Цели и задачи урока:
- выяснить условия жизни знатных египтян;
- определить отношение фараона к вельможам;
- учить детей приемам самостоятельной работы.
Оборудование:
- карта “Передняя Азия и Древний Восток”;
- схема “Обязанности вельможи в Египте”;
- картина “В доме знатного египтянина” (рисовали дети);
- раздаточный материал (задачи на счет лет, памятки по решению задач, образцы правильного решения задач, двойные листки с копировальной бумагой для написания исторического диктанта).
ХОД УРОКА
Учитель:
– Какую большую тему мы изучаем? (Древний
Египет.)
– Что вы уже узнали о нем на прошлых двух уроках?
(Географическое положение, природные условия,
образование государства в Египте в 3000 году до н.э.
во главе с фараоном; как жили и работали
земледельцы и ремесленники.)
– Сейчас мы проведем самостоятельную работу. К
ней вы готовились вчера на самоподготовке. Она
будет состоять из исторического диктанта и
решения задач.
– Скажите, для чего мы пишем исторический
диктант? (Чтобы проверить знание терминов)
– Для чего мы решаем задачи? (Чтобы проверить
себя и уметь правильно определять счет лет в
истории).
– Вы будете работать следующим образом: ИВАНОВ,
ПЕТРОВ, СИДОРОВ, будут решать задачи; остальные –
писать исторический диктант.
– Вам я раздаю памятки по решению задач и сами
задачи, вы должны выбрать, какие из них вы будете
решать ( на “3”, на “4”, на “5” ) и выполнить
решение в тетрадях.
– Остальным напоминаю, как пишется исторический
диктант.
Исторический диктант.
Запись на доске:
- Шадуф
- Вельможи
- Налоги
- Гробница
- Фараон
- Дельта
- Мемфис
- Государство
- Каналы
- Средиземное море
Учитель:
- Правитель Египта
- Специальные приспособления для поднятия воды
- Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д.
- Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов
- Знатные люди
- Столица Египта
- Водоем, в который впадает река Нил
- Специальные канавы, по которым вода поступает на поля
- Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну
- Место захоронения знатных египтян
Правильная цепочка: 5, 1, 8, 6, 2, 7, 10, 9, 3, 4
Далее дети выполняют самостоятельную работу.
У тех, кто решал задачи, идет самопроверка
(учитель раздает карточки с образцами решения
задач). Кто писал исторический диктант, один
листок с копиркой отдают учителю, второй
оставляют себе и делают взаимопроверку, меняясь
листками с соседом по парте. Критерии оценок и
правильная цепочка цифр в историческом диктанте
заранее записываются на доске (правильная
цепочка прикрыта).
После самопроверки и взаимопроверки учитель
спрашивает, какие оценки были поставлены, и
делает краткий анализ.
Учитель: Вы неплохо поработали, и кое-что вы уже хорошо знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Поэтому сейчас в тетрадях запишите число, тему урока “Жизнь египетского вельможи”. Внимательно посмотрите на тему урока, подумайте и скажите, о чем можно узнать в этой теме?
Дети говорят, учитель подводит итог: Итак, вы можете сегодня узнать (записывает на доске):
- в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались,
- чем занимались вельможи,
- как фараон относился к вельможам.
Учитель: Представьте себя стоящими перед толстыми и высокими стенами с каменными воротами…
(Далее см. журнал ПИШ №4 за 1996 г. – с.19-20, при рассказе используется картина, нарисованная детьми “В доме знатного египтянина”.)
После рассказа учитель задает вопрос: Сравните условия жизни простых египтян, земледельцев и ремесленников, и знатных египтян – вельмож.
Дети отвечают.
Учитель: Итак, вы узнали, в каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались и даже, как они развлекались. Но. Оказывается, они не только развлекались, но и работали на службе у фараона. Об этом вы узнаете из учебника. Ваша цель будет не только узнать о службе вельмож, но и учиться составлять вопросы по тексту. Откройте §8, пункты 2 и 3, стр. 41-42. (Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира., М., “Просвещение”, 1993.) I ряд будет работать по пункту 2: прочитать и задать друг другу вопрос; если сосед ответит неправильно, объяснить ему правильный ответ. Оцените ответ. II ряд – прочитать пункт 3, придумать вопрос, написать его на бумаге и прикрепить к карте: на долину Нила – на 1-й порог Нила – на столицу Египта – на оазис – на дельту Нила.
Дети работают самостоятельно с учебником, потом идет проверка.
Учитель задает контрольный вопрос по пункту 2: Какую работу выполнял вельможа?
Дети отвечают, учитель показывает схему:
Дети еще раз повторяют по схеме. Далее дети выходят к карте, снимают прикрепленные вопросы и отвечают на них.
Подводится итог: чей вопрос был лучшим?
Учитель задает контрольный вопрос: Как фараон относился к вельможе?
Учитель: Несмотря на то, что условия жизни знатных египтян были несравнимо лучше, чем земледельцев и ремесленников, но наступал момент, когда и вельможа умирал. ИВАНОВ подготовил сообщение “Как хоронили знатного египтянина” (Из дополнительной литературы). Прослушайте сообщение и скажите, какие новые слова (термины) вы узнали из рассказа Руслана (Бальзамировать – пропитывать специальными веществами, мумия – обработанный особым образом труп, саркофаг – гроб.)
Учитель: Итак, сегодня вы узнали… (На доске.) Сейчас я проверю, что вы запомнили на уроке.
Игра “Да” или “Нет”.
Учитель: Я утверждаю, что…
- Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
- Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
- Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
- Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
- Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
- Вельможа не работал. (Нет.)
- Вельможа носил много украшений. (Да.)
- Фараон считал вельмож своими слугами. (Да.)
Домашнее задание: § 8, вопросы 1, 2, 3.