Математическая игра: "Путешествие по стране Математика" для 5-х классов

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели и задачи:

Образовательные:

  • Закрепление умений – находить наименьшее расстояние от точки до объекта, периметр многоугольников.
  • Закрепление умений – решать линейные уравнения.

Воспитательные:

  • Показать математику как интересную науку, превратить занятие в увлекательное путешествие, где может проявить себя каждый ученик.
  • Воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе.

Развивающие:

  • Развить внимание, память учащихся.
  • Развить сообразительность учащихся.
  • Развить коллективизм, общительность, уверенность в себе.
  • Развить потребность к самообразованию.
  • Развить творческое, логическое мышление у ребенка.

Реквизиты:

  • Карточки – задания (для участников).
  • Карточки – задания (для болельщиков).
  • Отдельные станции.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас особенный день, мы будем путешествовать по стране Математике. А сопровождать нас будут знатоки своего дела, наши гиды (идет представление жюри). А вы, участники, будите туристами, давайте познакомимся с вами поближе (представление команд включает в себя домашнее задание: название команды, девиз, приветствие). Непременно с нами пойдут и ваши друзья, болельщики. Ну, конечно же, с вами буду я, ваш путеводитель.

Проведение игры:

Как и всегда в самом начале мы должны приобрести билетики, вместе с ними вы также получаете лотерейные билетики. Среди билетиков есть счастливые. Если билет счастливый, тогда за правильный ответ он вам приносит 2 очка, если билетик простой – 1 очко. Итак, начнем мы свое путешествие со станции “Лотерейная”. Капитанов команд попрошу подойти ко мне и получить свои лотерейные билетики. Тут затеи и задачи, игры, шутки – все для вас. Пожелаем вам удачи. За работу! В добрый час!

1 тур.

Капитаны получают задания, возвращаются к своим командам и по сигналу решают, время, отведенное на этот конкурс – 5 мин.

Задания:

  • Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь? (23 года)
  • Какой знак надо поставить между написанными рядом числами 2 и 3, чтобы получилось число, больше двух и меньше трех? (2, 3)
  • У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестер? (3 сестры, 4 брата)
  • Сколько получится, если от наименьшего четырехзначного числа отнять наибольшее двузначное и затем отнять наименьшее однозначное? (900)
  • Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу: “Не производя никакой записи, увеличь это число на 12 и покажи мне ответ”. Не долго думая, товарищ показал ответ. Покажите и вы. (98)
  • Портной имеет кусок сукна длиной 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. Через сколько дней он отрежет последний кусок? (Через 7 дней)
  • Число 666 увеличьте в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий. (999)
  • Применяя знаки арифметических действий, напишите число 2 тремя двойками. (2 * 2 - 2 = 2)
  • Скажите, сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по кошке? (4 кошки)
  • Сколько получится, если сложить следующие числа: наименьшее двузначное, наименьшее трехзначное и наименьшее четырехзначное? (10 + 100 + 1000 = 1110)
  • В корзине лежат пять яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Одной дать с корзиной)
  • В квадратном зале поставьте вдоль стенки десять кресел так, чтобы у каждой стенки стояло кресел поровну. (У каждой стенки будет по три, причем два стоят в противоположных углах)
  • Применяя знаки арифметического действия, напишите число1 тремя двойками. (2 - (2 : 2)=1)
  • В двух ящиках хранились ножницы, по 20 штук в каждом. Перед уроком труда учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в двух ящиках? (20)
  • А в это время, пока наши команды разбираются какие же у них билетики, мы с вами немного поможем им. Чья команда наберет больше жетонов, за правильный ответ, та принесет своей команде 1 очко. Ну, что готовы?

Задания болельщикам.

  • Может ли, при умножении получиться ноль? [Да]
  • Прибор для измерения углов. [Транспортир]
  • Число разрядов в классе. [3]
  • Натуральное наименьшее число. [1]
  • Чему равен угол в квадрате? [90]
  • Прямая, ограниченная одной точкой. [Луч]
  • Сумма сторон геометрической фигуры (многоугольника). [Периметр]
  • Когда стрелки часов составляют прямой угол? [3 ч, 9 ч, 15 ч,21 ч]

По окончании времени капитан приносит решение гидам.

И пока наши гиды заняты нашими дальнейшими планами, мы с вами проверим правильность некоторых, на мой взгляд, более трудных заданий.

  • Сколько получится, если сложить следующие числа: наименьшее двузначное, наименьше трехзначное и наименьшее четырехзначное? (10 + 100 + 1000 = 1110.)
  • Когда моему отцу было 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь? (23 года)
  • Число 666 увеличьте в 1,5 раза, не производя ни каких арифметических действий. (Надо перевернуть число .999)

Слово нашим гидам. (Жюри представляет результаты первого конкурса)

2 тур.

Найдем кратчайшее расстояние от начала к финишу на станции “Длина”. Капитанов команд, попрошу подойти и получить задания.

Капитаны получают задания “Рис.1”, возвращаются к своим командам и по сигналу решают, время, отведенное на этот конкурс – 10 мин.

