Конспект урока по русскому языку в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока. Обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”, познакомить с новой глагольной формой, воспитывать интерес к родному языку, формировать навыки сотрудничества.

Оборудование. Карточки со словами: неопределённая форма, инфинитив; карточки для индивидуальной работы учащихся.

Ход урока.

  1. Слово учителя
  2. У. Здравствуйте, ребята!

    Прочитайте и объясните, как понимаете смысл пословицы:

    Корень учения горек, да плод его сладок.

    Дети отвечают

  3. Постановка и решение учебной задачи.
  4. У. Определить время и число глаголов:

    Знамя, пишу, подумаешь, любить.

    Дети пишут на листочках, а двое работают у доски.

    У. Проверяем. Какое было задание?

    Дети отвечают.

    У. Задание одно, а мнений много. Какой возникает вопрос? Чем же слово любить не похоже на другие глаголы?.

    Что мы не знаем?

    Итак, сегодня на уроке познакомимся с новой глагольной формой.

    У. Прочитайте текст на доске.

    Нужно обязательно читать книги! Для чего?

    А чтобы больше узнать, научиться думать, понимать, чувствовать.

    Какова главная мысль текста? Какие пословицы о книге вы знаете?

    Дети отвечают.

    У. Выпишите выделенные глаголы из текста и определите на какой вопрос они отвечают;

    Чем похожи эти глаголы;

    Можно ли определить, кто действующее лицо;

    Когда происходит действие.

    Дети отвечают.

    У. Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить время, лицо?

    Дети отвечают.

    У. Это глаголы неопределённой формы, или это глаголы в начальной форме, или в форме инфинитива.

    Ученик зачитывает письмо.

    У меня не только нельзя определить лицо и время , но и число. Я совсем не умею считать. Я не могу отличить где один, и где два, и где много.

    Бежать может один человек, бежать может и целая компания.

    Как вы думаете, почему у меня плохо с математикой?

    Дети отвечают.

    Правильно ли сделали вывод о глаголах неопределённой формы узнаём, когда прочитаем правила в учебнике.

  5. Закрепление. Игра-соревнование между рядами. Повторяем правила игры (дружно, быстро, без шума).
  6. Распределить слова в две группы: глаголы неопределённой формы и другие глаголы (писать, содержать, вырывать, сохранить, нести, увлечь, беречь, играют, пишешь, летят, шумит).

    Подведение итогов соревнования.

    У. Составьте и напишите предложение, используя любой данный глагол в неопределённой форме по теме “Как беречь книгу”.

    Дети выполняют задание.

  7. Выборочный диктант.
  8. У. Запишите только глаголы неопределённой формы. Читаю стихотворение.

    Книг заветные страницы,
    Помогают людям жить,
    И работать, и учиться,
    И отчизной дорожить.

    (Взаимопроверка тетрадей).

  9. Упражнения на умение находить глаголы неопределённой формы.
  10. У. Работать будем по группам: 1 группа – получает карточки с самопроверкой, 2 группа – выполняет упр.101 с.49 вместе с учителем. (учебник “Русский язык” А.В. Полякова).

    У. В пословицах часто используются глаголы неопределённой формы, т.к. они относятся ко всем моделям, где не требуется уточнять время и лицо.

  11. Итог урока.
  12. Задайте вопросы к классу по новой теме.

    Дети отвечают.

  13. Оценка знаний учащихся.
  14. Домашнее задание.