Тема
- Проверка слов с двумя безударными гласными в слове.
Цели
- Усвоение своеобразия проверки слов с двумя безударными гласными звуками в корне; развитие умения подбирать два проверочных слова (двумя способами); закрепление понятий о корне и об однокоренных словах; формирование навыка правописания гласных в корнях слов на основе теоретических знаний и через систему упражнений; закрепление ранее изученных правил и умений работать с памятками; развитие умений детей обобщать и группировать слова по определённому признаку; развитие орфографической зоркости и внимания; воспитывать любовь к школе, чувство товарищества и дружбы, уважение к старшим, родителям.
Оборудование
- Сигналы, иллюстрации, карточки с гласными (а о и е я), схема слова (корень + окончание).
ХОД УРОКА
1. Приветствие гостям
– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
(Стихи читают заранее подготовленные дети):
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнём же урок, не будем зря время терять.
2. Психологический настрой
Спасибо, девочки! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за ваши успехи. А вот с каким настроением мы начнём наш урок? Посмотрите на облачка. Выберите то, которое вам больше понравится. Просигнальте: зелёный “да”, красный “нет”.
(На доске прикреплены три облачка: светло-голубое – улыбающееся, серо-голубое – грустное, тёмно-голубое – со слезами. Если варианты разные выбора– почему? Обыграть ситуацию)
– Я рада, что у всех у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Пусть это облачко и будет символом нашего урока.
3. Повторение теоретических основ изученного материала
Итак, в некотором царстве,
В дружном школьном государстве
Жил да был 3-й класс,
Слышите, ребята, это о вас.
Учитель грамоте детей учил
И на уроки с помощниками приходил.
Вот и сегодня на урок я пришла не одна. А с кем, вы и сами догадаетесь, помогут вам в этом ваши знания. Вспомним материал прошлых уроков:
К изучению какого раздела науки о языке мы приступили? (Этот раздел называется орфография.)
(На доску вывешивается флаг этой страны)
Что изучает данный раздел? (Систему правил написания слов; орфографические правила, чтобы грамотно писать.)
С каким правилом мы уже познакомились? Сформулируйте. (Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными на конце и в корне слова– приведите примеры; правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне или словарные слова). Приведите примеры.
Над каким правилом мы работаем в течение последних уроков? (Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.)
(На доске написана тема урока, коме слова “двумя”.)
Вспомним это правило. (…Чтобы на эту гласную падало ударение.)
Какими способами мы сможем подобрать проверочные слова?
(Изменить форму слова; подобрать однокоренное слово.) Приведите примеры.
– С каким же помощником я пришла на урок, кто догадался? (Это ударение.)
– Это не просто ударение, а Царь страны Орфографии.
(На доску вывешивается иллюстрация с его изображением.)
Им во все концы страны
Были посланы гонцы –
Разузнать и доложить:
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нём знают?
И как в жизни применяют?
Много ль времени проходит
С донесеньями гонцы воротились,
Молодцы!
Царь собрал все донесенья для скорейшего прочтенья.
В донесениях, как раз, все задания для вас.
4. Проверка домашнего задания
– Первое задание вы должны были выполнить дома. (На доске иллюстрация с домиком, символизирующая домашнее задание.) Какое?
(Из упражнения 251 на стр. 94 надо выписать шесть слов с проверяемыми безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.) Учебники открыты, прочитаем весь текст, отгадаем загадки. Как проверить безударную гласную в корне? (Ещё раз правило вспоминаем.)
Хорошо, откройте тетради, приготовьте сигналы, будьте внимательны:
Под землёй – земли е
Вытянешь – тянет я
Жара – жарко а
Стоит – стойо
Краснее – красный
Сильнее – сильный и
– Назовите гласные, которые чаще всего при написании в слабой позиции вызывают затруднения? (а я о е и)
(На доске вывешиваются карточки с этими буквами.)
– Всегда ли можно проверить безударную гласную ударением?
