Словообразование всегда было одним из самых трудных для учащихся разделов в школьном курсе русского языка, т.к. для исследования словообразовательных процессов необходим достаточно высокий уровень лингвистической подготовки и развитое мышление. Вместе с тем это одна из самых важных областей языкознания, тесно связанная с лексикой, историей языка, морфологией, морфемикой. То, что именно морфемика заменила традиционный в 5 классе раздел “ Словообразование. Орфография. Культура речи” ((1) и более ранние издания), - очередная крайность, в которую впали методисты. Ведь ранее в базовом учебнике для общеобразовательной школы не было темы “Морфемика”, как, впрочем, не было самого термина “морфемика” даже в таком популярном пособии для учащихся, как “Русский язык: Справочные материалы”, изданном под редакцией Н. М. Шанского (2).
Исчезновение из школьной программы целого раздела вызывает недоумение, поскольку изучение существующих в языке механизмов появления слов помогало сформировать у детей представление о языке как развивающейся, живой системе, способствовало развитию мышления у учащихся, вызывало устойчивый интерес, а также знания, полученные в процессе работы над способами словообразования, служили базой для изучения других разделов лингвистики. Умение производить словообразовательный анализ очень часто необходимо для объяснения и понимания орфографических правил, следовательно, для выработки навыков грамотного письма. Если ребенок обучен вычленять формообразующие морфемы (имеет представление о формообразовании), ему легче даются темы из раздела “Морфология”, рассказывающие о морфологических признаках частей речи. Знания и умения, сформированные на уроках по словообразованию, позволяют ученикам не механически, а сознательно выделять части слов при морфемном анализе. Разбор слова по составу становится для детей легче, интереснее, осознаннее, если связан со словообразовательным анализом.
Мысль о неразрывной связи морфемного и словообразовательного разборов не нова, она нашла свое отражение в работе Н.Н.Прокоповича (3, с.9), свидетельствующей о давней сложившейся традиции в изучении словообразования в школе. О том, что морфемный анализ “ дает ответ на то, какие “ элементарные значимости” выделяются в то или иное время в данной лексической единице”, а также о том, что это “начальная, но обязательная стадия словообразовательного анализа”, писали Н.М. Шанский и А.Н.Тихонов (4, с. 8).
Новизна нашего подхода к преподаванию русского языка в 5 классе общеобразовательной школы заключается в тесной связи изучения морфемики со словообразованием, а разбор слова по составу предваряется словообразовательным разбором.
Все работающие в школе учителя понимают, что ребенок при определении морфемного состава какой-либо лексической единицы (что, как правило, без затруднения делает взрослый человек, рассматривающий слово “ на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов”, способный учесть все “присущие ему грамматические формы” (4,с. 8)) не может сразу, в комплексе представить себе структуру слова, а именно в изучении состава слова и состоит цель “Морфемики”. Но зато пятикласснику под силу произвести последовательное вычленение морфем во время словообразовательного анализа, а затем, как результат своей деятельности, ученик может обозначить морфемный состав слова.
Рекомендованные Министерством образования РФ учебники русского языка имеют ряд недостатков, затрудняющих успешную работу по ним. Покажем это на примере одного издания (5).
В учебнике для 5 класса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. раздел “Морфемика. Орфография. Культура речи” представлен 17 параграфами (с §69 по §86, с. 144-176), которые содержат упражнения № 368-457. При всем уважении к труду авторов, создавших учебник, удостоенный в 1984 году Государственной премии, выдержавший проверку временем, сохраняющий свою ценность и сегодня, переработанный в соответствии с назревшей необходимостью, хотелось бы, с учетом возраста учеников, обратить внимание на неточности в подаче теоретического материала, которые выявляются в процессе работы учителя и приводят детей к недопониманию.
Например, в § 75 (5, с. 154) дано следующее определение суффикса: “ Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов”. Исходя из определения, в слове зазеленел следует выделить суффикс –ел (что дети и делают), т.к. именно эта часть слова “стоит после корня”, перед окончанием. Ни в самом параграфе, ни в упражнениях нет сведений о том, что суффиксы могут образовывать формы слов (например, -л- образует форму глаголов прошедшего времени, -ть – инфинитив, -а-, -е-, -и—глагольные суффиксы). Нет оговорки, что во время акта словообразования к производящей основе может присоединяться только одна морфема, а в составе слова иногда насчитывается несколько суффиксов. Не показано, как находить изучаемую морфему.
Аналогичная картина складывается у учеников после изучения § 76. Так что, опираясь на сведения, извлеченные из учебника, дети должны в слове производительный выделить приставку произ- и суффикс –ительн-.
