Кое-что о внутришкольном мониторинге. Из опыта работы с детьми с признаками одаренности

Разделы: Администрирование школы


О том, что такое педагогический (образовательный) мониторинг, и откуда это понятие пришло в педагогику, известно всем работникам образования. Известно также, что каждый творчески работающий учитель и руководитель образовательного учреждения применяет его в своей деятельности, потому что "Образовательный мониторинг - категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления" (Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М., 1999).

В каждой школе в зависимости от условий ее функционирования, опыта управленческой деятельности директора и его заместителей, уровня профессиональной подготовки педагогов складывается своя система внутришкольного мониторинга, целью которого является (из определения образовательного мониторинга) сбор, хранение, обработка и распространение информации о деятельности школы для обеспечения непрерывного слежения за ее состоянием и прогнозирования ее развития. Иными словами, в каждой школе создается банк данных по различным направлениям ее деятельности. Используя эти данные, руководители школы имеют возможность контролировать и корректировать процесс функционирования и развития своего образовательного учреждения.

Мониторинговые процедуры, как пишет В. М. Лизинский в своей брошюре "Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой", можно разбить на два основных типа: статические и динамические. Мониторинговое отслеживание динамики изменений предполагает неоднократный замер одних и тех же или, наряду с ними, дополнительных характеристик, в течение всего цикла деятельности.

Статистическая процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям деятельности образовательного учреждения, сравнить полученный результат с имеющимися нормативами, провести углубленный анализ и затем, разработав веер возможных управленческих решений, принять к исполнению те из них, которые могут быть реализованы, исходя из имеющихся и реально возможных ресурсов.

Вот как в нашей школе используется статическая мониторинговая процедура для получения "моментальной фотографии" состояния дел в выпускных 9-х и 11-х классах с целью выработки мер для успешного окончания основной общей и средней (полной) школы всеми учащимися.

Традиционно она проводится в декабре - январе каждого учебного года. В это время выпускники пишут комплексные контрольные работы по всем предметам, которые потом тщательно анализируются учителями - предметниками, причем анализ идет не только в целом по параллели и по содержанию образования. В результате выявляется уровень усвоения знаний каждым учеником, каждым классом, параллелью по каждому предмету, а также западающие темы (единицы содержания образования). Это - материал для корректировки деятельности учителя при подготовке выпускников к экзаменам. В связи с тем, что выпускники - "продукт" деятельности школы на протяжении девяти или одиннадцати лет, хочется знать, насколько они близки (или далеки) от идеальной "учебной" модели выпускника, описанной в разной литературе, в частности, на страницах журнала "Завуч", поэтому одновременно педагогом - психологом школы проводится психодиагностическое обследование девятиклассников по методике ШТУР (школьный тест умственного развития), а одиннадцатиклассников - по методике АСТУР (абитуриент, старшеклассник - умственное развитие), которое позволяет выявить уровень умственного развития каждого ученика, класса или параллели в целом. Отличие данных тестов от других интеллектуальных методик заключается в том, что в задания теста включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных программах, и поэтому каждый из этих тестов позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо или плохо учащиеся владеют понятиями тех или иных учебных предметов (циклов).

Хорошо, если выпускники 9-х классов, учась в 5-ом классе, были обследованы по методике ГИТ (групповой интеллектуальный тест), тогда можно выявить динамику изменений в умственном развитии учащихся за период их обучения в основной школе. У нас была такая возможность в последние два года, и вот что выяснилось: в целом уровень умственного развития обучающихся возрос (что и следовало ожидать) за счет перехода большинства учеников с уровня развития ниже нормы на уровень близко к норме или даже нормы, однако некоторая часть ребят, имевшая высокий уровень развития интеллекта в 5-ом классе, не сохранила его к 9-ому классу, и первый вывод, который напрашивается сам собой, таков: коллектив учителей, работающих в классе, не смог удержать этих учеников в зоне их ближайшего развития. Это -"информация к размышлению" для руководителей школы и повод для принятия управленческого решения по отношению к нынешним пятиклассникам.

В течение того же промежутка времени, когда проводятся контрольные работы и психодиагностическое обследование, учителя филологи и математики производят замер скорости чтения и скорости письма, слуховой, зрительной и смысловой памяти учащихся, а заместитель директора по учебной работе - уровень владения выпускниками общими учебными умениями.

