Интегрированное занятие "Автоматизация звука [с] в словах"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Цели:

  1. Автоматизировать звук [с] в словах;
  2. Дать первоначальные сведения о признаках класса Рыбы;
  3. Развивать умения и формировать навыки нахождения главных слов в предложении, деления слов на слоги и определения ударного слога в слове;
  4. Расширять словарный запас;
  5. Рассмотреть вопросы охраны рыбных богатств;
  6. Совершенствовать способность к переключению внимания, становлению понятийного аппарата и основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
  7. Развивать произвольность психической деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Артикуляционная гимнастика на звук [с] .

Логопед: Давай выясним с тобой, каких животных относят к рыбам.

После беседы делается вывод о том, что к рыбам относят животных, живущих в воде, имеющих чешую, плавники, дышащих жабрами, размножающихся икрой.

Логопед: А можно ли отнести к рыбам кита? У кита нет чешуи, дышит он лёгкими, у него рождаются живые детёныши и кит кормит их молоком. Вывод: кит не относится к рыбам.

II. Работа над автоматизацией звука [c].

Вниманию ребёнка предлагается набор картинок с изображениями рыб в названии которых есть звук [с] . Ученик повторяет за логопедом названия рыб.

Перед ребёнком кладутся четыре карточки на которых написано: на первой – море, на второй – пресная вода, на третьей – аквариум, на четвёртой – проходные (она кладётся надписью вниз). Ребёнок с помощью логопеда распределяет представленных ранее рыб под соответствующие надписи. Оставшихся рыб (лосось) положить под четвёртую карточку, пока не объясняя смысла слова “проходные”, да и само слово пока не демонстрируется. Названия рыб 1, 2, 3 групп произносится с чётким проговариванием звука [c].

Логопед: Образуй от слова море слово, которое будет отвечать на вопрос какие? Рыбы какие?

Ученик: Морские.

Логопед: Образуй слова, отвечающие на вопрос какие? От слов аквариум и пресная вода.

Ученик: Аквариумные, пресноводные.

Логопед: Обрати внимание на четвёртую группу рыб. Эти рыбы живут в море, а икру метать приходят в реки. Таких рыб называют проходными (переворачивается карточка с названием “проходные”). Какой вопрос ты поставишь к слову проходные?

Ученик: Рыбы какие? Проходные. Слово проходные отвечает на вопрос какие?

Логопед: В настоящее время из-за того, что улов рыбы вёлся в больших размерах, некоторые виды рыб почти исчезли. Приходится прилагать много усилий по восстановлению рыбных богатств. Это особенно касается таких рыб как стерлядь, лосось и некоторые другие.

Логопед: Составь предложение со словом скат.

Ученик: Большой скат зарывается в песок.

Логопед: Найди главные слова в этом предложении.

Ученик: Речь идёт о скате. Скат живой. Поэтому спросим кто? Скат. Скат что делает? Зарывается. Главные слова – скат и зарывается.

Логопед: Найди в этом предложении слово, которое отвечает на вопрос какой?

Ученик: На вопрос какой? отвечает слово большой.

Логопед: Посмотри на картинки с рыбами внимательно. Подбери к каждой слово, отвечающее на вопрос какая? или какой?

Ученик: Скат какой? Плоский. Скалярия какая? Красивая. Скумбрия какая? Быстрая и т.д.

Логопед: Поставь ударение в названиях рыб.

Ученик: Находит ударную гласную, ставит знак ударения.

Логопед: Название каждой рыбы ты должен разбить на слоги и выделить слог в котором находится звук [c].

Ученик: Скалярия, звук [с] находится в слоге ска. (В том же плане рассматриваются остальные названия рыб).

III. Итог занятия.

Логопед: Сегодня мы занимались автоматизацией звука [с], а кроме этого знакомились с рыбами. Что нового ты узнал о рыбах?

Ученик: Рыбы бывают морские, пресноводные, аквариумные и проходные. У рыб есть плавники, жабры, чешуя. Маленькие рыбки появляются из икры.