Урок внеклассного чтения в 8-м классе. Тема: "За все в жизни надо платить…"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Тема личной ответственности в повести В.П. Астафьева "Кража"

Цель

  • Помочь учащимся понять позицию автора повести, приобщить их к осмыслению собственных поступков, образа жизни, воспитать в них чувство ответственности за свое решение.

Эпиграф

Они не дышали, пораженные загадочностью и могуществом того мира, который им предстояло открыть.
А открывши – жить в нем.

В.П. Астафьев

Оборудование

  • Портрет писателя, фотографии из альбома “Во глубине России. Виктор Астафьев”, изображающие учеников 12-й игарской средней школы, учителей игарских школ и воспитателей детдома.

Тип урока

  • Урок внеклассного чтения.

Форма урока

  • Урок-диалог.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Обсуждение прочитанного.

1. Слово учителя

/Учитель читает стихотворение Ю. Левитанского “Каждый выбирает для себя”/.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

/ читает стихотворение до конца /

Учитель

- Я начала наш урок со стихотворения Юрия Левитанского потому, что каждый человек, хоть раз в жизни, оказывается перед выбором: добра или зла, правды или лжи, спокойствия или справедливости.

Главный герой повести В.П. Астафьева “Кража”, Толя Мазов, оказался на перепутье, когда правильный выбор определял его дальнейшую жизнь. Он почти ваш ровесник, но ему рано приходится задуматься над вопросами: Как жить ? Что он знает о людях ? Что люди знают о нем ? Как трудно и сложно все! К такому выводу он приходит во время своих нравственных поисков. Мы с вами проследим вслед за писателем, как происходит становление личности подростка, когда Толя Мазов начинает все чаще и чаще задумываться о личной ответственности, о своих человеческих обязанностях.

В основе повести немало автобиографического. Краесветск взят в качестве места действия повести “Кража”, потому что детство автора прошло на “краю света”, в Заполярном порту Игарка, в детдоме. Но до детского дома была бесприютная жизнь, которую В.П. Астафьев описывает в книге “Последний поклон”. Вам уже знаком его главный герой Витя Потылицын.

2. Индивидуальное задание

/Выступает подготовленный ученик с небольшими выдержками из книги “Последний поклон”, отражающими этот период жизни В.П. Астафьева (рассказ “Без приюта”)./

Учитель

- Игарскую жизнь можно представить по книге “Кража”, куда Витька Потылицын с некоторыми поправками придет в лице главного героя Толи Мазова.

/ Учитель показывает фотографии из альбома “Во глубине России. Виктор Астафьев”. /

Учитель

- Кого из героев вы узнаете на этих фотографиях?

/ Учащиеся называют героев повести “Кража”, обращают внимание на суровый быт, озабоченность в обликах людей с фотографии; только дети веселы и беспечны. /

Учитель

/ Показывает фотографию, где запечатлены ученики 12-й игарской средней школы вместе с учителями игарских школ и воспитателями детдома. /

- На этой фотографии в центре сидит воспитатель, затем директор игарского детдома Василий Иванович Соколов. Он явился прообразом Валериана Ивановича Репнина, заведующего детским домом г. Краесветска.

/Выступает подготовленный ученик с фрагментом из автобиографического очерка В.П. Астафьева “Стержневой корень” о В.И. Соколове – прототипе заведующего детским домом Репнина, о его роли в жизни писателя. /

3. Беседа по содержанию повести.

Учитель

Повесть “Кража” была написана в 1965 году. Главные герои – воспитанники детского дома, их воспитатели. Рассказывается о трудных 30-х годах. Это время завершения ликвидации кулачества как класса. Время, разделившее людей на врагов народа и хозяев жизни. Главный герой, Толя Мазов, живет в далеком сибирском городе Краесветске, где люди большую часть года выживают в тяжелых климатических условиях. Но всегда найдется человек, кому еще труднее, чем тебе. Какими бы ни были внешние обстоятельства, личность всегда стоит перед задачей научиться строить отношения с миром. О том, как их строить, размышляют и герой повести, и ее автор. Но если размышления героя, Толи Мазова, духовно-нравственные, то размышления автора измеряются социально-историческими масштабами. С чего начинается повесть “Кража”?

/ С изображения смерти и похорон Гошки Воробьева. /

  • Какие последствия вызвала смерть Гошки Воробьева в детдоме? Перечислите их. Почему ребята так себя ведут?

/Отвечая на последний вопрос, ученики говорят о том, что смерть Гошки Воробьева напомнила лишний раз об их сиротстве, детдомовцы Гошку не любили и знали о нем очень мало, и быстро перескакивали на воспоминания о том, как умирали папа, мама или дедушка./

Учитель

Правильно, ребята. Смерть товарища напомнила об их сиротстве. Каждый из них Гошка Воробьев. Смерть вновь столкнула их души с миром, с беспощадностью жизни, когда они только-только стали забывать о своих потерях, увечьях в стенах детдома. И эта смерть Гошки Воробьева, словно неведомая темная сила, подхватила ребят и понесла, сметая все на своем пути. И раньше дрались с городскими, а тут заранее подготавливаются металлические прутья. Но городские не пришли. Что-то должно было произойти в доме, какая-то разрядка должна быть.

