Цели: Познакомить с важностью слов, словами-магнитами.Развивать речь учащихся путем составления предложений, рассказов.Учить работать в группах. Способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: Пакеты с карточками, на которых записаны слова:
1 группа: драка, ураган, ручеек, красота;
2 группа: беда, грубость, мир, родина;
3 группа: война, разрушение, улыбка, цирк;
4 группа: слезы, гроза, сказка, дружба;
5 группа: болезнь, темнота, добро, дом;
6 группа: пират, зло, радость, счастье;
7 группа: пожар, враг, мама, друг.
Организационный момент.
Учащиеся сидят в группах по 4-5 человек. Повторяются правила работы в группах.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня у нас урок творчества. Начать я его хочу со стихотворения, которое сочинила одна девочка.
Однажды повстречались
Слово “друг” и “враг”.
Слово “друг” - любитель игр,
“Враг” - любитель драк.
Повстречались на беду,
Начался скандал,
Потому, что “враг”
Подраться предлагал.
Предложил “друг” поиграть,
И поссорились опять.
Сколько речь наша жива,
Будут ссориться слова.
“День” и “ночь”, “война” и “мир”
Будут спорить что есть сил.
Ведь у слов как у людей
Есть добряк и есть злодей.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Ученики (обсуждение идет в группах): Будем говорить о словах.
Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о словах, о том, какие они бывают. Вы будете учиться составлять предложения и рассказы.
Работа над темой.
Учитель: О каких словах говорится в стихотворении?
Ученики: Говорится о “добрых” и “злых” словах.
Учитель: Какие слова называются “добрыми”, а какие “злыми”?
Ученики: “Добрые” слова – ласковые, улучшают настроение, “злые” могут обидеть, страшные.
Учитель: Перед вами пакеты со словами. Достаньте карточки и разделите слова на 2 группы: “добрые” и “злые”. Объясните, почему вы так сделали.
Дети обсуждают, и каждая группа высказывает свое мнение.
Учитель: Отгадайте загадку и определите к какой группе слов относится слово-отгадка.
Без него плачем,
А как появится –
От него глаза прячем.
Ученики: Это солнце. Оно относится к группе “добрых” слов, потому что приносит людям радость.
Учитель: Что вы представляете, когда слышите слово “солнце”?
Ученики: Мы представляем тепло, лето, свет и т.д.
Учитель: Представьте, что слово “солнце” - магнит.
Магнит притягивает предметы. Слово “солнце” тоже притягивает к себе слова. Как вы думаете, какие слова может притянуть это слово?
Ученики: (Обсуждают, затем называют слова, а учитель записывает на доске. Например,
Учитель: Используя данные слова, составьте предложения.
Ученики: (Коллективно составляют предложения, высказывают их.) Например: Золотое солнце появилось на небе. Солнце дарит людям радость. И т.д.
Учитель: Какие предложения вам понравились? Какие можно изменить?
Ученики: Выслушиваются мнения.
Учитель: Из предложений можно составить рассказ. Запишите 3-4 предложения, чтобы рассказ получился красивым.
Ученики: (Записывают предложения, затем читают свои рассказы.) Например: Солнце проснулось и всем улыбнулось. Люди обрадовались. Солнце красивое и мама красивая. Они добрые. Они всех радуют.
Итог урока
Учитель: Молодцы! Хорошие получились рассказы, добрые. Скажите, а только ли слова бывают “добрыми” и “злыми”.
Ученики: Добрыми бывают люди, поступки.
Учитель: Какие поступки бывают добрыми?
Ученики: Те, которые радуют людей. И т. д.
Учитель: Надеюсь, что вы будете совершать только добрые поступки. Спасибо за урок.