Цель урока. Обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”, познакомить с новой глагольной формой, воспитывать интерес к родному языку, формировать навыки сотрудничества.
Оборудование. Карточки со словами: неопределённая форма, инфинитив; карточки для индивидуальной работы учащихся.
Ход урока.
- Слово учителя
- Постановка и решение учебной задачи.
- Закрепление. Игра-соревнование между рядами. Повторяем правила игры (дружно, быстро, без шума).
- Выборочный диктант.
- Упражнения на умение находить глаголы неопределённой формы.
- Итог урока.
- Оценка знаний учащихся.
- Домашнее задание.
У. Здравствуйте, ребята!
Прочитайте и объясните, как понимаете смысл пословицы:
Корень учения горек, да плод его сладок.
Дети отвечают
У. Определить время и число глаголов:
Знамя, пишу, подумаешь, любить.
Дети пишут на листочках, а двое работают у доски.
У. Проверяем. Какое было задание?
Дети отвечают.
У. Задание одно, а мнений много. Какой возникает вопрос? Чем же слово любить не похоже на другие глаголы?.
Что мы не знаем?
Итак, сегодня на уроке познакомимся с новой глагольной формой.
У. Прочитайте текст на доске.
Нужно обязательно читать книги! Для чего?
А чтобы больше узнать, научиться думать, понимать, чувствовать.
Какова главная мысль текста? Какие пословицы о книге вы знаете?
Дети отвечают.
У. Выпишите выделенные глаголы из текста и определите на какой вопрос они отвечают;
Чем похожи эти глаголы;
Можно ли определить, кто действующее лицо;
Когда происходит действие.
Дети отвечают.
У. Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить время, лицо?
Дети отвечают.
У. Это глаголы неопределённой формы, или это глаголы в начальной форме, или в форме инфинитива.
Ученик зачитывает письмо.
У меня не только нельзя определить лицо и время , но и число. Я совсем не умею считать. Я не могу отличить где один, и где два, и где много.
Бежать может один человек, бежать может и целая компания.
Как вы думаете, почему у меня плохо с математикой?
Дети отвечают.
Правильно ли сделали вывод о глаголах неопределённой формы узнаём, когда прочитаем правила в учебнике.
Распределить слова в две группы: глаголы неопределённой формы и другие глаголы (писать, содержать, вырывать, сохранить, нести, увлечь, беречь, играют, пишешь, летят, шумит).
Подведение итогов соревнования.
У. Составьте и напишите предложение, используя любой данный глагол в неопределённой форме по теме “Как беречь книгу”.
Дети выполняют задание.
У. Запишите только глаголы неопределённой формы. Читаю стихотворение.
Книг заветные страницы,
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И отчизной дорожить.
(Взаимопроверка тетрадей).
У. Работать будем по группам: 1 группа – получает карточки с самопроверкой, 2 группа – выполняет упр.101 с.49 вместе с учителем. (учебник “Русский язык” А.В. Полякова).
У. В пословицах часто используются глаголы неопределённой формы, т.к. они относятся ко всем моделям, где не требуется уточнять время и лицо.
Задайте вопросы к классу по новой теме.
Дети отвечают.