Применение метода проектов по теме: "Обработка древесины"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Тема: Творческий проект.

Цель: Методическая помощь учителям предмета “Технология” и руководителям кружков по художественной обработке древесины

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества. Занимаясь на протяжении многих лет различными видами технического творчества, мне пришлось использовать неоднократно этот метод для осуществления высоких педагогических целей воспитания творчества у учащихся. Совместно с учениками мной разработано и изготовлено более двадцати различных изделий из древесины. Используя свою технологию обработки древесины, проекты выполнены по принципу усложнения от простого варианта к более сложному варианту. Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить ребят способам обработки древесины, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

Тарелочка "Солнышко" /6-й класс/

Одной из первых работ, изготовленных в нашей школьной мастерской, была декоративная тарелочка, которую мы назвали "Солнышко". Она состоит из двух основных элементов: основания, выточенного на токарном станке, и тонких планок, полученных путем распиловки с помощью дисковой пилы с мелким зубом. Толщина планки от 1 до 2 миллиметров. Планки устанавливаются в канавку в основании и закрепляются клеем ПВА.Между собой они переплетаются толстой суровой нитью или шпагатом. При сборке лучше применять шаблон в виде клина. Для установки нити в планках делаются наклонные пропилы (рис. № 1).

Рис. 1

Рис. 1

Этот объект труда интересен тем, что может иметь много различных вариантов. Все зависит от творческой фантазии авторов. При выполнении проекта прослеживается пять основных компонентов:

1. формулировка задачи;

2. набор первоначальных идей;

3. проработка идеи;

4. изготовление изделия;

5. испытание и оценка изделия (рис. № 2).

Рис. 2     Рис. 2

Рис. 2

Учащимся предлагается поработать над формой, содержанием, различными вариантами оформления изделия. Это может быть многоярусная тарелочка в виде "елочки"; планки могут иметь сложную криволинейную форму; переплетение можно выполнить по другому рисунку и т.д. Это изделие требует минимальных затрат материала, используются отходы древесины. Художественное оформление работы может быть самым разным: роспись краскам, выжигание, переплетение цветным шпагатом.(рис. № 3).

Рис. 3     Рис. 3

Рис. 3

Деревянные кружева под потолком /7-й класс/

Особенность тонких деревянных планок светиться мягким теплым светом вблизи от лампочки, натолкнуло на идею изготовления светильников различных форм и конструкций. Нечто подобное мы уже встречали в книге Г. Федотова "Волшебный мир дерева". Основываясь на этом материале разработали первый светильник "Тюльпан". Для работы над изделием необходимо заготовить материал - сосновый брусок с размерами 300х40х250 и еще березовый кругляк диаметром 70 мм, длиной150 мм. Светильник состоит из двух основных деталей: основания, и тонкой планки с криволинейным контуром. Вначале на токарном станке вытачиваем основание, оно имеет форму полуэллипса по внешнему контуру. При обработке вершину эллипса следует располагать к патрону станка. Последовательгость обработки следующая: протачивание цилиндрической поверхности до диаметра 70 мм; затем получение криволинейной поверхности / желательно использовать шаблон/; сверление сквозного отверстия диаметром 8-10 мм; протачивание фаски под углом 45 градусов; прорезание канавки шириной равной толщине планок и глубиной 8-10 мм.Для последней операции необходимо изготовить из тонкого напильника отрезной резец и боковые стороны его заточить по тодщине планок. На криволинейную поверхность можно нанести узор. Используя для этого метод выжигания поясков с пмощью куска проволоки или тонкой полоски твердой древесины. Также производится полировка поверхности с помощью бруска из твердой древесины.Причем эти две операции очень эффектны и вызывают восторг у учащихся (рис. № 4).

Рис. 4

Рис. 4

Вторым этапом работы над светильнтком является изготовление планок абажура. Для этого на боковой стороне соснового бруска наносится рисунок декоративной планки. Затем подбираются сверла по диаметру отверстий, и производится сверление сквозных отверстий на всю ширину бруска. При этом необходимо следить за вертикальностью сверления / иначе рисунок будет смещен в сторону/. Следующая операция - обработка криволинейного контура. Это делается путем пропиливания прорезей по впадинам новым полотном ножовкой по металлу. А затем дорабатывается широкой стамеской и напильниками соответствующего профиля.

При обработке обратить внимание на симметричность бокового профиля относительно осевой линии. Теперь необходимо распилить брусок на тонкие планки толщиной 0,8-1 мм.Это можно выполнить на кругопильном станке типа "ФПШ" дисковойпилой с мелким зубом. Брусок распиливается по волокнам.Это довольно сложная операция и выполняется учителем. Полученные планки затем шлифуют (рис. № 5, рис. № 6).

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Сборка светильника осуществляется путем установки планок в прорезь основания, скрепления их между собой с помощью клея ПВА. Планки защемляются бельевыми прищепками на время сборки. Кострукция напоминает веер. Все изделие покрывается лаком. Затем монтируется электрический патрон под лампочку. Шнур светильника закрывается "косточками" / как на старых деревянных счетах/, имеющих различную форму. Эти элементы также вытачиваются на станке. Закончить оформление можно установкой на шнур декоративной тарелочки, "розеточки", закрывающей отверстие в потолке. При включении светильника на потолке отразится причудливый рисунок напоминающий кружева.

"Тюльпан" хорошо дополняет интерьер кухни, веранды, лоджии, беседки и т. д. Используя технологию распиливания бруска на тонкие планки были выполнены проекты: Липовая птица с сосновыми крыльями . "Птица Счастья" /8-й класс/ (рис. № 7);

Рис. 8

Рис. 7

"Бра" (рис. № 8); "Люстра на деревянных цепях" /9-й класс/ (рис. № 9);

Рис. 9

Рис. 8

Рис. 10

Рис. 9

" Глухарь на ветке" /9-й класс/ (рис. 10). При выполнении данных проектов прослеживается значительная роль художественно- эстетической деятельности в обучении технологии с позиций развития творческого потенциала школьников. Творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее успешно выстроить жизненную траекторию личности.

Рис. 11

Рис. 10