  • Что же произошло в этот тревожный четверг?

/ Украли детдомовцы деньги в кассе /.

  • Почему детдомовцы считали себя вправе украсть? Чтобы ответить на этот вопрос, припомним все “источники зла” в жизни детдомовцев.

/ Отвечая на вопрос, ученики объясняют причины депрессии детдомовцев, рассказывают о несчастьях и трагедиях в их судьбах (о Зине Кандаковой, о Паралитике, о Толе Мазове, о Малышке ), находят в тексте и зачитывают описание нищего Краесветска, о тяжелых климатических условиях, рассказывают об исторических потрясениях в жизни страны (история семьи Мазовых, Ибрагима, другие факты, свидетельствующие об исторической трагедии)./

По ходу обсуждения появляется запись на доске

“Источники зла”

  • несчастные судьбы;
  • нищий Краесветск;
  • тяжелые климатические условия;
  • исторические потрясения в жизни страны.

Учитель

  • Почему же впоследствии детдомовцы не пошли на кражу?

/ Ответ ученики находят быстро: герои В.П. Астафьева были добры. Доброта была глубоко в сердцах ребят. Но почему она сохранилась?/

В поисках ответа на вопрос ученикам нужно припомнить обо всем, что побуждает добро в душе Толи Морозова и его друзей. Просим учеников подробнее рассказать о замечательных взрослых – Репнине и Ступинском, Ибрагиме и тете Уле, об их характерах и роли в жизни детдомовцев. Нужно вспомнить и о дружбе детдомовцев, их ощущении родственной близости друг к другу; нужно вспомнить о любви ребят к своему детскому дому и воспитателям, к мужественному городу, к природе, в которой есть свои радости: солнце, весна, движение жизни /.

По ходу обсуждения появляется запись на доске

“Источники добра”

  • открытие ими человека (замечательные взрослые);
  • дружба ребят;
  • любовь к родному городу;
  • любовь к природе;
  • общение с искусством.

Учитель

  • Вспомним историю Толи Мазова. Какие изменения произошли с ним к концу повести? Составим план поведения Толи Мазова, отражающий нравственно-психологические изменения в герое.

/ Учащиеся говорят о том, что Толя Мазов – чувствительный добрый мальчик, любящий читать. В начале повести он участвует в краже, переживает нравственное падение, а затем возрождается к жизни через сопереживание. Боль за малышей – детей кассирши – заставляет его осознать свою вину и раскаяться. Но этого недостаточно, чтобы восстановить справедливость. Раскаяние Толи сменяется чувством ответственности и решением самому исправить зло, которое сотворил./

Учащиеся записывают в тетрадь план поведения Толи Мазова, отражающий нравственно-психологические изменения в герое.

  1. Нравственное падение.
  2. Сопереживание.
  3. Осознание вины.
  4. Страдание и стремление искупить свою вину.
  5. Чувство ответственности за свои поступки.

Учитель

  • Какой шаг из всех сделанных дался Толе труднее всего?

/ Ученики предлагают разные ответы: вспоминают и перечитывают сцену драки, ночь после ареста, переживания в связи с последней кражей. В результате обсуждения приходим к выводу, что труднее всего было принять решение вернуть деньги. /

  • Сколько краж совершили детдомовцы и чем они различаются?

/ Автор описывает три кражи, каждая из которых отличалась мотивами, отношением воров к миру, чувствами ребят. Первая кража – денег у кассирши – сделана со злостью, это кража-месть. Вторая кража – во время заготовки дров, когда пытались заработать потраченные деньги и вернуть их в милицию – показывает благородство и бессилие ребят в решении проблемы, ими самими созданной. Третья кража – денег в универмаге, позволившая восстановить всю сумму, - это кража-спасение. Именно она заставила детдомовцев мучиться стыдом, спасающим их души. Она же позволила освободить невиновную мать. /

  • Почему же автор назвал повесть не “Кражи”, а “Кража” ? Можно ли говорить о том, что какая-то из краж является для него главной?

/ Вопрос побуждает учеников перейти к уровню обобщения. Учитель может существенно дополнить ответы, объяснив, что кража не только факт, но и явление в нашей жизни, одно из проявлений зла. /

  • Вспомните, как начинается повесть, и как она заканчивается.

/ Начинается со смерти Гошки Воробьева и заканчивается картиной северного сияния. /

  • Что же помогает детям жить и побеждать смерть?

/ Умение каждого размышлять над своими поступками, оценивать их, осознанно выбирать и утверждать добро. Взгляд внутрь себя каждого конкретного человека оборачивается духовной жизнью народа – главной преградой злу в жизни России. /

Учитель

Повесть В.П. Астафьева начинается с мотива смерти, а заканчивается мотивом жизни. Чтобы строить отношения с окружающим миром, защитить добро в себе, нужны сознание и совесть, личная ответственность за свои поступки, умение понять – и от меня многое в этом мире зависит. Я думаю, что нужно соответствовать истине: “Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!”

Повесть завершается северным сиянием, которое наблюдают ребята: “Они не дышали, пораженные загадочностью и могуществом того мира, который им предстояло открыть. А открывши – жить в нем.”