Рассматривая морфему –ся (-сь) как суффикс (так советует делать учебник), ученики, видя нелогичность определений, удивляются: “Суффикс стоит после окончания? А в определении сказано…”
В § 71 вводится понятие окончания. Эта морфема определяется как “значимая часть слова, которая образует форму слова” (5, с. 146). “Окончание служит также для связи слов в словосочетании и предложении” (там же). У школьников возникает закономерный вопрос, на каком основании в § 109 выделяется окончание –ть в неопределенной форме глагола, которая, как известно, не изменяется и, как читаем в учебнике, “не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода” (5,с.235)? Тем более, что из § 72 дети узнали, что “неизменяемые слова состоят только из основы” (5, с.148 ).
§ 72 знакомит читателей с понятием “ основа слова” (5, с.148): “это часть изменяемого слова без окончания”. “В основе слова, - утверждают авторы учебника, - заключено его лексическое значение” (там же). Досадно, что и ученикам, и учителю так и не становится понятно, в чем же необходимость введения понятия “основа”, остается невыявленной ее функция. Дети старательно выделяют основу при морфемном разборе, но никто из них не может сказать, с какой целью это делается.
Читая следующий параграф, любознательные ученики опять не могут не удивиться. Оказывается, “лексическое значение всех однокоренных слов” заключено не в основе, а в корне, правда, дается уточнение, что речь идет об “общем лексическом значении”. При этом не сказано о том, как следует находить корень, нет даже вскользь сделанного замечания, что это этимологическое явление, содержащее сведения об истоках слова, его истории.
В процессе работы над разделом “Морфемика. Орфография. Культура речи” возникает также ряд частных вопросов, например, почему понятие “нулевое окончание” введено (5, с. 146), а о нулевом суффиксе нет и упоминания. Или, как, разбирая слово по составу, опираясь на памятку (5, с. 163), находя приставку и суффикс, догадаться, одна в слове приставка, один суффикс или их несколько, а если это так, то сколько? Почему в словах может быть разное количество морфем?
Таким образом, ребенку, работающему по базовому учебнику (хорошему учебнику, с разнообразными упражнениями и заданиями, с продуманными способами знакомства с новым материалом), не показаны существующие в языке механизмы образования слов, оказываются недоступны правильные с точки зрения научности определения. Учащиеся выделяют морфемы механически, без учета процессов словообразования. Остаются неясными причины введения некоторых понятий, то есть нарушается дидактический принцип связи теории с практикой.
Опыт работы в школе подсказывает, как сделать работу на уроках более эффективной и интересной, как связать изучение раздела “Морфемика. Орфография. Культура речи” с получением детьми некоторых, с учетом возрастных особенностей и необходимости, сведений о способах словообразования и с выработкой умения делать словообразовательный анализ слова, без которого пятиклассникам невозможно грамотно произвести морфемный разбор. Круг рассматриваемых вопросов и порядок прохождения тем может быть следующим. Обратим внимание и на корректировку некоторых определений.
Занятие №1. “Словообразование как наука. Однокоренные слова и формы одного и того же слова”.
Цель урока: познакомить со словообразованием – разделом науки о языке, научить различать разные слова и формы одного слова, напомнить детям о наличии у слова лексического и грамматического значений.
Занятия № 2, 3. “Как образуются слова”.
Цель уроков: ввести понятия морфемы (словообразовательной и формообразующей), производящей и производной основ, дать им определения, потренировать в нахождении изученных языковых явлений, научить устанавливать словообразовательную соотнесенность, познакомить с порядком словообразовательного разбора, с морфемным и семантическим (безморфемным) способами словообразования (см. далее).
В определение морфемы вводится следующее уточнение: “Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования целого ряда форм и слов. Если морфема служит для образования форм одного слова, то она является формообразующей. Образующая новое слово (словообразовательная) морфема может присоединяться как к основе, так и к целому слову”. Введение понятий “производящая основа”, “производная основа” облегчит в дальнейшем работу учителя на уроках морфологии, когда потребуется показать, как образуется та или иная часть речи, а пока поможет научить детей производить словообразовательный анализ слова. Очень полезна памятка “ Порядок словообразовательного разбора”:
“Чтобы определить, как образовалось слово, нужно:
- найти слово, объясняющее лексическое значение данного, самое близкое ему по строению: зимний (тот, что связан с зимой); домик (маленький дом); перебежать (совершить передвижение с одного места на другое, бежать с одного места на другое);
- выделить производящую основу (основу, на базе которой образуется слово; при этом помните: формообразующие морфемы не участвуют в словообразовании):
зимний <-- зима; домик <--дом; перебежать <-- бежать;
- указать в разбираемом слове производящую основу, выделить в нем производную основу ( основу,входящую в производное слово, то, которое произведено, образовано):
- выделить морфему, образующую слово:
- сделать вывод о способе образования данного слова”.
