НЕ. Чуковский. Муха-Цокотуха или практическое руководство к действию

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Все мы занимаемся обобщением опыта своей работы и как учителя, и как классные руководители. Так уж получается, что обобщать опыт учебной работы всегда гораздо проще, чем опыт работы классного руководителя (и опыт воспитательной работы вообще). Это связано с тем, что воспитательная работа плотно связана с индивидуальными особенностями каждого ученика, ежедневно жизнь вносит в нее свои коррективы, ежедневно выдвигаются все новые и новые задачи.

Обычно, если встает вопрос об обобщении опыта работы учителя или классного руководителя, мы ссылаемся на то, что у нас не хватает на это времени. Чтобы облегчить свой труд, учителя и классные руководители часто обращаются к опыту работы своих коллег.

Практически каждый из нас – классный руководитель. И все мы одним из пунктов воспитательной работы ставим работу по сплочению классного коллектива, улучшению межличностных отношений. Особенно это актуально, когда мы берем новый класс. Хорошо, если это уже организованный коллектив. А если нет? Тогда перед нами встают вопросы: как сделать класс дружным? Как выявить лидера и выбрать актив? Как сделать так, чтобы проявились доселе скрытые возможности каждого ученика?

Многие из нас в своей практике широко применяют коллективные творческие дела. Обычно дети с удовольствием принимают в них участие. Я хочу предложить вашему вниманию сказку, которая уже проверена временем – ей около 15 лет. У детей любого возраста она вызывала интерес.

Это КТД направлено на сплочение коллектива, выявление лидера и активных детей, развитие творческих способностей ребят.

По типу – это большое творческое дело, по форме – театрализованная постановка

Может проводиться для 5–10 классов, количество участников – весь класс.

Если основной целью вы ставите выявление лидера и сплочение коллектива, то оптимальные сроки проведения КТД – до конца осенних каникул, если же основная цель – сплочение коллектива и выявление творческих способностей, то можно подготовить сказку к 1 апреля или к Новому году.

При подготовке КТД важно уделить внимание следующим оргмоментам:

  • Реклама сказки
  • Подготовка пригласительных билетов и афиш
  • Подготовка декораций и костюмов
  • Создание архива фото- и видеоматериалов от первых шагов подготовки и до заключительного этапа.

Кроме этого нужно четко фиксировать сроки сдачи отдельных составляющих. Например, элементы декораций подготовить к 1 октября, костюмы – к 10 октября и т.д., генеральная репетиция – 20 октября, текущие репетиции – по средам и субботам с 16 до 17.

Примечание: время для выступления желательно подобрать так, чтобы могли присутствовать и родители – самые благодарные зрители. Зачастую к сказке готовится не только ребенок, но и вся его семья, что также способствует улучшению взаимоотношений в семье. После представления можно устроить чаепитие.

Главную афишу можно сделать в виде коллажа, в котором используются фотографии детей, участвующих в представлении.

Обязательно в афише называются дети, готовящие декорации, но не играющие на сцене.

НЕ. Чуковский

МухаЦокотуха.

Действующие лица:

Автор
Муха–Цокотуха
Паучок–Мужичок
Комарик (желательно худенький и невысокий мальчик)
Тараканы
Блошки
Жуки нескольких видов
Пчела
Подруга пчелы
Бабочки–красавицы
Кузнечик
Стрекоза
Светлячки
Продавец ларька

Массовка на аллее

Сцена 1.

Аллея, по которой туда-сюда снуют жучки-червячки. Играет тихая музыка. Справа стоит ларек, в котором продается все – от газет до булочек. Периодически там кто-то что-то покупает. Медленно прогуливаясь, слева появляется Муха.

Автор:

Муха, Муха–Цокотуха,
Позолоченное ухо,
Проходя через аллею,
Набрела на лотерею…
Замечталась ненадолго

Муха (мечтательно):

- Может, выиграю “Волгу”?

Автор:

Подошла к киоску Муха
Наша Муха–Цокотуха.
Купила парочку газет…

Муха:

- Ах ты, батюшки,
Спасите!
Это ж надо, помогите!

