Моделирование научно-практического семинара как актуальной формы методической работы

Разделы: Администрирование школы


Научно-практический семинар знакомит с новейшими достижениями педагогики, способствует повышению профессиональной компетентности, обеспечивает подготовку учителей к инновационно-экспериментальной работе, стимулирует применение современных психолого-педагогических технологий в образовании. Эта форма методической работы системно и эффективно используется в гимназии № 9 города Усолья-Сибирского Иркутской области. Как правило, структура семинара включает теоретическую, практическую, методическую части и бывает представлена следующими компонентами: вступительное слово организатора (организаторов) с обоснованием актуальности проблемы; выступления участников с научными докладами, сообщениями; открытые учебные и внеурочные занятия; обсуждение методической проблемы в дискуссионном плане, работа творческих групп; подведение итогов. В гимназии проходят семинары городского и областного уровня для управленцев, творчески работающих педагогов, практических психологов. Тематика их тесно связана с личностно ориентированными подходами в обучении, отражает работу педагогического коллектива по Программе развития: «Коммуникативная культура учителя как личностно-профессиональный критерий эффективности обучения», «Психолого-педагогическое сопровождение личностно ориентированного образования», «Педагогика развития: инновационные технологии в гимназическом образовании». В последнем семинаре приняли участие учителя-исследователи, слушатели курсов Иркутского института повышения квалификации работников образования. Программа открывалась научно обоснованными выступлениями представителей администрации и социально-психологической службы о реализации современных образовательных технологий с целью личностного развития гимназистов. Далее участники семинара посетили открытые уроки в классах первой и второй ступени, где обучение ведется по системам Эльконина Д.Б. и Занкова Л.В., а также учебные занятия в старших профильных группах и внеклассные мероприятия. Так, во втором классе состоялся урок теории решения изобретательских задач на основе игровых развивающих технологий; в профильной гуманитарной группе десятых классов – дискуссия по авторскому курсу «Проблемные вопросы истории Отечества»; в естественно-экологической группе восьмиклассников осуществлялась исследовательская работа по теме «Ткани», на экзаменационном занятии хореографической студии «Бриз» гимназисты исполняли элементы эстрадных и классических танцев. Внешняя экспертная оценка нашла отражение в диагностических картах уровня освоения современных педагогических технологий :

Класс……......................................................….

Учитель…………………………………………

Тема ……………………………………………

Уровни: 0 – низкий, 1- достаточный, 2 – высокий

Качественные характеристики

Уровень освоения (баллы)

1. Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность на уроке

0

1

2

2. Совместная работа в сотрудничестве при решении учебных задач

0

1

2

3. Формирование способностей учащихся к самостоятельному приобретению и применению знаний

0

1

2

4. Развитие интеллектуальных умений (анализ, выявление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение)

0

1

2

5. Использование нерепродуктивных методов обучения (творческих, развивающих, проблемно-поисковых)

0

1

2

6. Формирование положительной Я-концепции личности ученика

0

1

2

7. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в ходе урока

0

1

2

8. Оценка (поощрение, одобрение) деятельности ученика не только по результату, но и по процессу его достижения (с учетом правильности, самостоятельности, оригинальности)

0

1

2

9. Рациональная организация работы учащихся при выполнении домашнего задания

0

1

2

10. Эффективность проекта урока

0

1

2

Итого баллов ( N ):

Формула обработки результатов: (N .100%) : 20

85% и более - высокий уровень;

60-84% -достаточный уровень;

менее 60% -низкий уровень.

По отзывам участников, «посещенные в рамках семинара уроки, получившие высокую оценку во всех случаях, дают основание сделать вывод о том, что педагоги профессионально грамотно и успешно реализуют в процессе обучения личностно ориентированные технологии и что личность ребенка в этом учреждении – не только субъект, но и субъект приоритетный». Методическая часть семинара представляла собой открытое заседание Научно-методического совета по теме «Проблемы освоения новых технологий и поиск путей их решения» , здесь активно сотрудничали руководители научно-методических отделений гимназии и учителя-исследователи.

Избранный метод: проблемно-рефлексивный полилог.

Цель:

  • активизировать у педагогов творческие способности к осмыслению проблем инновационной деятельности и принятию решений.

Задачи:

  • совместный поиск решения проблем освоения современных технологий в условиях рефлексивной среды;
  • развитие творческого потенциала учителя (искушение творчеством);
  • преодоление стереотипов мышления;
  • совершенствование коммуникативной культуры;
  • обновление повседневной педагогической практики.

Этап подготовки включал постановку проблемы, предполагающей множественность решений; анкетирование педагогического коллектива по вопросам освоения новых технологий, когда каждый учитель самостоятельно выявлял актуальные, на его взгляд, проблемы; коллективное структурирование проблем. Исходя из критического анализа, были обозначены важнейшие направления работы творческих групп учителей: психологическая перестройка личности учителя, интеллектуальные и временные перегрузки ученика и учителя, развитие коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса, индивидуальная работа со способными детьми, преемственность между средним и высшим образованием. Кроме того, определены организационные функции творческих групп: проблемная (осмысление проблем), диагностическая (выбор оптимальных вариантов, обработка информации), экспертная (анализ, обобщение, оценка результатов полилога), экспрессивная (эмоциональное восприятие, художественное отражение проблемы).

Этап проведения начался релаксационной разминкой и был продолжен «погружением в проблему», выступлением пяти проблемных групп по результатам поиска, межгрупповым взаимодействием, творческими импровизациями группы «Экспрессия».

На этапе анализа и обобщениябыло дано слово диагностической и экспертной группам, шел свободный обмен мнениями, высказывались предложения на перспективу.

Этап развивающего эффекта выделен нами как необходимый для оформления рекомендаций учителю по освоению технологий, обсуждения итогов заседания НМС в научно-методических отделениях с целью актуализации опыта участников полилога и проектирования практикума по современным технологиям совместно с Лабораторией инновационной деятельности ИПКРО. По утверждению Д.Пойа, «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Технологиям методической работы можно и должно учиться, чтобы расширять пространство собственного профессионального развития и образовательного учреждения в целом.