(Нет, в некоторых случаях правописание корня следует запомнить, а также следует запомнить правописание приставок и суффиксов.)
5. Минута чистописания
-Эти гласные: а о е и я, не простые, они– дочери короля ударение. И вот следующее донесение (на доске вывешивается следующее донесение с элементами букв). Выполнив его задание красиво и безошибочно, мы сможем увидеть принцесс. Это задание-минута чистописания. Вспомним правописание данных букв, усложнив полуовалом. Обратите внимание: все элементы должны быть одинаковой высоты, одинакового наклона.
– Молодцы! А вот и принцессы!
(На доску вывешиваются иллюстрации с принцессами.)
Очень капризные девицы, не всегда слушают своего отца – царя Ударение, вечно спорят, где чьё место в слове и из-за этого постоянно требуют проверки. Вот и сейчас, слышите?! Ай-я-я! Опять ссорятся. Давайте их помирим, ведь это так не хорошо –ссориться, надо жить дружно и слушаться родителей. Выполним следующее задание в этом же донесении, а помогут ваши знания правил.
– Прочитайте стихотворный отрывок, подумайте, какую грамматическую работу надо выполнить.
На доске:
Под с…сною у д…рожки
Ёжик шьёт л…се с…пожки.
(Надо вставить пропущенные орфограммы, объяснить.)
-Вспомним алгоритм рассуждений, помогут памятки. Приготовьте сигналы. Будьте внимательны, приготовьтесь писать по памяти.
(По одному ребёнку объясняют у доски: орфограммы на проверяемую и непроверяемую безударную гласную в корне слова.)
– На какие ещё правила встретились орфограммы? Объясните.
(ЖИ, разделительный Ь, парная согласная в корне слова.)
– Прочитайте ещё раз, обратите внимание на правописание безударных окончаний. Это правило мы с вами ещё не проходили. Запишите по памяти, помните, как оформлять стихотворный отрывок на письме.
– Проверьте, всё ли верно записали. Молодцы!
– Ребята, по каким общим признакам мы можем сгруппировать слова (или найдите общие признаки у слов): под сосною, сапожки, лисе, у дорожки?
(Все имена существительные, на одно правило, по одной безударной гласной)
– Молодцы! С этими заданиями вы справились успешно: рассмотрели ситуацию с разных сторон, указали все общие признаки. Принцессам понравилась ваша дружная работа. Они постараются больше не ссориться и предлагают нам отдохнуть и поиграть.
6. Физкультминутка
Дружно встали.
Раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Отдыхать все дружно станем.
Повернёмся влево, вправо,
Получается на славу.
Школе низко поклонимся,
В ней учиться не ленимся.
Ниже, ниже наклонимся,
Ну, теперь пора садиться.
7. Изучение нового материала
А вот и следующее донесение. (На доску прикрепляется карточка со знаком вопроса.) Какое странное задание– знак? Давайте посмотрим, что внутри: (схема корень + окончание) схема чего? Назовите морфемы. Образуйте слова, которые рассыпались. Соберите, запишите. (Молодой, борода)
Назовите общие признаки у этих слов.
(Одинаковый морфемный состав, на одинаковое правило – безударная проверяемая гласная).
Объясните орфограммы (алгоритм рассуждений).
(Объясняют и выясняют, что в этих словах две проверяемые безударные гласные)
– Как же проверять слова, в которых две проверяемых безударных гласных? (Так же, как и с одной, только подобрать два проверочных слова.)
– Измениться ли алгоритм рассуждений? (Нет.)
– Сформулируйте правило.
8. Закрепление материала
Работа по учебнику– правило с.101 упр. 276.
9. Подведение итогов урока
Каким получился наш урок? Что вам понравилось? Какие задания вызвали затруднения? Что узнали нового? Сформулируйте правило.
(Сделать вывод о ударении и гласных)
– Спасибо за хорошую работу!