Автор:

Словно став ногой на мину
Муха вскрикнула:

Муха:

- Машина!
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу
Угощу, угощу
Не помилую!

Сцена 2.

Дом Мухи. Большой стол, который ломится от яств; лавки для гостей. Муха у двери (справа) встречает приходящих гостей.

Автор:

Приходили к мухе блошки
На кривых и тонких ножках,
Все с очками на носу,
Есть сухую колбасу.
Приходили тараканы–
Вышибалы и буяны.
Приходили и жуки–
Металлисты–шутники.
Да цепями все гремели,
Что давали, то и ели.
А потом пришла пчела
И подругу привела.
Прикрываясь самоваром,
Много ели – все ведь даром.
Бабочки–красавицы
Кушали варенье.
Очень им понравилось это угощенье.
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок да скок,
Скок да скок –
Съел все булки под шумок.
Гости к Мухе заходили,
Всё болтали ели, пили…
И собрались в гости здесь
Все любители поесть!
Слышит Муха – в дверь звонок.
Подбежала,
глядь в глазок,
А за дверью Паучок –
Неизвестный мужичок.
Элегантный, смотрит франтом,
В галстуке и с дипломатом.
Муха так и обомлела,
Задрожала, побелела,
Нежной ручкой повела,
Двери – щелк – и отперла.
Паучок глядит невинно:

Паучок:

- Что справляешь? Именины?
Или свадьбу не дай бог?
Нет? Так я у ваших ног!

Автор:

Муха сбивчиво в ответ:

Муха:

- Просто я нашла билет.
И теперь всех угощаю –
Я машину получаю.
Гости радуются тут
И чаек с вареньем пьют.

Автор:

Паучок сказал в ответ:

Паучок (властно):

- Покажи мне тот билет.

Автор:

Посмотрел, сказал:

Паучок (восхищенно):

- Ну вот!
Финансы пустим в оборот!!!
Деньги будут в руки плыть,
Можно в банк их положить,
А накопим, так потом
Купим дачу, “Волгу”, дом!

Автор:

Что же Муха? Достает
Свой билет и отдает
В руки полосатому
Пауку лохматому…
Паучок билет свернул,
Грубо муху оттолкнул,
Взял билет, повел плечом,
Шасть – и скрылся за углом.

Муха:

- Ах, предатель, ах злодей!
Помогите же скорей…

Автор:

Но куда-то гости скрылись,
Как под землю провалились!
Лишь торчит из-под дивана
Тонкий усик таракана,
Да торчит из утюга
Чья-то тощая нога.

Муха (в отчаянье):

- Эй вы, гости. Где же вы???
Стыдно, в самом деле,
Притворяться вам, червям,
Трубками в коктейле.

(тащит стрекозу)

Лезть в розетку брось стараться
Стрекоза, там 220!
Кто там в трубочке сидит?
Вижу-вижу, свет горит.
Это вы там, светлячки,
Каратисты–смельчаки?
Что-то вот не слышу я
Ваше грозное, кийя!

Автор:

Время все идет–идет,
Наша Муха слезы льет…

(на сцене появляется Комарик, у него за спиной – Паучок в наручниках)

Вдруг, откуда ни возьмись,
Маленький комарик!
Он с повязкой на руке,
У него фонарик!
Только кто там прячется,
Жмется и ребячится
За спиной аршинной
Мощной комариной?

Муха (кричит на Паучка):

- Что, допрыгался, злодей,
Вымогатель, бармалей!
Будешь, изверг, будешь знать,
Как на женщин нападать!

Автор:

А комарик между тем
Мухе в глазки поглядел
И сказал он ей учтиво:

Комарик:

- Вы – красавица на диво.
Что же сделалось со мной?
Станьте вы моей женой!”

Автор:

Муха милая смутилась
И, конечно, согласилась.
Тут как будто дождь закапал –
Гости стали падать на пол.

Кто-то из гостей:

- Эй, ребята, не скучать –
Будем свадьбу отмечать!!!

Автор:

Комар с мухой под венец
Тут и сказочке…

Все вместе: “Конец!”