Для проведения описанной процедуры заместителем директора по учебной работе готовится пакет документов, который включает в себя печатную основу анализа результатов контрольных работ, описание методик определения скорости письма и скорости чтения, уровня развития механической и смысловой памяти, анкету по самодиагностике учащихся на вопрос владения ими учебно-организационными, учебно-коммуникативными и учебно-информационными умениями.

Заместитель директора по воспитательной работе тоже не остается в стороне: он проводит анкетирование по вопросу удовлетворенности выпускников 11-х классов результатами и процессом жизнедеятельности в школе, а также выявления жизненных ценностей.

Обязательно анализируются данные о состоянии здоровья выпускников.

В результате всех обследований и замеров собирается обширный материал, который обрабатывается заместителем директора по учебной работе, педагогом - психологом, заместителем директора по воспитательной работе и представляется в виде аналитической справки на совещании у директора.

Справка, кроме выводов, содержит предложения по улучшению и корректировке работы учителей в выпускных классах. Материалы справки обсуждаются педагогами, работающими в данных классах, на совещании у директора; они вносят свои предложения, и в итоге рождается решение, которое затем претворяется в жизнь коллективом учителей, работающих в каждом из выпускных классов.

Все результаты, выводы, решения обязательно доводятся до сведения родителей и учащихся, таким образом, все участники образовательного процесса - ученики, учителя, родители - до конца учебного года работают, объединенные одной целью: успешно закончить учебный год и сдать выпускные экзамены.

Когда данные исследования проводятся в школе на протяжении трех и более лет, тогда появляется возможность сравнить результаты работы разных групп учителей, а также результаты выпускников разных лет.

В заключение следует отметить, что описанная статическая мониторинговая процедура является звеном в цепи динамических мониторинговых исследований, но это - предмет другого разговора.

 


 

Из опыта работы с детьми с признаками одарённости

Работа с одаренными детьми (детьми с признаками одаренности) началась в МОУ «СОШ№2» с 1999-2000 учебного года разработкой школьной Программы работы с одаренными детьми, целью которой является создание условий для выявления и развития интеллектуально одаренных детей.

В ходе реализации программы сложилась структура системы работы с одаренными детьми в нашей школе (рис.1), включающая в себя четыре элемента:

одаренные дети - главный элемент ее внутренней среды;

педагог-психолог – первый элемент внешней среды, без которого не может обойтись современное общеобразовательное учреждение, с помощью которого выявляются одаренные дети, и идет постоянное сопровождение педагогического процесса работы с этими детьми;

учителя-предметники – второй элемент внешней среды, те, кто изъявил желание и могут работать с этими детьми, помогая им достигнуть значительных, ощутимых результатов;

родители - третий элемент внешней среды, те, кто всегда находится рядом с ребенком, первыми должны увидеть его незаурядные способности, помочь в случае необходимости.

Связи между элементами системы показывают, что все элементы внешней среды: учителя-предметники, учитель-психолог, родители работают на главный элемент внутренней среды – одаренных детей посредством организации различных видов диагностики и форм деятельности: классов с углубленным и расширенным изучением предметов, классов, где применяются современные педтехнологии; научного общества учащихся школы, различного уровня олимпиад, спецкурсов, индивидуальных занятий по видам одаренности, мини-курсов и др.

Одаренный ребенок может проявить себя в работе школьного научного общества, во время участия в школьном интеллектуально-творческом марафоне, в научно-практических конференциях, а олимпиадах, конкурсах и др.

Могут участвовать во всех этих видах деятельности и большинство учащихся школы, и в результате «открываются» новые имена или наблюдаются проявления кризиса детской одаренности, когда ребенок по всем показателям должен быть впереди, а у него ничего не получается.

Таким образом, из структуры нашей системы работы с одаренными детьми видно, что в ней в наличии и внешняя дифференциация (классы с углубленным и расширенным изучением предметов: английского языка с 5-го по 11-ый классы, математики 8, 11 класс) и внутренняя (классы, где используются современные педтехнологии, в частности технологии уровневого и развивающего обучения, коллективного способа обучения, парацентрическая технология и др.).

