Цели:
- Развитие интереса к математике;
- Активизация деятельности учителя и учащихся;
- Воспитание коллективизма, стремления к творческой деятельности.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие навыков коллективной работы;
- Развитие интереса к решению нестандартных задач и заданий;
Оформление зала и реквизит:
- Плакаты с высказываниями о математике, с изображением трассы “рис.1”, машинки, доска, маркеры, шары.
Рис. 1
Музыкальный ряд: мелодии детских песен или инструментальной музыки.
Игра была организована между школами города для учащихся 3-х классов (дети 8-9 лет).
Игра состоит из трёх частей:
Начало – часть1.
Начало – формирует у учащихся психологическую готовность к восприятию: приветствие ведущей, представление жюри, объяснение правил игры, приветствие команд.
Основная часть – часть 2.
Здесь 5 этапов-заданий. В каждом этапе задания подобраны с учётом возрастных возможностей и с учётом школьной программы. В каждом этапе 3-4 задания. Одно или два – лёгкие, а остальные повышенной сложности (направленные на развитие словесно-логического мышления). Это позволяет командам на каждом этапе получить хотя бы минимальное количество баллов. После каждого этапа объявляются результаты и набранное количество баллов каждого класса (школы) показывается на “горе”, а также рассматриваются способы решения каждого задания.
Заключение – часть 3. Объявление результатов, награждение команд.
Соревновательный дух игры активизирует возможности детей, поэтому игра проходит в темпе и занимает 40-45 минут. Между этапами проводятся игры с залом, можно пригласить художественный коллектив для выступлений.
Домашнее задание: подготовить “визитку” команды (2-3 минуты).
Ход игры:
– Добрый день, я рада приветствовать вас на математических гонках “М1”. В этих гонках принимают участие команды 3-х классов школ города и района. Каждая команда, состоящая из 4-х человек, представляет собой экипаж математического болида рвущегося первый достигнуть финиша.
– За гонками, выполнением всех правил игры будет следить строгое жюри, в составе: …, …, …
– Давайте оговорим условия нашей игры. Просьба к командам быть очень внимательными.
– Отвечать на вопросы заданий письменно, в ответе записывается и учитывается только конечный результат (ход решения на черновике). Задания будут выдаваться перед каждым этапом.
– Ответы на решённые задания приносит капитан команды на стол жюри.
– Так как это гонки, т.е. игра скоростная, то та команда, которая принесёт первой правильный ответ, заработает дополнительный балл.
– Итак, экипажи готовы? Мы приветствуем экипаж школы №1…(экипажи показывают визитку – домашнее задание)
Арифметическая дорога.
Задание № 1
Поставьте в клеточки такие числа, чтобы суммы по вертикали, горизонтали и диагонали были равны.
15 9 18 27
Ответ:
15 30 9 12 18 24 27 9 21
Задание № 2.
Продолжите числовой ряд (допишите два числа)
А) 87, 76, 65, ?, ?.
Б) 12, 13, 11, 14, 10, ?, ?.
Ответ:
А) 54, 43.
Б) 15, 9.
Задание № 3.
Расставьте знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства:
9 9 9 = 2
9 9 9 = 9
9 9 9 = 10
9 9 9 = 90
Ответ:
(9 + 9) : 9 = 2
9 : 9 * 9 = 9
9 : 9 + 9 = 10
9 * 9 + 9 = 90
Задание № 4.
Расшифруйте:
**** – ***=1
Ответ:
1000 – 999 = 1
II. Вираж Григория Остера
Задание № 1
Слону принесли 9 ведер воды , по 6 литров в каждом. 27 литров слон выпил сам, остальную воду слон израсходовал на поливку из хобота директора зоопарка. Сколько ведер воды израсходовал слон на поливку директора зоопарка?
Ответ: 4,5 ведра.
Задание № 2
На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника?
Ответ: 8 часов.
Задание № 3
40 бабушек поехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле без глушителя ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три мотоцикла с колясками, на каждом из которых поместилось по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На оставшихся мотоциклах сидело по две бабушки. Сколько всего мотоциклов было у бабушек:
Ответ: 19 мотоциклов.
III. Трасса геометрии
Задание № 1.
На сколько частей разделится лист бумаги четырьмя прямыми линиями, проходящими через одну точку?
Ответ: на 8 частей.
Задание № 2.
Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделите на 4 части так, чтобы две из них были четырехугольной формы, а две – треугольной.
Ответ:
Рис. 2
Задание № 3.
Сколько четырехугольников со стороной АВ изображено на “рис. 3”:
Рис. 3
Ответ: 4 четырехугольника.
IV. Мост ребусов
№ 1.
Илья стоит в хороводе. Пятый слева от Ильи тот же, что и шестой справа. Сколько людей в хороводе?
Ответ: 11 человек
№ 2.
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли надеяться, что через 72 часа будет солнечная погода?
Ответ: нет.
№ 3.
Решите ребусы:
Рис. 4
Ответ: 1. Кривая. 2. Конус. 3. Луч. 4. Овал. 5. Угол. 6. Куб. 7. Число. 8. Фигура.
V. Поворот логических задач
№ 1
На ужин дети пили кисель, компот, сок, молоко. Какой-то напиток был в стакане, какой-то – в кружке, какой-то в бокале, какой-то в чашке. В чем было молоко, если известно, что: сок был не в бокале; компот был не в чашке; кисель был в кружке; в бокале был не компот?
Ответ: в бокале.
№ 2.
В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если пес Шарик, сидящий крайним слева, сядет между котом Матроскиным и дядей Федором, то дядя Федор окажется крайним слева. Кто где оказался?
Ответ: дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, почтальон Печкин.
№ 3.
Разделите прямой линией циферблат часов “рис. 5” на две части так, чтобы сумма чисел на обеих частях была одинаковой. Укажите эту сумму.
Рис. 5
Ответ: 39 “рис.6”
Рис. 6
№ 4
Шоколадка имеет такой вид:
Сколько разломов надо сделать, чтобы разделить её на 6 отдельных кусочков?
Ответ: 5 разломов.
Игры со зрителями
Задачи-шутки:
Шла бабка в Москву и повстречала трёх мужиков. Сколько людей направлялось в Москву? (Одна бабка)
Летела стая гусей: один гусь впереди, один позади, а два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей? (3 гуся)
Рядом стоят две курицы: одна – головой к северу, другая – головой к югу. Могут ли они увидеть друг друга, не поворачивая головы? (Да, т.к. стоят головой друг к другу).
Шла бабка в Москву и догнала двух мужиков. Сколько людей направлялось в Москву? (3 человека)
Назовите сказки, в названии которых встречаются числительные.
Отгадайте ребусы:
Рис. 7
Ответ: 1. Ломаная, 2. Длина, 3. Счёт, 4. Величина, 5. Шар, 6. Круг.