(В ходе урока использовался рассказ Ю. Дмитриева “Что такое лес?”)
Цели.
- Обобщить знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи.
- Познакомить с лесным сообществом, как взаимосвязью всех элементов.
- Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края.
- Воспитывать любовь к природе.
- Учить видеть прекрасное.
- Развивать экологическое мышление, память, внимание.
Оборудование:
- мячик
- магнитофон
- модель “Лес – природное сообщество” (2 части - рисунки 1 и 2, картинки с различными видами животных)
- Старичок – Лесовичок
- листочки бумаги для каждого ученика
- фломастеры
Ход урока.
На уроках “Ознакомления с окружающим миром” мы узнаем много тайн и загадок нашей природы. Сегодня мы повторим то, что уже знаем и постараемся открыть для себя что-то новое.
Повторение:
К нам на урок пришел Старичок-Лесовичок. Правда, он не захотел нам показаться, пока мы не выполним его задания.
Индивидуальные задания:
- оставить на доске только то, что относится к природе (2 человека)
- разделить на группы (живая природа, неживая природа) – 2 человека
Класс:
- Что такое природа?
- Какая бывает природа?
- Чем отличается живая природа от неживой?
- Какие группы растений вы знаете? Чем группы отличаются друг от друга?
- Какие группы животных знаете? Чем отличаются?
Игра с мячом: учитель называет животное или растение и бросает мяч ученику, ученик возвращает мяч обратно, называя группу, к которой принадлежит данное растение или животное.
Старичок - Лесовичок доволен вами. А вот и он сам. (Рис.1)
Как вы думаете, кто он такой?
(хранитель леса, сторож, волшебник, добрый дух и т.д.)
Старичок – Лесовичок пришел не с пустыми руками, он принес нам интересную историю, но прежде чем рассказать ее желает узнать, как вы думаете, что в природе самое красивое? (Различные ответы детей)
А где вы любите бывать?
Звучит музыка (1 мин)
Закрыли глаза, легли на парту и попробуйте, представить себе это место.
Где побывали, что увидели, услышали, почувствовали? (Ответы детей)
Новый материал:
А я больше всего люблю бывать в лесу. Вот туда-то мы сейчас и отправимся, а Старичок – Лесовичок будет рассказывать историю. Слушайте внимательно и помогайте (в ходе рассказа на доске моделируется лес). Рис.2
Жил – был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.
– А что такое лес? – подумал он. – Лес – это ведь деревья.
Взял он кисти и краски, и стал рисовать.
- Какие деревья живут в лесу?
(Береза, ольха, осина, рябина, ель)
Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок – затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берез. Повесил художник картину на стену, полюбовался и уехал куда-то. А когда вернулся, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. (На доске картина цветущего леса заменяется картиной леса засохшего)
– Почему засох мой лес? – удивлялся художник. (Рис 3.)
– Какой же это лес? – услышал он голос Старичка – Лесовичка. – Деревья – то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел.
- Какие еще растения можно увидеть в лесу?
(Ответы детей)
Художник принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди зеленой травы множество ярких цветов. Под деревьями спрятались грибы.
Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и растения опять стали чахнуть. Художник задумался. А мы ему поможем, если разгадаем загадку.
Не зверь, не птица
Носок – как спица
Летит – кричит
Сядет – замолчит
(Комар)
- К какой группе животных относится комар?
- Каких насекомых можно встретить в лесу?
- Зачем лесу нужны насекомые?
– Ну, теперь все в порядке, – решил художник и, еще раз полюбовавшись на картину, опять уехал куда–то.
Физ. Минутка.
Пока художник отсутствует, представим, что мы в лесу и превратились в красивых, разноцветных бабочек.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся.
Крыльями взмахнул и полетел.
Художник вернулся, увидев свою картину, не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки. Художник подошел к картине…и вдруг отшатнулся. Все на ней и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
- Ребята, помогите художнику. Почему погиб лес?
– Что же делать? – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?
- Что еще должен нарисовать художник? Давайте поможем ему. ( дети по очереди подходят к доске, выбирают картинку животного, объясняют свой выбор, прикрепляют на модель)
Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Вот теперь это настоящий лес, - теперь он будет жить.
- Что же такое лес?
Вывод: Лес – это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество – как наш класс. Все живут дружно, помогают друг другу.
- По какому закону живут растения и животные в лесу?
- Какие увидели экологические связи (невидимые ниточки) в лесу? (Соединить маркером на модели)
Создание проблемной ситуации:
- Может ли человек нарушить эти невидимые ниточки?
- К чему это приведет?
- Каким будет лес?
- Может ли понравиться человеку такой лес?
- Каким должен быть лес?
- Получился у художника лес?
- Нравится он вам?
Итог:
- Что такое лес?
- Что увидели в лесу?
- Как живут в лесу животные и растения?
Придвинули листочки, возьмите фломастеры. Пока звучит музыка, представьте себя маленькими жителями этого леса и изобразите то, что вас окружает, соединив ваши рисунки, мы получим свой лес.
Оценить медалями “Знатоки леса”