Цель:
Способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.
I. Вступительное слово (учитель).
Былое быльем поросло. Трава забвенья покрыла старые пепелища. Желание же увидеть собственными глазами то, что было, - неодолимо. В глубине души каждый сознает желание распахнуть окно в исчезнувший мир – подобно магнитному притяжению. Позавчерашнее и вчерашнее живут в сегодняшнем. И увидеть прошлое как небо в звездах – можно.
Да и прошло ли прошлое? Разве оно не с нами? Не в нас? Язык, подобно человеку, изменяясь, все–таки остается самим собой.
Что ведала Русь изначальная о младенчестве своем, о своей колыбели? Что досталось ей от культур, расцветавших и растоптанных потом натиском кочевников? И как - об этом вопрошали еще первые наши летописцы – Русская земля утвердилась?
И мы сегодня не можем быть Иванами, не помнящими родства. Не имеем права забывать о том, что складывалось и развивалось веками, а именно – письменность и культура. Сегодня мы при помощи нашего устного журнала еще раз обратимся к своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные Празднику славянской письменности.
II. Основная часть праздника.
1-й Ведущий.
Будьте внимательны, мы будем задавать вам вопросы, учитывать ответы и подводить итоги в конце нашей совместной работы.
Страница первая: “Дорога к письменности”.
2-й Ведущий.
Итак, открываем нашу первую страницу.
- Как вы думаете: можно ли представить жизнь без телевизора?
Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. У наших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили кино, театр, спортивные соревнования.
- А можно ли представить себе жизнь без электричества?
Очень трудно. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине.
А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.
Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, афиши и тому подобное.
Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без?
С этим вопросом мы обратились к учащимся нашей школы и вот что услышали:
- без письменности мы не смогли бы общаться с дальними родственниками;
- не узнали бы много интересного из истории; и т. п.
Русский писатель и историограф Н. М. Карамзин говорил:
“История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума”.
- Как вы думаете, сохраняют ли свое значение последние слова писателя в наше время?
1-й Ведущий.
Всем известна поговорка: “Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”.
- А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?
Сейчас мы поиграем в старинную русскую игру “Баранья голова”.
Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:
1-й – дом
2-й – дом, улица,
3-й – дом, улица, полотенце и т. д.
Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем “баранья голова”.
Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.
2-й Ведущий.
Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.
Около пяти тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки – иероглифы. Слово иероглиф означает “священные знаки”. Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.
- Кто из вас знает еще какую-нибудь оригинальную систему письма?
Есть, вернее, была узелковая письменность, придуманная славянами.
Знаки этой “письменности” не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки – книги. Память о древнем узелковом письме осталась в языке, в фольклоре: “завязать узелок на память”, “связать мысль”, “нить повествования”, “узел проблем”, “завязка”, “развязка”. Сохранилась и пословица: “Что знала, то сказала, на нитку навязала”.
1-й Ведущий.
Наше письмо выглядит иначе. Первый в мире алфавит был создан две тысячи лет назад финикийцами, и состоял он из 22 согласных звуков. В их языке можно было этим обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Почему? Греки на основе финикийской письменности стали разрабатывать свой алфавит. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три буквы, стараясь усовершенствовать письмо. Впоследствии греческий алфавит завоевал почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.
- Сейчас попробуйте отгадать, что лежит в этом черном ящике?
Для этого отгадайте загадку: слово, в котором всего 7 звуков, но 33 буквы (алфавит). В нашем ящике есть и другое слово – азбука. Как и когда она появилась?
Откроем вторую страничку нашего журнала.
Страница вторая: “Бессмертный след Кирилла и Мефодия”.
2-й Ведущий.
Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности. Известно также, что кроме греческой славяне имели и свою оригинальную систему письма.
Более 1110 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.
Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
1-й Ведущий.
– Ну, а как же была придумана азбука для славян?
Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.
2-й Ведущий.
В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.
Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…”
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.
1-й Ведущий.
Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее.
- Посмотрите инсценированный эпизод из повести М. Горького “Детство”.
“Помню был тихий вечер; мы с бабушкой пили чай в комнате деда…
Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ее по ладони и бодро позвал меня:
- Ну–ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда!
Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
- Буки.
- Попал! Это?
- Веди”.
(До слов: “Грамота давалась мне легко…”)
- Какую пословицу можно подобрать к этому сюжету?
Азбуку учат, во всю губу кричат!
Страница третья: “Из жизни русского алфавита”.
2-й Ведущий.
Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской азбуки к русскому алфавиту.
Сейчас мы вам покажем некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали.
(Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).
- Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?
По наблюдению Соболевского буква “ъ” хранит молчание примерно с 13 века. До 13 века ей было, что сказать, а с 13 века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв… жилъ – былъ котъ, онъ елъ бутербродъ… Но занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О. И. Сенковский очень сердился на букву “ъ”: “Пагубнее всех и всего этот тунеядец “ъ”… на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги, стоит России ежегодно более 4000.000 рублей. Теперь понятно, почему буква “ъ” с 13 века молчит: для нее молчание – чистое золото”.
Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.
И разве это не доказывает еще раз, что действительно язык – самый надежный хранитель наших истоков и корней.
- Можете назвать такие пословицы?
Начать с азов.
Знать на ять.
Сперва аз да буки, а потом и науки и т. д.
Страница четвертая: “День славянской письменности и культуры”.
1-й Ведущий.
-Что такое праздник?
- День торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо.
Отдавая дань памяти великим просветителям,
болгарский народ издавна празднует 24 мая День
славянской письменности”. В 1885 году такой
праздник отмечался и в России. Он был посвящен
1000-летию со дня смерти Мефодия. В этот день в
Москве, Киеве, Казани и других городах России шли
торжественные молебны. В Петербурге на
торжественном молебне, который проходил в
Исаакиевском соборе, присутствовала
императорская семья. П. И. Чайковский создал
“Гимн в честь Кирилла и Мефодия”. Во всех
городах Российской империи прошли крестные ходы.
В Казани был заложен каменный храм в честь
славянских апостолов.
С мая 1986 года в Мурманске по инициативе писателей Кольского полуострова чествуют письменную историю славян. В эти дни вспоминается бессмертное деяние святых братьев, подвижничество русских книжников, заново открываются поэтические страницы “Слова о полку Игореве”.
В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов.
2-й Ведущий.
В. Сидоров
Кириллица
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно-строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твердость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
“Я есмь!” - заявила Вселенной,
“Я есмь!” - заявила векам.