Цель: помочь осмыслить и приобрести умения умножать многозначные числа.
Задачи:
формирование вычислительных навыков;
развитие общеучебных умений, мыслительных операций;
воспитание коммуникативной культуры при решении учебной задачи.
Оформление: плакат “Алгоритм умножения”, карточки с числами, плоские геометрические фигуры, индивидуальные карточки-памятки.
Организационный момент. Психологический настрой на урок – учитель вместе с учащимися проговаривают следующие слова:
Я буду внимательным.
Буду думать, думать, думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду догадлив и старателен.
Игры на внимание.
Лучше один раз увидеть,
Чем сто раз услышать.
(Запомните эти фигуры, их порядок, цвет.) 10 сек.
Учитель:
- Сколько всего фигур?
- Какого цвета треугольник?
- Какая фигура заштрихована?
- Какой по счету квадрат?
- Какая фигура третья?
- Сколько углов у последней фигуры?
- Какой фигуры из тех, что запомнили, нет в этом домике?
Ребята отвечают на поставленные вопросы.
Учитель:
На любом уроке и в любом деле нам необходимо внимание. Поэтому мы сейчас еще поиграем.
Работа в тетрадях.
Запишите число, классная работа, отметьте место для работы.
Я показываю карточку с числами, если числа красного цвета – произведите действие вычитание и запишите ответы в тетрадь. Числа синего цвета – умножьте, а зеленого – сложите.
Дети записывают только ответы.
- Красный (71, 57) 71 – 57 = 14
- Синий (7,3) 7 * 3=21
- Зеленый (19,9) 19 + 9=28
- Красный (80,45) 80 - 45=35
- Зеленый (29,13) 29 + 13=42
- Красный (90,41) 90 - 41=49
- Зеленый (17,39) 17 + 39=56
- Синий (21,3) 21 * 3=63
Учитель:
У вас получился ряд чисел, сравните его с моим.
Что интересного вы заметили? Ответы детей: таблица умножения на семь.
Над какай учебной задачей мы работали все это время?
Можно ли сказать, что мы все узнали о табличном умножении?
Проверьте свои знания.
На доске записаны примеры в строчку:
486* 6; 2507* 70; 1009*800; 14038*9; (дети решают примеры в столбик и выполняют взаимопроверку.)
Создана ситуация успеха. Учитель хвалит детей.
Попробуйте решить такой пример. 385*12; (мини-исследования, групповая работа)
Возникает противоречие знаний и не знаний. Возникает новая учебная задача:
Как умножить многозначное число на многозначное?
Учитель и дети составляют алгоритм по решению этой проблемы
Работа с учебником.
Найдите “ловушку” в номере 295.
Домашние задание: № 296, 297 (каждый решает те примеры на умножение, с которыми может справиться самостоятельно).
Итог урока: Какую проблему мы решали на уроке? Сумели ли мы её решить до конца?