Цель занятия:
– познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции, сформировать яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю;
– способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
Опережающее домашнее задание: прочитать доступный материал об Олимпийских играх, приготовить иллюстрации, разбиться на команды по 5-6 человек.
Этапы игрового занятия:
I. Вводная часть
А) Учитель рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
Б) По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и гора Олимп).
Учитель или один из учеников знакомят класс с версиями об основателях Олимпийских игр:
А) Очистив необычайно грязный скотный двор царя Элиды Авгия , Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
Б) Другой миф связывает начало Олимпийских соревнований с именем Пелопа, победителя коварного Эномая (об их поединке ученики прочитают в учебнике А. А. Вигасина и др. "История древнего мира." С. 144-145). Когда Пелоп умер, его похоронили неподалеку от Элиды, в долине реки Алфей, там, где в неё впадает ручей Кладей. В дальнейшем у могилы героя стали регулярно устраивать состязания атлетов и скачки на колесницах, которые со временем и превратились в самый знаменитый празник Древней Эллады.
Учитель напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчёркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:
А) Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры?
Б) Сколько лет прошло между первыми и на сегодня последними Олимпийскими играми?
В) Сколько игр могло пройти за это время, если бы славная традиция не нарушалась?
Г) Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в годы реформы Солона? В год законов Дракона? (и т.п.)
Д) Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились?
Е) В 708 г. до н. э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счёту играх это произошло?
(Аналогичные задания: в 688 г. до н. э. введён кулачный бой, в 680 г. до н. э. – состязания на колесницах.)
Учитель рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием или в эвристической беседе вводит основные понятия темы: атлет, гимнасий, ипподром, олимпионик, палестра, панкратий, пятиборье, стадий, стадион и др.
В заключение проводится жеребьёвка команд и карточек-заданий.
II. Подготовка команд к
“выступлениям” по карточке-заданию
Ребята
могут распределить задание между собой и
выполнять его микрогруппами. Все четыре задания
однотипны, различаются конкретным
фактологическим материалом, поэтому можно
предложить такие варианты каждого:
Задание 1: На контурной карте “Древняя
Греция и греческие колонии” отметьте место
проведения Олимпийских игр и свой город, откуда
ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на
карте маршрут вашего путешествия и словами
опишите его (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия,
г. Кирена, г. Милет).
Задание 2: Выcчитайте, в каких Олимпийских играх вы
принимаете участие, если ваши соревнования
проходят в (200 г., 148 г., 100 г., 72 г.) по
древнегреческому календарю.
Задание 3: Выбирайте бога/богиню – покровителя
вашего города и команды. Объясните выбор.
Составьте текст клятвы и произнесите её хором в
день открытия Олимпийских игр.
Задание 4: Расскажите об одном дне соревнований,
когда проходили (варианты: состязания в беге и в
прыжках в длину; состязания в метании копья и
диска; панкратий; заезды колесниц) и отличившихся
атлетах. Кто из вашей команды стал олимпиоником в
этом виде программы? (Придумайте ему имя.)
III. Игра
Учитель
открывает её торжественными словами: “Священный
мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на
море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”
- Представление команд-участников происходит на основе заданий № 1и 2.
- “Олимпийские игры, открываются. В первый день приносятся жертвы богам и даются клятвы у алтарей”. Команды по очереди озвучивают задание № 3.
- “На следующий день и ещё два дня идут соревнования в определённых видах спорта”. Команды рассказывают и, возможно, показывают те виды состязаний, к которым готовились заранее (задание № 4).
- “В последний, пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель) выкрикивает имена олимпиоников, участники и зрители приветствуют их словами: “Слава победителю!” Глашатaй с годостью сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине.”Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устраивают в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители могут быть выбраны на высшие государственные должности, им будут предоставлены почётные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будет кормить за общественный счет. Поэтому Греция прославляет атлетов в стихах, а их фигуры высекут из мрамора и отольют из бронзы”.
В заключение можно привести курьёзные факты из истории Олимпийских игр и женских спортивных праздников.
Сохранить высокий эмоциональный настрой поможет творческое домашнее задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь олимпийского героя.
Кроме учебника рекомендуется литература:
- Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся. Под. ред. А.И.Немировского. М.,1981
- Энциклопедия для детей: Всемирная история. т.1