Цель: знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Учить находить существительные с изучаемой орфограммой. Учить правильно писать гласные е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Синтаксическая пятиминутка.
А) Задание 1-2 уровня сложности. Построить схему предложения, объяснить постановку знаков препинания.
С верхушк… дерева взлетела большая птица и только по догадк… я понял направление её полёта.
Задание 3 уровня сложности. Составить и записать предложение, соответствующее схеме “рис.1”. Дать характеристику предложения.
Б) Проверка работы.
3. Подготовительная работа к изучению новой темы.
Задание 1 уровня . Списать предложение, вставить пропущенные орфограммы.
Задание 2–3 уровня. Выписать словосочетания из предложения, в которые входит слово с пропущенной орфограммой, соответствующие схемам:
сущ. + сущ.;
глаг.+ сущ.
4. Работа по теме.
А) Выписать варианты на доску:
С верхушки По догадки
С верхушке По догадке
- Почему получились разные варианты при записи этих слов?
- Сформулируйте вопрос, который мы должны решить на уроке.
- Когда в окончаниях существительных пишутся Е и И?
Записать тему урока.
Правописание гласных Е и И в окончаниях существительных в единственном числе.
Б) Работа в группах.
Задание 1 уровня сложности. (1 группа)
Используя правило на странице 201 учебника, заполнить таблицу “Окончания существительных в единственном числе”. “рис.2”
Задание 2-3 уровня сложности. (2, 3 группа)
Составить схемы, модели “Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе”
В) Проверка работы.
5.Закрепление.
А) Самостоятельная работа.
Задание 1 уровня сложности. Работа по индивидуальным карточкам.
Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.
На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ….
Задание 2 уровня сложности. Работа по карточкам.
Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е. Составить 3-4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание –и.
Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в альбом….
Задание 3 уровня сложности. Работа по перфокартам.
-е или -и в окончаниях существительных.
1) рисовать в альбоме, в тетради, в тетрадке2) стоять на опушке, на дороге, на площади
3) ехать к дочери, к маме, к бабушке
4) лежал на столе, на полке, на парте
5) направляться к реке, к избушке, к площади
6) край рощи, дороги, аллеи
6) запах полыни, сирени, зелени
7) просить о помощи, о поддержке, о выдержке
Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания.
Б) Проверка работы у учащихся, выполнявших 3 уровень. Работа над ошибками.
В) Проверка работы у остальных учащихся.
6. Итог урока. Оценки. Домашнее задание.