Второй год внедряем режим тьюторства: высококвалифицированный педагог – учитель математики работает с четырьмя учениками с признаками и математической, и общей интеллектуальной одаренности согласно плана индивидуальной работы.

Организована также работа спецкурса «Творческое мышление» для учащихся 5, 6 классов с общей интеллектуальной и академической одаренностью,

Все желающие учащиеся с 8 по 11-ый класс, в том числе и одаренные, могут заняться научно-исследовательской работой в научном обществе учащихся школы, которое включает в себя четыре предметных общества (историческое, математическое, естественно-научное, филологическое).

В рамках обществ работают историко-социологический клуб «Патриот», математическая школа, экологический клуб, литературная студия «Золотое перо», английский клуб.

Руководят ими высококвалифицированные педагоги.

Члены НОУ школы участвовали в трех городских, двух окружных и двух региональных конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее», приняли участие в заочном окружном конкурсе «История школы в истории судеб». Их работы были оценены Дипломами I-II-III степеней на городских конференциях, Дипломом III степени на IV окружной научной конференции в феврале 2002 года, поощрительным Дипломом на конгрессе молодых исследователей Северо-Запада Сибири в г. Сургуте в марте 2002 г., Дипломом II степени в заочном окружном конкурсе «История школы в истории судеб» в январе 2003 года.

В основном их получили ребята с признаками одаренности.

В I-ой школьной научно-практической конференции «Эврика» в мае 2002 г. приняли участие не только члены НОУ, но и все желающие. Всего было выставлено на суд жюри 20 работ в трех секциях:

Социально экономические и гуманитарные науки;

Естественно-научные дисциплины;

Прикладное искусство.

Конференция показала большую заинтересованность старшеклассников в научно-исследовательской работе.

В работе II-ой школьной научно-практической конференции в мае 2003 года участвовало 15 учеников, все – члены НОУ. Работало четыре секции:

История и право

Гуманитарные науки

Экология

Математика

Еще одно направление работы в рамках НОУ – школьный интеллектуально-творческий марафон – внеурочная форма учебной деятельности учащихся. Целью его является выявление одаренных, талантливых и способных детей, развитие различных сфер их личности: потребностно-мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, сферы социальных навыков.

Он включает в себя 5 этапов:

1-ый этап – заочный. Состоит в том, что подготовленные оргкомитетом марафона задания с описанием механизма оценивания вывешиваются в вестибюле школы для всеобщего обозрения. Ученики выполняют эти задания дома и представляют к определенному сроку в оргкомитет. Задания этого этапа включают в себя вопросы из четырех циклов: математика, естествознание, обществознание, филология.

Следующие этапы являются очными:

2-ой этап – марафон цикла «Математика»;

3-ий этап – марафон цикла «Естествознание»;

4-ый этап – марафон цикла «Обществознание»;

5-ый этап – марафон цикла «Филология».

Таким образом, в течение учебного года каждому желающему ученику предоставляется возможность попробовать свои силы в любом цикле, провести самоанализ своей общей и специальной подготовки, учителям-предметникам дается возможность продемонстрировать, что любой школьный предмет значим как часть общечеловеческой культуры.

Администрация школы имеет возможность провести неформальный срез уровня и качества школьного образования.

Во время заочного тура родители могут оказать посильную помощь своим детям в подготовке заданий .

Первый опыт проведения марафона показал, что трудно «расшевелить» учащихся на участие в заочном туре, хотя для этого было сделано многое: вывешено красочное объявление в вестибюле школы с вопросами и с пояснениями, что и как делать, в каждом кабинете также были вывешены ксерокопии вопросов, члены оргкомитета два раза прошли по всем классам с беседой, выступали на школьных линейках, однако в заочном туре принял участие только 21 ученик.

Что касается очных туров, то в них принимает участие большинство учащихся 5-10-х классов.

По решению жюри были награждены Дипломами (I, II, III степени, поощрительным) 14% учеников, участвовавших в цикле “Математика”, 10% - в цикле “Русский язык”, 18,4% в цикле “Обществознание” 4,8% в цикле “Естествознание”.

В 2003-2004 учебном году в заочном этапе марафона приняли участие уже 86 учеников 5-10-х классов, причем многие классы представили работы 5 и более учащихся.

Традиционна форма работы с одаренными учащимися – подготовка их к участию в олимпиадах: школьных, городских, окружных.