зим/
н/ий<-- зима; дом/ик <-- дом; пере/бежать <--бежать;зим/
н/ий <-- зима; дом/ик/ <--дом; пере/бежать <-- бежать;Занятие № 4. “Морфемы.Приставка. Приставочный способ словообразования”.
Цель урока: дать определение приставки, показать ее особенности. разнообразные значения,научить детей выделять приставки, потренировать в словообразовательном разборе.
Введение новых понятий производится после проведения наблюдений:
1.Возьмем глагол бежать. Подберите к нему однокоренные глаголы,обозначающие “движение внутрь”, “движение наружу”, “ передвижение с одного места на другое”. Подумайте и скажите, какая часть слова придает глаголу бежать эти значения. Назовите производящую и производные основы названных глаголов.Образец записи:
бежать --> в/бежать;
-->вы/бежать;
-->пере/бежать.
2. Сравним слова по их лексическому значению и составу: а) нести, принести,унести; б) лететь, прилететь, улететь; в) ехать, приехать, уехать.
В завершение работы делаем вывод: “Перед нами разные слова. Они имеют свое лексическое значение. По составу различаются только приставками. Приставка при- вносит в слово значение “приближения”, а приставка у- -значение “удаления”. Приставки присоединяются к целым словам. Приставка – значимая морфема,осложняющая производящее слово спереди и служащая для образования новых слов. Способ образования новых слов с помощью приставок называется приставочным”.
Занятия № 5,6. “ Суффикс. Суффиксальный способ словообразования”.
Цель уроков: дать определение суффикса, познакомить детей с нулевым суффиксом, потренировать в нахождении изучаемой морфемы, показать, что такое суффиксальный способ словообразования.
Теоретический материал включает в себя следующие положения: “ Суффикс –значимая морфема, присоединяемая к производящей основе сзади и служащая для образования новых слов и форм одного слова. Словообразование изучает только словообразовательные суффиксы, то есть те, с помощью которых появляются новые слова.Способ образования слов с помощью суффиксов называется суффиксальным. Формообразующие суффиксы изучает морфология (наука о частях речи). С морфемами, образующими формы одного слова, вы уже знакомы. Это, например, -л- - суффикс прошедшего времени глагола, -ть –суффикс инфинитива”.
С нулевой суффиксацией (7) дети знакомятся практическим путем во время выполнения заданий, требующих сопоставления слов, относящихся к одной части речи, образованных от общей производящей основы, например: ход, ходьба,хождение -существительные, образованные от производящей основы –ход- с помощью разных суффиксов, имеют одинаковое лексическое значение, обозначают “действие по глаголу ходить как предмет “.
Занятие № 7 “Конфикс. Конфиксальный способ словообразования”.
Цель урока: познакомить детей с новой для них словообразовательной морфемой, ввести определение конфикса, потренировать в нахождении изученного языкового явления.
Введение понятия “конфикс” и знакомство с определением, предложенным В.М. Марковым (8, с.7-12), позволит не нарушать логичности утверждений, что в словообразовании участвует всегда одна морфема, она придает слову оттенок лексического значения. В дальнейшем учителю будет легче объяснять, например, тему “Гласные О, А на конце наречий”, поскольку достаточно будет показать ученикам, что первой части конфикса из- , до-, с- соответствует вторая часть – а, а первой части конфикса в- , на- , за- - -о.
Дети очень легко усваивают определение: “Конфикс – значимая морфема, состоящая из двух частей, которая с двух сторон осложняет производящую основу и служит для образования новых слов. Если в словообразовании участвует конфикс, то способ словоообразования называется конфиксальным” (подробнее см. 8,9).Графически конфикс как двуединую морфему удобно обозначать, соединяя ее начальную и конечную части квадратной скобкой.
Занятия № 8, 9. “Приставка. Суффикс. Конфикс. Словообразовательный разбор”.
Цели уроков: выполнение тренировочных упражнений по нахождению изученных морфем и произведению словообразовательного анализа, обучение построению словообразовательных цепочек, что позволит детям научиться последовательно вычленять морфемы, определяя состав слова.
Занятие № 10. “Способы словообразования. Основосложение”.
Цели урока: повторить сведения о приставочном, суффиксальном, конфиксальном способах, познакомить учеников со сложением – одним из способов словообразования.
При введении понятия “основосложение” учитываем сделанные ранее уточнения в формулировках: “Основосложение – способ образования новых слов путем соединения двух и более производящих основ, или слов, или их частей. Результатом основосложения являются сложные слова”.