И пока наши команды выполняют задания, болельщики могут тоже помочь своим командам, решив правильно свои задания “Рис. 2”

Рис. 2

Рис. 2

По окончании времени капитан приносит решение гидам.

Слово нашим гидам. (Жюри представляет результаты второго конкурса)

3 тур.

Мы неплохо поработали, и я предлагаю сейчас отдохнуть на станции “Рыболовная”. Капитанов команд попрошу подойти к озеру и наловить рыб. Причем, как в хорошем озере у хорошего рыбака может, улов быть покрупней, чем у своих друзей. За правильные ответы 3 очка, 2 очка, 1 очко, соответственно размерам рыбок.

Задания:

  • Если от задуманного трехзначного числа отнять 7, то оно разделится на 7, а если отнять 8, то оно разделится на 8, а если отнять 9, то оно разделится на 9. Какое число задумано?

(Ответ: 999)

  • В конверте лежат квадраты, круги и треугольники. Всего 7 штук. Квадратов в 3 раза больше, чем треугольников. Сколько в конверте кругов?

(Ответ: 3 круга)

  • Вычисли: 15-1/2

(Ответ: 14,5)

  • Пуговица весит 1,5 кг. Сколько весит миллион таких пуговиц?

(Ответ: 1500000)

  • Сколько всего квадратов?

(Ответ: 25 квадратов)

       
       
       
       
  • В каком семизначном числе столько же цифр, сколько букв в его написании?

(Ответ: 1000000)

  • Во сколько раз увеличится трехзначное число, если к нему приписать такое же число?

(Ответ: в 2 раза)

  • Вычисли: 5

(Ответ: 4)

  • Брат старше сестры во столько же раз, сколько ему лет. Сколько лет сестре?

(Ответ: 1 год)

  • Вычисли:

(Ответ: )

  • В портфеле 16 тетрадей в клетку и в линейку. Тетрадей в клетку в 7 раз больше, чем в линейку. Сколько тетрадей в клетку и сколько в линейку? (2 в линейку, 14 в клетку)
  • Вычисли: 1

(Ответ: 2)

  • Сколько раз за время от 0 до 12 ч минутная стрелка совпадает с часовой?

(Ответ: 12 раз)

  • Вычисли:

(Ответ: 1,7)

  • Сколько всего квадратов и сколько всего треугольников на чертеже?

(Ответ: 3 квадрата, 18 треугольников)

  • Ученик первого класса живет на десятом этаже, но доезжает до седьмого идет пешком. Почему? (Невысокий)
  • Угол в 10 рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Угол, какой величины виден в лупу? (Такой же)
  • У какой дроби числитель больше знаменателя и которая не изменяется, если ее перевернуть? (Ответ: )
  • Вычисли: (Ответ: )
  • Сколько раз в числах от 1 до 100 (натуральных) встречается цифра 3? (20)
  • Вычисли: (Ответ: )
  • Напишите число, которое содержит 22 тысячи, 22 сотни и 22 единицы. (22222)
  • Вычисли: 35 + (Ответ: 35)

А пока наши команды заняты рыбалкой, мы поможем им с их счетом.

Задания болельщикам.

  • У трех трактористов был брат Андрей, а у него братьев не было. Как это получилось? [Трактористы – сестры]
  • Когда мы смотрим на двойку, а говорим 10?  [Минутная стрелка показывает 10 минут]
  • Два сына и два отца съели три яйца. По сколько съел каждый? [По одному]
  • Четверо играли в домино ровно 4 часа. Сколько часов играл каждый из участников? [4 часа]
  • Сколько десятков получится, если два десятка умножить на два десятка? [20 * 20 = 400, 40 десятков]
  • Пять рыбаков съели пять судаков за один день. За сколько дней десять рыбаков съедят десять судаков? [1 день]

По окончании времени капитан приносит решение гидам.

Слово нашим гидам. (Жюри представляет результаты третьего конкурса).

4 тур.

И самая последняя наша станция “Периметр”. Прошу капитанов команд получить свои задания, приступить к последнему препятствию. За правильный ответ 1 балл. Времени у вас мало всего 10 минут “Рис. 3”.

Рис. 3

Рис. 3

А нашим друзьям – болельщикам я дам самое простое задание: приготовьте сейчас для нас свою походную песенку. За нее ваша команда получит бонус 5 баллов. Готовьтесь, только тихонько не мешайте туристам.

  • 7 (Ответ: 3)
  • 3 (Ответ: 3)
  • 3 (Ответ: 3)
  • 6 – 1 (Ответ: 4)
  • 9 (Ответ: 4)
  • 5 (Ответ: 4)

По окончании времени капитан приносит решение гидам. Болельщики команд поют свои песенки. Жюри считают последние результаты и выдают итоги. Идет награждение и заключительная песенка “ Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались …”

– Мне сегодня было так приятно с вами попутешествовать – поиграть, надеюсь и вам? Давайте поблагодарим наших гидов... И до свидания, до новых встреч!