Банковские деньги. 7-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экономика

Класс: 7


Открытый урок по экономике для 7 класса.

Тема урока – банковские деньги.

Данная тема входит в блок уроков “Банки”:

1 ур. - “Банки”

2 ур. - “Банковские деньги”

3 ур. - “Невидимые деньги”

4 ур. - “Электронные деньги”

5 ур. - “Банк и кредитование”

Цель урока: рассмотреть главную функцию банка – кредитование, а также заменители денег, которые использовались в банковской практике до XX века.

Понятия: Номинал, чек, банковская “порча” монет, расписка, банкнота, золотой запас, эмиссия, закон Грэшема.

ХОД УРОКА.

I.Опрос домашнего задания.

    Заполните схемы № 1, 2, 3.

    Схема № 1.

    1

    Схема № 2.

    2

    Схема № 3.

    3

II.Новый материал.

“Как в Росси появились банки” - выступление ученика 5 мин.

Так сложилось, что с глубочайшей древности рядом живут два вида денег

4

и у них общий предок товарные деньги.

Какими свойствами должен был обладать товар-посредник:

  • хорошей делимостью;
  • компактностью;
  • хорошей сохраняемостью.

5

Историки полагают, что именно выпуск таких не государственных, а банковских денег, подтолкнул жителей Лидийского царства начать в VII в. до н.э. выпуск единой общенациональной монеты – уже знакомого нам статера.

Подхваченная всеми цивилизованными странами идея чеканки государственных металлических монет, на многие века лишила частные деньги главенствующей роли. Но они не исчезли.

6

Деньги имеют номинальную и реальную стоимость. Пример:

10 руб.(ном.ст.) – 2 кг. сахара (реал.ст.)

10 руб.(реал.ст.) – 1,8 кг. сахара (ном.ст.)

Номинал – количество единиц местных денег, которое объединяет в себя монета или иной денежный знак (10 руб., 100 руб., 100 долларов).

Реальная стоимость – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за определенную сумму.

Поэтому по мере возможности, люди пытались найти надежные деньги, кроме того, возить и носить с собой крупные суммы в обычных монетах было неудобно: и весили они немало, и лишиться их было очень просто – на базарах промышляли воры-карманники, а на караванных путях купцов поджидали разбойники.

И тогда древние банкиры начали изобретать денежный инструмент, которым можно было бы платить не хуже, чем обычными монетами, но который был бы при этом избавлен от их недостатков. Они воспользовались великим изобретением – первой в истории письменностью (клиновидным письмом) – и стали выписывать своим клиентам банковские расписки.

Банковские расписки – частные деньги. Это документ о приеме на хранение определенного количества золота. Расписка действительна при наличии подписи или оттиска печати владельца золота, сданного банкиру.

Удобства пользования банковской распиской: безопасно; удобно перевозить; полномочный представитель золота.

Недостатки банковской расписки: выписывается на весь объем золота, сданного на хранение, потому, если покупаемый товар стоит дешевле, расписка “не работает”, и наоборот; нельзя разделить расписку.

Более совершенные виды:

Чек – письменное указание банку от владельца хранившихся там ценностей выдать предъявителю чека часть этих ценностей. Общая сумма выписанных денег не должна превышать общую сумму хранящегося там золота.

Удобство – возможность оплатить товар любой стоимости.

Недостатки – угрозой или шантажом можно заставить владельца выписать чек на любую сумму.

Банкнота – денежный документ, выпущенный банком.

Гарантирует владельцу право получения в банке определенной суммы монет (или золота). Основой использования банкнот является доверие людей к банкам.

Банкнота должна быть “подкреплена” авторитетом государства или банка.

Деньги – символический инструмент хозяйственной деятельности.

7

Эмиссия денег – это выпуск в обращение денежных знаков стандартной формы.

8

Если эти два правила не выполняются, то начинает выполняться закон Грэшема.

  • Закон Грэшема.

“Плохие” деньги всегда вытесняют из обращения “хорошие”.

9

III.Закрепление материала.

Выступление учащегося:

“Как банкир Данглар платил за цыпленка”

Вопросы:

  1. Виды государственных денег?
  2. Чем отличаются реальная и номинальная стоимости? 20 руб. - ? 10 кг. по 2 рубля - ?

Где реальная, а где номинальная стоимость?

IV.Домашнее задание.

Стр. 87-91. Ответить на вопросы на стр. 91. “История и современная организация хозяйственной деятельности”.