Занятие № 11. “Соединительные гласные О, Е”.
Цель урока: познакомить учащихся с орфографическим правилом, научить выбирать нужные буквы для написания сложных слов, образованных сложением, с помощью соединительных гласных.
Занятие № 12. “Семантический способ словообразования”.
Цели урока: познакомить детей с семантическим способом словообразования, показать его особенности, научить детей находить слова, образованные семантическим способом, потренировать в словообразовательном разборе.
В статье В.М.Маркова (10) содержится определение и убедительное обоснование причин выделения этого не всеми лингвистами признанного способа словообразования, сущность которого заключается в следующем: “Семантический способ словообразования … осуществляется путем включения слова в иной лексический разряд, в результате чего образуются омонимы, то есть равнозначные производные лексемы, которые, в категориальном отношении, подобны лексемам, образованным с помощью морфем” (10, с.9).
С учетом возрастных особенностей детей теоретические сведения подаются в следующем, упрощенном виде: “ Семантический способ словообразования – это такой способ, когда новое значение придается производящему слову без помощи морфем”.
Занятие № 13. “ Морфемика. Окончание”.
Цели урока: дать представление о морфемике как разделе языкознания, ввести определение окончания, потренировать в нахождении изучаемой морфемы, в том числе и нулевого окончания.
Занятие № 14. “Корень и исторические изменения в составе слова”.
Цели урока: познакомить детей с этимологией как наукой о происхождении слова и его родственных отношениях с другими словами, ввести определение корня, показать, что в морфемике корень – непроизводная основа, т.е. та часть слова, для которой сегодня нельзя найти производящую основу.
Занятие № 15,16. “ Состав слова. Морфемный разбор”.
Цели уроков: познакомить учеников с порядком морфемного разбора.
Для облегчения работы дети получают памятку “Порядок морфемного разбора”:
“Чтобы разобрать слово по составу, необходимо:
1) найти морфемы, образующие формы слова: преподаватель ?;
2) установить, от какого слова образовано данное слово: преподаватель (человек, который преподает) <-- преподавать;
3) построить, если это необходимо, словообразовательную цепочку, выделив последовательно все словообразовательные морфемы: преподава/тель<-- пре/подавать <-- по/давать <--да/ва/ть <-- дать;
4) найти непроизводную основу (корень), подобрав однокоренные слова: препоДАватель (т.к. дать, выдать, задание, задача);
5) сделать вывод о морфемном составе слова: пре/по/да/ва/тель?”.
Занятие № 16. “Чередование звуков в словах”.
Цели урока: познакомить с историческим явлением - чередованием, научить детей видеть чередования гласных и согласных в различных морфемах слова.
Следующие занятия строятся традиционно, посвящаются изучению орфографических тем, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях, гласных и согласных в приставках, букв ы, и после приставок, оканчивающихся на согласные, приставок пре- и при-. На изучение всего раздела следует отвести 32 часа.
Таким образом, мы предлагаем не только вернуть курс “Словообразования” на школьные уроки, но и предварить им изучение “Морфемики”, опираясь первоначально на знания о составе слова и морфемах, полученные детьми в начальной школе. Это не противоречит общепринятому подходу, поскольку, как утверждали Н.М.Шанский и А.Н.Тихонов, “конечной целью словообразовательного анализа является установление структуры слова и его места среди других слов на определенном временном срезе” (3,с.8).
Литература:
- Русский язык:5:Учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская и др.- 21 изд.-М.: Просвещение,1994.
- Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся/ М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; Под ред. Н.М.Шанского.-4-е изд.- М.:Просвещение, 1988.
- Прокопович Н.Н. Методика изучения грамматики и лексики в У классе.- М.-Л.:Издательство Академии педагогических наук РСФСР,1948.
- Современный русский язык: В 3-х ч. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.”.Ч. 2.Словообразование. Морфология./Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов.-М.:Просвещение,1981.
- Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.- 29-е изд.-М.:Просвещение,2002.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1985.
- Марков В.М. Явление нулевой суффиксации в русском языке. -В кн.: Межвузовская конференция по исторической лексикологии, лексикографии и языку писателя /тезисы докладов/.-Л.,1961.
- Марков В.М. Замечания о конфиксации в современном русском языке// Jezyk Rosyjski ,Warszawa, 1968, №4.-С.12-16.
- Кривова Н.Ф. Конфиксация как способ словообразования имен прилагательных в русском языке // Вестник Удмуртского университета, 1993, № 4.-С.12-16.
- Марков В.М. О семантическом способе словообразования в русском языке.-Ижевск,1981.