Урок-игра по этике "Мы - друзья природы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Тема: Взаимопонимание в классе. "Убеждение нарушителей правил делового этикета на природе".

Цель: Дать учащимся представление о согласии, взаимопонимании с одноклассниками. Как одной из сторон общения; формировать у них умение находить взаимопонимание, разрешать разногласия, противоречия с помощью просьбы, убеждения, спора, беседы.
Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

Оборудование: На доске плакат - девиз урока. " Так давайте же вместе ребята, родную природу беречь". Музыка (песня) " Называется Природа", нарушители "Водомут", "Лесогуб", "Крепкосвист". (В грамзаписи голоса птиц.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, на прошлом уроке этики мы говорили с вами о взаимопонимании в классе. Давайте вспомним, что означает это понятие?
Взаимопонимание - это согласие, т. е. общие или близкие взгляды на жизнь, на учебу, на отдельные ситуации, на поступки и т. д., совместная реализация одинаковых взглядов.
-С чем связано взаимопонимание? (Оно связано с умением думать , а потом делать и говорить.)
-А как у нас в классе проявляется взаимопонимание? (Просьбы, споры, убеждения помогают восстановить взаимопонимание.)
-А как некоторые ученики пытаются восстановить взаимопонимание? Правильно ли это?
(Драка не лучший способ разрешить разногласия. Не согласен с чем-то скажи, почему ты против, но не дерись.)
-Сегодня на уроке, ребята, мы с вами поговорим об одной из форм взаимопонимания - это убеждение.
-Скажите, где, кого можно убеждать и в чем? (Учащиеся приводят примеры.)
-Хорошо, тогда давайте сделаем вывод. Что такое убеждение?
Убедить - значит познакомить того, с кем возникло разногласие, с моральной нормой(правилом, Привести аргументы "за" в пользу выполнения этого правила и склонить к поступку, который соответствует этому правилу.

3. Объяснение нового материала

Так вот сегодня на уроке мы будем учиться искусству убеждать. Мы постараемся убедить нарушителей правил делового этикета на природе.
-Пришла тревожная телеграмма:
В окрестностях школы появились возмутители спокойствия рек и озер - Водомут, разоритель птичьих гнезд - Птицегуб и нарушитель лесной тишины - Крепкосвист.
Ребята отправляются в лес на поиски хулиганов. (Звучат голоса птиц в грамзаписи.)
Ребята любуются лесом, птицами, и тут на поляну выбегают Водомут с карманами, полными мусора, Птицегуб с большой рогаткой, целится в птицу, Крепкосвист со свистком на шее и магнитофоном в руке пытается свистнуть. (Но здесь нарушителей окружают ребята и не дают им навредить.)

Сценка убеждения.

1. Почему вы шумите в лесу?
Водомут: Это разве шум? Ну-ка, Крепкосвист, свистни, как следует! (Не дают ребята.)
2. Ведите себя прилично! Не безобразничайте!
3. Лес- это дом многих зверей и птиц. В чужом доме не шумят.
4. У многих зверей малыши, вы подняли шум, музыку в лес принесли.
Все трое : Мы...не знали, не знали.
5. А ты, Птицегуб, мог бы быть хорошим мальчиком, если бы меткости учился не на птичках; нарисуй круг и бросай мяч в цель.
6. Не стыдно тебе обижать маленьких птичек ,которые приносят только пользу.
7. И дерево повредил, когда делал рогатку.
8. А ну-ка, выброси рогатку и обещай больше никогда ее не носить.
Птицегуб: (виновато) Обещаю...
9. Ребята, а что мы будем делать с Водомутом, посмотрите, сколько у него всякого мусора?
10. Это он и его друзья бросают в речку битые бутылки, банки консервные, рваные пакеты и всячески портят красоту.
11. Из-за таких, как он порезал ногу наш Женя, когда купался.
12. Да они вообще какие-то дикие : не поздоровались даже.
13. Нет, мы вас так не отпустим, а ну-ка выбрасывайте всю эту гадость! (В ведро с мусором все выбрасывают.)

Ребята читают стихи.

14. Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!

15. Мы хотим , чтобы солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.

Все трое: Ребята, простите, мы больше не будем, честное слово! Мы уже поняли, как нужно вести себя на природе.
Крепкосвист: Нельзя шуметь, нельзя мусорить, нельзя бить стеклянную посуду, бросать бумагу.
17. А птичек и зверюшек можно обижать? Птицегуб: Нет. Мы больше не будем.
18. А деревья и кусты можно ломать?
Водомут: Нет. Ребята, простите нас!
Учитель: Простим их, ребята? Поможем им стать хорошими. Все встают в круг и поют песню. Физминутка. "У оленя дом большой", выполняя движения.

4. Заключительная часть урока.

Итог - вывод:

- Ребята, как вы считаете, убедили мы этих ребят. Как нужно бережно относится к
природе или нет?
- А вот, чтобы такие мальчики и девочки, не знающие правил общения с природой,
приходя в лес на полянку , бережно относились к природе, какие бы слова вы написали при
входе в природу?

Конкурс на лучший плакат.

(Дети читают свои плакаты.) -А теперь давайте посмотрим и прочитаем плакаты на доске:

Кто утомлен, тому природа -
Великий друг, по сердцу - брат.
В ней что-нибудь всегда найдется
Душе, звучащее под лад.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни

В. Берестов.

Игра " Прилетели птицы".

-Ребята, а теперь все вместе давайте поиграем!

1 конкурс.

Учитель: Белобокая сорока
Прилетела из далека.
Не сказала где была,
Но зато, она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла!

Загадки:

Он серенький на вид
Но пением знаменит. (Соловей.)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)

Ей в ночь глухую не до сна,
Промысел ведет она. (Сова.)

Проживает в странах жарких,
А в нежарких - в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив. (Павлин.)

Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей.)

Он в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной,
Он на дереве сидит
И стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

И петь не поет,
И летать не летает...
За что же тогда
Его птицей считают? (Пингвин, страус.)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни он петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)

2 конкурс.

-А сейчас я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь вы услышите что-нибудь другое, то можно хлопать или топать. Начинаем:

Прилетели птицы;
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи....
- Что не правильно? Мухи!
- А мухи это кто? (Насекомые.)
Вы правы. Продолжаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (Дети топают.)
- Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!...
(Если дети не топают, учитель говорит: 1: 0 в мою пользу. Куницы вовсе не птицы.)

- Начинаем снова

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи....
(Если дети не топают, еще одно штрафное очко. У страусов крылья почти совсем исчезли и летать они не умеют.)

- Начинаем снова.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки....
Даже совки - сплюшки... .(Дети топают.)
- Что такое? Да не плюшки, а совки - сплюшки. Гаечки, не гайки-гаечки, а птички гаички.

Дальше.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.. .(Дети топают.)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы....

Все вы молодцы!
Подводится итог. Урок заканчивается.
Ребята читают девиз урока: "Так давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!"