На родительское собрание — с удовольствием!

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Руководствуясь убеждением в том, что сфера образования является областью сервисного

обслуживания населения, в процессе своей работы стараюсь оказывать качественные услуги детям и их родителям ( как главным “заказчикам” уровня услуг). Как и в любом другом сервисе, для меня имеет значение, насколько мои ученики и их родители довольны моей работой, моим к ним отношением и качеством образования и воспитания детей.

Поэтому общение с родителями считаю одной из основных составляющих успешной работы с детьми. Знание состава семьи, особенностей воспитания, вообще “включение” педагога в новую, школьную, жизнь ребёнка – условия успешной адаптации детей к этой непростой жизни.

В своём общении с родителями использую такие виды работы:

– анкетирование
– посещение семьи
– индивидуальные беседы
– родительские собрания
– занятия “школы для родителей”

Первым этапом и залогом дальнейшего продуктивного общения с семьёй ребёнка считаю установление тёплых отношений, личного контакта с родителями. На родительских собраниях у меня обычно 80-90%-ая посещаемость и вот как я этого добиваюсь. В начале учебного года на каждого ребёнка завожу отдельную ученическую тетрадь и фиксирую в ней все достойные внимания родителей ( как положительные, так и не очень ) факты из школьной жизни ученика. Записи ведутся в свободной форме, с юмором, что позволяет неформально подойти к проблеме и вызывает у родителей живой отклик. В этот же дневник педагогических наблюдений при желании можно внести записи других педагогов и психолога, что делает картину жизни ребёнка более полной и объективной. За месяц-два в этой тетради накапливается определённый объём информации и к родительскому собранию я обладаю фактическим материалом, с которым можно работать дальше. Я очень внимательно слежу, чтобы записи носили преимущественно положительный характер, а отрицательных замечаний в нашей школе и так хватает. О них я упоминаю с юмором и в максимально корректной форме. На собраниях родители знакомятся с записями в конфиденциальной форме, как правило, остаются этим чрезвычайно довольны и с желанием идут на контакт с педагогами, откликаясь на просьбы и пожелания. Вслух же я преподношу им ту информацию, которая имеет ценность для всех, отвечаю на вопросы родителей и делюсь впечатлениями от общения с их детьми.

Работа с родителями – большое искусство, как и вообще общение с людьми. Когда удаётся наладить контакт с семьёй, тогда родители сами идут к учителю, не боятся быть непонятыми, обиженными и униженными. На этом фундаменте гораздо легче и проще строить отношения с детьми. Это делает работу педагога, как сейчас принято говорить, “прозрачной”, не возникает двусмысленностей, обид и недомолвок.

Плюсы этой формы работы очевидны, но считаю необходимым упомянуть и о минусах. Это очень трудоёмкое занятие, а писанины у учителей и так достаточно. Дневники наблюдений требуют от педагога вдумчивости, ответственности и большой затраты времени, но они же являются вашей опорой в работе, доказательством вашей компетентности, документом, свидетельствующим о качестве вашей работы. По моему мнению, все душевные и физические затраты на ведение подобных дневников окупаются установлением тёплых отношений с семьёй ребёнка, благодарностью родителей и в итоге повышают авторитет и конкурентоспособность педагога.