые, а исторические, как и сама тетушка. (Проходит к своему столику.)
Пьеро: Вы все разбежались, а самого главного не сказали. Задачи-то у вас все разноцветные: те, что зеленые – это простые, которые синие – эти посложнее, а красные – это уже совсем сложные и их решение дается не каждому.
Тортила: Итак, внимание Вы выбираете себе героя и у него одну задачу. Решаете ее группой и ответ представляете герою.
Во время слов тетушки Тортилы незаметно входят Карабас-Барабас и Дуремар и вступают в разговор.
Дуремар: Если ваш ответ верный, то вам дают жетон цвета задачи, не потеряйте его.
Карабас-Барабас (грозно): А если ответ неправильный, то жетона не дают!
Пьеро (все время прячась за спиной у тетушки , с опаской поглядывая на Карабаса): Но вы можете еще раз попробовать решить эту же задачу или же взять другую задачу у этого героя или перейти к тому, у кого есть задачи.
Дуремар (ехидно): По сигналу вашей любимой тетушки сдаете жетоны, и геройчики подводят итоги.
Буратино (выскакивая из-за стола): Подождите минуточку! Кто-то обещал приз?
Тортила: Ну, до этого, милый мой Буратино, надо еще дожить. А сейчас по вашим пропускам объявляю очередность входа на праздник и героя, который будет с вами работать. Первой группе помогает Карабас-Барабас, второй группе – Дуремар, третьей группе – Черепашонок, а четвертой группе сама тетушка. В добрый путь вам, милые друзья!
Образцы заданий.
Задачи Тюбика.
1. Цвет зеленый, 4 балла.
Укажи на рисунке начало отсчета 0, единичный отрезок и положительное направление оси.
2. Цвет синий, 8 баллов.
Заполни таблицу:
Значение разности |
Взаимное расположение точек на числовой оси | Сравнение чисел a и b |
-12 > -15 |
||
a - (-2) < 0 |
||
a - 5 > 0 |
Задачи Шпунтика.
1. Цвет зеленый, 5 баллов
Найдите среднюю дневную температуру за неделю:
Понедельник ;
Вторник ;
Среда ;
Четверг ;
Пятница ;
Суббота ;
Воскресенье .
2. Цвет синий, 7 баллов.
Запишите выражение для вычисления периметров фигур, изображенных на рисунках:
3. Цвет красный, 15 баллов.
Если вам необходимо назвать температуру,
измеренную по шкале Фаренгейта, а у вас под рукой
термометр со шкалой Цельсия, то поступите
следующим образом:
Умножьте число градусов Цельсия на 1,8 и прибавьте
32 градуса, т.е. найдите значение выражения:
;
- показание термометра по Цельсию.
Сколько градусов должен показать градусник со шкалой Фаренгейта, если:
а) = 0;
б) = -20;
в) = 20;
г) = 100;
д) = -100;
е) = 450.
Задачи Буратино.
1. Цвет зеленый, 5 баллов.
Найдите ошибки в ответах к уравнениям:
а) x – 8 = 3;
б) -x + 2 = -6;
в) ;
г) 2x = -43;
д) -70x = 14;
е) 35 : x = 7.
Ответы: а) 11; б) 4; в) 7; г) 21,5; д) -5; е) -5.
2. Цвет синий, 8 баллов.
Найдите значение выражения: при a = - 4 и a = 4.
3. Цвет красный, 10 баллов.
Найдите число, если про него известно, что:
1. Оно больше –15 и меньше 3;
2. Число ему противоположное, больше 8 и меньше 12;
3. Модуль этого числа – число нечетное;
4. Расстояние от точки, соответствующей этому
числу на числовой оси, до начала отсчета больше 10.
Задачи Мальвины.
1. Цвет зеленый, 5 баллов.
Заполни пропуски:
а) 15a + 5a = …a;
б) -18b - 4b = -22…;
в) 75a + … a = -a;
г) 5a + … + 7a = 14a;
д) … + 2b - … + 3a = -2a - b.
2. Цвет синий, 6 баллов.
Решите уравнение:
3. Цвет красный, 8 баллов.
Заполни пропуски:
А) a < b, если разность a - b…0;
Б) a > b, если разность a - b…0;
В) a = b, если разность a - b…0;
Г) a - b…0, если a > b;
Д) a - b = 0, если a … b;
Е) a - b < 0, если a…b.
4. Цвет красный, 10 баллов.
Запиши число:
1. Модуль которого совпадает с самим числом.
2. Модуль которого является числом, противоположным записанному.
3. Модуль которого совпадает и с самим числом, и с числом, ему противоположным.
4. Модуль которого на 2 больше самого числа.
5. Модуль которого на 2 меньше самого числа.
Задачи Тортилы.
1. Цвет красный, 10 баллов.
Объясните, пожалуйста, правило “чжень-фу”, взятого из древнейшего трактата китайских математиков “Математика в девяти книгах”:
“Если разного названия, то вычитается,
если одинакового названия, прибавляется,
если положительное без пары, то становится положительным,
если отрицательное без пары, то становится отрицательным”.
2 - 4. Цвет зеленый, три задачи по 5 баллов.
Знакомые из истории фразы:
- “Пифагор жил в VI веке до нашей эры”.
- “Русь находилась под игом монголо-татар в течении XIII-XV веков нашей эры”.
- “Олимпиада в Москве состоялась в 1980 году”.
Эти даты отмечены на шкале времени:
Ответьте на вопросы:
1. Кто жил раньше: Пифагор или Архимед, если
Архимед жил в 287-212 гг. до нашей эры?
2. Сколько лет жил Архимед?
3.Каким математическим знаком можно заменить
слова: “до нашей эры”, “нашей эры”?
4. Каким числом можно заменить год “Рождества
Христова”?
5. Римский император Август жил с 63 года до нашей
эры по 14 год нашей эры. В каком возрасте умер
император?