Раздел: Преподавание русского языка.
Тема: Род имен существительных.
Цели:
- Повторить морфологические признаки имен существительных (род, число, падеж).
- Обучить правильному употреблению в речи тех существительных, при определении рода которых нарушаются нормы литературного языка.
- Воспитать чувство ответственности за соблюдением норм, правил русского языка.
Оборудование: Колпачки
для 2-х существительных и “рода”, “числа” и
падежа”.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок-путешествие.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
I. Постановка цели урока.
Запятайкин, ты проказник!
Не приходишь даже в праздник
Как ты мог совсем пропасть?
Я хочу к тебе попасть!
Они получались неудачные. Я вчера готовилась к урокам, мне было очень скучно, и в своей тетради я написала:
На доске: Я больше не могу без моего друга Запятайкина потому что без него скучно.
И вдруг в тетради появилась запятая, которая превратилась в друга Запятайкина. Он всплеснул руками и спросил, какую же ошибку я допустила ?
- Найдите мою ошибку. (Отсутствует запятая).
- Какое слово является сигналом и кричит, что с него начинается новая часть предложения?
Мы отправляемся в путешествие на лодке, которая называется “Море слов”.
Первый остров, к которому мы причалим – “Существительное”.
Чтобы не было неожиданностей, мы с вами должны вспомнить все, что знаем о существительном.
/ Учитель помогает учащимся сформулировать цель урока /.
II. Подготовительный этап.
На берегу нас ожидает рыцарь-стражник, который пропустит вас если вы с трех попыток угадаете пароль.
1.Приведите примеры существительных.
2.Назовите признаки существительного.
3.Вопросы существительного. Кто? Что?
Стражник позволил нам пройти на остров, где живут жители “существительные”.
- Чем они похожи ?
- Какое есть общее увлечение ? / Г.З. /
- Чем они занимаются и увлекаются ?
Об этом нам расскажут 2 существительных./ 2 учащихся поют песенку /.
1 уч.
Мы очень любим называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь сами мы – ответы!
2 уч.
Вопросы эти “Что?” и “Кто?”
Без них не может жить никто.
А кто на них дает ответ
Тот называет вам предмет.
III. Изучение нового материала.
- В этой стране очень много тайн и секретов. На этом острове живут три старца. У каждого на голове шапочки, на них горящие буквы “Р”, “Ч”, “П”.
- Угадайте, кто они ? А они позволят вам войти во дворец, где узнаете много интересного.
- Что означают эти буквы ?
- Верно, ребята!
Дверцы открылись и встретился нам паучок, который предлагает разгадать загадку:
Моя загадка о существительных,
Об их обычаях удивительных.
Пусть хоть кто-нибудь догадается,
Как большинство из них изменяются!
- Как изменяются существительные ?
1 вариант ответа
(Р.Ч.П.) Старец с буквой “Р”: Ох, ребята, что вы наделали. Я во всем люблю постоянство. Запомните! Я не изменяюсь, на меня можно положиться. (стол, столиха, столихо). |
2 вариант ответа
(Ч.П.) Молодцы! Я никогда вас не брошу в беде и никогда не изменюсь. |
Я прощаю вам обиду, если вы не сделаете больше ошибок. Давайте проверим, умеете ли вы держать свое слово.
Вывод:
- Как изменяются существительные ?
- На какие вопросы отвечают ?
IV. Закрепление.
Работа с учебником. Упр. 484, стр. 202.Задание: укажите род существительного. Распределите по столбикам.
1.м.р., 2. ж.р., 3. ср.р.
2.Вам нужно подняться по волшебной лестнице с помощью 3 волшебных столбиков.
М.р. |
Ж.р. |
Ср.р. |
Железнодорожный
путь |
Городская
молодежь |
Сильное
впечатление |
- Какие волшебные слова помогли подняться по лестнице ?/Она, оно, он /.
- Мудрый старец познакомит вас с другим приятелем в шапочке с буквой “Ч” при условии, что вы выполните 3 задания:
- Упр. 485. (Один ученик у доски).Поставить глаголы в прошедшее время.
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени ?
Пример:
Небо голубело – ср.р.
Молодежь пела – ж.р.
Картофель зазеленел_ – м.р.
Солнце село – ср.р.
Яблоко зрело – ср.р.
Полотенце висело. Как проверим гласную в корне ?
- Проверка знаний (в виде перфокарты или “змейки”).
- Записать слова только среднего рода. Помните о
волшебных словах.
Гнев, ярость, бешенство, дорога, путь, направление, вид, картина, зрелище, инструкция, руководство, устав, заглавие, заголовок, шапка.
Задание: Определите род существительных.
М |
Ж |
Ср |
М |
Ж |
Ср |
||
Слон | Х |
Сосна | Х |
||||
Ручка | Х |
Шапка | Х |
||||
Полотно | Х |
Солнце | Х |
||||
Зрелище | Х |
Тигр | Х |
||||
Водопад | Х |
Тетрадь | Х |
||||
Кепка | Х |
Неприятность | Х |
||||
Зубр | Х |
Ворон | Х |
Проверка: Эти схемы с обратной стороны доски. Ученики сами выставляют себе оценку.
Зачитайте слова, которые выписали.
- Вы отлично справились с работой.
Д/з.: Составить словосочетание с существительным, которое записали.
Вывод: - Что вы узнали сегодня на уроке ?/
Существительные имеют род, изменяются по числам
и падежам /.
На следующем уроке мы продолжим наше путешествие
по волшебной стране.